Факторы, определяющие подходы к диверсификации государственных займов




 

Государственные займы - это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По способу размещения делятся на:

свободно обращающиеся;

размещаемые по подписке;

принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

закладные (обеспечиваются конкретным залогом);

беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку действия:

краткосрочные (срок погашения до одного года);

среднесрочные (до пяти лет);

долгосрочные (свыше пяти лет).

По видам доходности:

выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);

процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);

с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу). По месту размещения:

внутренние;

внешние.

По методу определения доходов:

с твердым доходом;

с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

с правом досрочного погашения;

без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга РФ составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг - 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг - 36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. При этом объем внешних обязательств государства вырастет почти в 2 раза, составив около 2,0 трлн. руб., внутренних - в 2,8 раз, достигнув почти 10 трлн. руб.

Динамика государственного долга РФ в% к ВВП представлена в таблице 1.

 

Таблица 1. Динамика государственного долга РФ за 2004-2014 гг.

Годы Внешний долг, млрд. руб. Внутренний долг, млрд. руб Совокупный долг в% к ВВП
      23,2
      14,2
      9,0
      7,2
      6,5
      8,3
      9,3
      11,2
      14,1
      16,1
      17,0

 

Исходя из параметров, заложенных в прогнозе социально-экономического развития РФ в 2012-2014 гг., и с учетом планируемых объемов заимствований, в предстоящий период значения показателей долговой устойчивости РФ будут по-прежнему вне опасных зон (таблица 2).

 

Таблица 2 - Показатели долговой устойчивости РФ

Показатель         Пороговое значение
1. Отношение гос. долга РФ к ВВП 11,2% 14,1% 16,1% 17,0% 25%
2. Доля расходов на обслуживание гос. долга РФ в общем объеме расходов федерал. бюджета 3,2% 3,6% 4,0% 4,5% 10%
3. Отношение расходов на обслуживание и погашение гос. долга РФ к доходам федерал. бюджета 8,2% 9,7% 10,4% 11,8% 10%
4. Отношение государ. долга РФ к доходам федерал. бюджета 58,0% 76,3% 87,7% 94,5% 100%
5. Отношение гос. внешнего долга РФ к годовому объему экспорта товаров и услуг 8,7% 10,9% 12,5% 13,2% 220%
6. Отношение расходов на обслуживание госуд. внешнего долга РФ к годовому объему экспорта товаров и услуг 0,6% 0,6% 0,6% 0,7% 25%

 

Приведенные данные свидетельствует, что возросшие объемы заимствований в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012-2013 годах может произойти превышение предельного значения (10%) показателя ликвидности федерального бюджета (отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012 году - на 1,7 процентного пункта, в 2013 году - на 2,4 процентных пункта.

В условиях реализации неблагоприятного сценария основным источником покрытия дефицита федерального бюджета станут госзаимствования. Разумная заемная политика будет создавать условия для роста возможностей в частном секторе, обеспечит инвестиционную привлекательность национальной экономики в целом.

Можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:

1) снижается общий объем;

2) повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ);

) снижается долговая нагрузка на экономику;

) из-за благоприятной внешней конъюнктуры тенденция уменьшения внешнего долга будет сохраняться и в дальнейшем.

Внутренний долг государственный - финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны. В РФ включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Верхний предел государственного внутреннего долга РФ по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей, что на 38,1% выше, чем на 1 января 2011 года.

В 2013 году внутренний государственный долг увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом.

 

Таблица 3 - Динамика и структура внутреннего госдолга РФ

  На 01.01.2011 года На 01.01.2012 года На 01.01.2013 Года На 01.01.2014 года
  млрд, руб. струк % млрд, руб. струк, % млрд, руб. % млрд, руб. струк.%
Государ. внутрен. долг, всего 3726,7   5148,4   6976,4   8826,3  
в том числе:                
государ. ценные бумаги 2933,0 78,7 4076,6 79,2 5621,1 80,6 7147,7 81,0
государ. гарантии 787,1 21,1 1064,8 20,7 1355,3 19,4 1678,8 19,0
прочая задолжен. 6,6 0,2 6,9 0,1 0,0   0,0  

 

Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга РФ будет повышаться с 78,7% на начало 2011 года до 81% на начало 2014 года.

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту, в 2011 году составит 4 076,7 млрд. рублей, или больше на 39%, чем в 2010 году. За 2011-2013 годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81% объема внутреннего долга.

В 2011-2013 годах предусматривается значительный рост государственного внутреннего долга по государственным гарантиям РФ. Законопроектом (пункт 3 статьи 15) установлены верхние пределы государственного внутреннего долга РФ по государственным гарантиям РФ: на 1 января 2012 года - 1 064,8 млрд. рублей, на 1 января 2013 года - 1 355,3 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - 1 678,8 млрд. рублей.

К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19% объема государственного внутреннего долга РФ, или 2,7% ВВП.

Купонные облигации могут выпускаться с фиксированной процентной ставкой, доход по которой выплачивается постоянно на протяжении всего срока обращения облигации. Установление фиксированной процентной ставки возможно при стабильной экономике, когда колебания цен и процентных ставок весьма незначительны. В условиях высоких и резко изменяющихся процентных ставок установление фиксированной номинальной доходности чревато большим риском для эмитента. При снижении процентных ставок эмитент должен будет выплачивать инвесторам доход по ставке, зафиксированной при эмиссии облигаций.

Объем внутреннего государственного долга РФ, выраженного в государственных ценных бумагах, снизился по сравнению с показателем на 1 января 2009 г. (1 трлн. 421 млрд. 439 млн. руб.) на 1,7% и составил на 1 апреля 2009 г. 1 трлн. 397 млрд. 268 млн. руб.

На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:

) снижен уровень доходности по государственным облигациям;

) стратегия формирования портфеля внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;

) значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям.

Одним из негативных последствий внутренних государственных заимствований является так называемый «эффект вытеснения частных компонентов совокупного спроса». Его суть состоит в следующем. Если правительство выпускает облигации государственных займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственных заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (не снижение) может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных расходов «вытесняет» все виды негосударственных расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также чистый экспорт.

 

3.
Роль региональных нормативно-правовых актов в формировании правовой основы управления государственным долгом субъектов РФ

 

Государственный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

Долговые обязательства возникают у субъекта РФ по двум каналам:

) в результате заключения договоров государственного заимствования;

) в результате предоставления гарантий по обязательствам третьих лиц.

Отсюда вытекают и формы долговых обязательств.

При государственных заимствованиях долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме:

) кредитных соглашений и договоров;

) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

) договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

При предоставлении государственных гарантий формой долгового обязательства выступает договор о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ.

Кроме того, долговые обязательства субъекта РФ могут приобрести форму соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что исполнение государственных гарантий субъекта РФ подлежит отражению в составе расходов бюджетов субъектов РФ как предоставление кредитов.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов соответствующего бюджета.

Учет выданных гарантий субъектов РФ, учет исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям ведет финансовый орган исполнительной ветви власти субъекта РФ.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает предельный объем государственного долга субъекта РФ.

В частности, предусмотрено, что законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга этого субъекта с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным гарантиям.

Управление долгом региона - это процесс выработки и осуществления стратегии, направленной на привлечение через долговые операции на рынке капитала необходимых для развития региона средств, при соблюдении приемлемых уровней финансового риска и цены привлекаемых с помощью займов денежных ресурсов. Органы власти региона, осуществляя управление долгом, должны стремиться к тому, чтобы уровень задолженности и темпы ее роста ни при каких обстоятельствах не ставили под угрозу его кредитоспособность.

Управление долгом должно иметь своей целью создание запаса прочности в финансах региона на случай резких негативных перемен на финансовом и долговом рынках, обеспечивать способность региона расплатиться по своим обязательствам с минимально возможным риском и финансовыми издержками в самой неблагоприятной ситуации.

Управление долгом должно распространяться на все финансовые обязательства, выпущенные региональными органами власти. Оно должно являться составной частью общей бюджетной политики и быть глубоко интегрировано в бюджетный процесс. Не существует управления долгом в отрыве от процесса планирования и исполнения бюджета региона. Органы управления региона, вовлеченные в процесс управления долгом, должны на постоянной основе обмениваться информацией, касающейся хода исполнения бюджета, выполнения плана поступления доходов и осуществления расходов, складывающейся на финансовых рынках и рынках капитала.

Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что осуществление субъектом РФ государственных заимствований, а также предоставление этим субъектом государственных гарантий иным заемщикам допускаются только в случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете на текущий финансовый год следующих параметров:

привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета;

предельного размера государственного долга субъекта РФ;

расходов на обслуживание соответствующего государственного долга субъекта РФ в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ, утвержденный законом о региональном бюджете, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета.

Так, если при исполнении бюджета субъекта РФ имеет место превышение предельного размера государственного долга, установленного для данного субъекта, но при этом субъект РФ все-таки в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, принятие этим субъектом новых долговых обязательств осуществляется только после приведения бюджетных параметров в соответствие с требованиями о предельных объемах расходов на обслуживание и погашение государственного долга, за исключением заимствований (принятия других долговых обязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения долга субъекта РФ.

Однако, если при исполнении бюджета субъекта РФ имеет место превышение предельного размера государственного долга, установленного для данного субъекта, но при этом субъект РФ не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный на то орган государственной власти РФ может применить следующие меры:

назначить проверку исполнения бюджета субъекта РФ;

передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Министерства финансов РФ;

принять иные меры, предусмотренные бюджетным законодательством РФ.

Согласно Бюджетному кодексу РФ управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Исходя из теоретических представлений о сущности данной категории, она охватывает собой следующие виды действий:

) оценку текущего состояния и прогноза на предстоящий период государственного долга, с определением показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания долга;

) определение объемов, форм и условий государственного заимствования субъектом РФ, регистрацию государственных заимствований в установленном порядке;

) определение объемов, форм и условий предоставления государственных гарантий субъекта РФ, регистрацию гарантий в установленном порядке;

) осуществление финансового контроля и мониторинга получения государственных заимствований, погашения и обслуживания государственного долга субъекта РФ;

) подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры государственного долга субъекта РФ, в том числе по государственным ценным бумагам, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования.

Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих долг субъекта РФ, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.

Орган, исполняющий бюджет субъекта РФ, ведет реестр задолженности государственных унитарных предприятий субъекта РФ.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает единую систему учета и регистрации государственных заимствований субъектов РФ.

Информация о долговых обязательствах вносится соответствующими уполномоченными органами в государственную долговую книгу субъекта РФ в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

В государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ (в том числе гарантий) по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.

долг государственный займ иностранный


Список литературы

 

1. Бюджетный Кодекс РФ.

2. Положение от 1 декабря 2004 г. №703 «О Федеральном казначействе».

. Алехин, Б.И. Государственный долг: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061000 «Гос. и муницип. упр.» и 060400 «Финансы и кредит» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 335 с.

4. Вавилов, А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления / А. Вавилов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Городец, 2009. - 396 с.

. Карелин, О.В. Регулирование международных отношений России / О.В. Карелин. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 173 с.

. Когденко, В.Г. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 159 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: