Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»




Глава «Фаталист» и ее идейно-композиционная роль в романе

Основная проблема романа Лермонтова «Герой нашего времени» чётко определена автором в предисловии: он рисует «современного человека, каким он его понимает». Его герой - «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».

Внутренний мир персонажа раскрывается в его непосредственном развитии, во всей последовательности происходящих в жизни героя событий. «История души человеческой…» - способ раскрытия внутреннего мира героя.

По какой же причине автор завершает произведение новеллой «Фаталист»?

Название определяет главную мысль заключительной части: речь пойдёт о вере в судьбу. Фатализм (в словаре Даля) [3, 438] - судьба, рок в смысле предопределенья, неизбежной, предназначенной провиденьем будущности. Фаталисты отрицают свободу воли человека и ответ его за дела.

Повествование в этой главе ведётся от лица главного героя. Печорин, размышляя о предопределении, вспоминая юношеские мечты или принимая решение в момент опасности, обнажает перед читателем свою душу, раскрывает свой сложный и противоречивый внутренний мир. Кто может точнее описать сокровенные мысли человека, кроме него самого? Оставаясь наедине с собой, нет необходимости лгать, маскировать чувства, играть роль.

Новеллу условно можно разделить на две основные части. Первая посвящена игре в русскую рулетку. «Может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому из нас заранее назначена роковая минута» - вот главный вопрос спора. [1, 273] Основное внимание здесь уделено поручику Вуличу.

В поступках и высказываниях Печорина, как и в предыдущих главах, есть то, что кажется жестоким и эгоистичным. Так, он предлагает пари, ставкой которого становится жизнь поручика Вулича. Ощущая печать смерти на лице Вулича, Печорин с хладнокровной уверенностью делится своей мыслью: «Вы ненче умрёте!»

Во второй части главным героем выступает Печорин. Он с тем же присущим его характеру хладнокровием, смелостью сам решает бросить вызов судьбе и, рискуя жизнью, обезвреживает разъярившегося казака. Смерть Вулича предначертана. То есть рок отрицать нельзя. Но, как бы ни была сильна вера в судьбу, нужно всегда пытаться действовать. Человек способен вмешаться в ход задуманного свыше. Иначе не будет развития. То же касается всего общества.

Именно в этой главе мы отчётливо слышим голос автора, отражающийся в мыслях героя. Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой целого поколения: «мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению». Печорин, как нигде более, предстаёт здесь глубоко мыслящим человеком, ищущим в своей душе ответы на вопросы.

Есть несколько причин того, почему глава «Фаталист» является завершающей в произведении.

Во-первых, это обусловлено своеобразным «композиционным кольцом». Действие романа завершается в той же крепости на Кавказе, где и происходит действие повести «Бэла».

Во - вторых, Печорин на протяжении всего романа ищет сущность бытия и размышляет, с какой целью он существует в этом мире. В «Фаталисте» офицер Вулич утверждает, что все в жизни подчинено закону предопределения и в тот же день это подтверждается его гибелью. Она происходит не от намеренной попытки застрелиться, а от руки пьяного казака, случайно встретившегося ему, на пути домой. Под влиянием этого события Печорин приходит к выводу, что, возможно, существует предопределение, но вопреки божественной воле человек сам определяет, следовать ли этому закону или нет. По признанию Печорина, «вся жизнь его была цепью сплошных противоречий уму и сердцу», поэтому и в этой ситуации он самостоятельно назначает себе печальную участь - разрушать судьбы и счастье других людей.

Таким образом, Лермонтов заставляет читателей задуматься над глубоким философским смыслом главы и оставляет их в этом состоянии.

 

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

1. Прочитайте внимательно:

Мы с вами изучали литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Вспомним черты романтизма и реализма:

Романтизм - направление в искусстве, для которого характерно: главный герой сильный. В необычной ситуации. Сражается за идеал, но погибает. «Исключительный герой в исключительных обстоятельствах».

Реализм - направление в литературе и искусстве, при котором правдиво показывается жизнь. Даются реалии и оценка. «Типичный герой в типичных обстоятельствах».

К концу знакомства с материалом вы сможете узнать:

· К какому художественному методу — романтизму или реализму – относится роман «Герой нашего времени»?

· Возможно ли, чтобы в одном произведении прослеживались признаки как романтизма, так и реализма?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: