Анализ ДНК и генома человека также доказывает этот научный логический анализ.




Уфа древний центр татарской цивилизации Евразии.

Уфа с древности являлась центром татарской экономики, веры,культуры, государственности в евразийском регионе,её история уникальна и драматична.Город был вначале организован скифско-сарматской империеи, затем восстановлен балтскими, мадъярскими финно-угорскими,булгарскими племенами, в период Золотой Орды стал форпостом империи татар на Урале.

Уфа - статистика.

На 1 января 2019 года по численности населения город Уфа находился на 11 месте из 1115городов Российской Федерации.Также является 31-м городом Европы по численности населения.Численность населения Уфимской агломерации (городской округ город Уфа, муниципальные районы Уфимский, Благовещенский, Чишминский, Иглинский, Кармаскалинский и Кушнаренковский районы) составляет 1 454 053 чел. (2017). С 2008 года сложился естественный прирост населения. По данным на 1 января 2009 года на долю города приходилось 25,4 % всех жителей республики или 42,2 % городского населения. Численность женщин преобладает над численностью мужчин (54,5 и 45,5 % соответственно), на 1000 женщин приходится 835 мужчин. Доля лиц моложе трудоспособного возраста 15,4 %, трудоспособного возраста — 65,2 %, старше трудоспособного возраста — 19,4 %. Средняя продолжительность жизни на 2016 год была: женщины — 75 лет, мужчины — 66 лет.

Национальный состав

Национальный состав Уфы согласно Всероссийской переписи населения 2010 года: русские — 48,9 %, татары — 28,3 %, башкиры — 17,1 %, украинцы — 1,2 %, лица других национальностей — 4,5 %. По этим статическим данным можно сказать то, что численность татар в городе на порядок больше так, как в составе башкир города в ней указывались татары переписанные в башкиры по паспортным данным.

Года Численность населения (человек) в том числе/

русские/ башкиры татары украинцы

1897 49 275 / 42 062 3 151 2 524 43

1920 92 800 / 69 900 1 200 10 000 1 700

1923 85 300 /64 000 3 600 12 500 н.д.

1926 98 537/74 785 4 632 14 331 534

1939 250 000/ 176 400 15 400 39 000 6 200

1959 546 87/355 192 30 321 115 146 15 131

1970 770 90 /475 480 54 368 183 326 19 257

1979 976 858/ 568 504 92 678 240 881 25 739

1989 1 079 765/585 337 122 026 291 190 28 107

2002 1 049 479/530 136 154 928 294 399 17 772

2010 1 071 640/494 723 172 794 286 409 12 485

Генезис названия

Название города происходит от потамонима Уфа, существует несколько версий происхождения:

 

В «Памятной книжке Оренбургской губернии на 1865 год» приводится следующая версия: «На правыхъ возвышенныхъ берегахъ Бѣлой — городъ Уфа (слово башкирское, значитъ „тёмная вода“), такъ названный издавна башкирцами».

Кузеев Р. Г., ссылаясь на Камалова А. А., указывает, что название происходит от слова «upe» — река, встречающегося в балтийских языках.

По мнению А. К. Матвеева, название реки иранского происхождения, от «aп» — вода.

По версии языковеда-тюрколога Н. К. Дмитриева и краеведа А. Н. Сергеева название города происходит от слова «Уба», что на татрском и башкирском языке означает «холм», «курган».

Версия от названия финно-угорско-иранского башкирского племени упей (татарск.,башк. өпәй).

Татарская Уфа и Урал - гуманистическая цивилизация мира.

На рекламных баннерах города совершенно справедливо пишут о том, что Башкортостан и Уфа это душа Урала и сердце Евразии,и так как именно с Терра Башкирии, с этой Богоизбранной Земли с Края талантов исходит генезис цивилизации Мира.

Эту гипотезу подтверждает при комплексном анализе и языковые исследования. Сравнительно-лингвистические научные разработки англо – саксо - викингских татарского и башкирского языков показывают родство фонем и древней лексики этих языков; поэтому можно сделать вывод о Волжско-Южно-Уральском происхождении викингов и англо-саксов. Об этих фактах писали и пишут многие татарские башкирские и российские учёные профессора-лингвисты.

Анализ ДНК и генома человека также доказывает этот научный логический анализ.

В плане филологического анализа, кстати,очень много общего в языках англо-саксо-викиговых групп с русским славянским языком: это уже доказанный научный факт данные языки входят в состав одной индо-европейской группы.

Территория Урала, с точки зрения Провидения уникальная точка земного шара, здесь много святых мест Православного, Мусульманского, Языческого характера. Урал и Уфа – это энергетически весьма мощное пространство. Урал несомненно мегапассионарная земля. Думаю, что с точки зрения Судьбы и Космоса, Урал является Богоизбранной частью вселенной. Здесь стык мира доброты и мира зла. Неслучайно тут был распят последний русский царь Николай II. Здесь во многом решается судьба России и мира в целом. И демократ-реформатор России Борис Ельцин тоже был связан судьбой с Уралом.

В степях Волжского региона и Южного Урала, родилисьТатарский Башкирский батыры, патриоты своих народов –Минтимир Шаймиев и Муртаза Рахимов, которые, инновационно облагородили республику Татарстан и Башкортостан.

Ограничивать историю России только историей Московской Руси с научной точки зрения, было бы не очень корректно. Несомненно, история Московского княжества, героична, драматична и весьма достойна; но без истории Татарстана, Башкортостана, Удмуртсткой республики, Оренбуржья, Пермского края, Екатеринбурга, Кавказа, Камчатки и т.д. трудно понять и увидеть всю красоту, драму и уникальность Российской истории.

Рассмотрим историю Южного Урала: это современная территория республики Башкортостан, Челябинска и Оренбургской области.

В период Древнего мира, на территории Южного Урала и Волги, эффективно функционировала Скифо-Сарматская империя, которая по своей мощи, не уступала империи Персов, а за тем и Эллинской империи Александра Македонского. В это время Индо-Европейские племена с территории Южного Урала и Волги, перекочёвывают на пространства Европы и Индии, часть Ариев остаётся на автохтонной земле.

О высоком уровне Скифо-Сарматской цивилизации говорит раскопанная в курганах Оренбуржья профессором-археологом Пшеничнюком «Сарматское золото». По художественно-ювелирному мастерству эти изделия, ни чем не уступают современным идентичного характера. Археологические находки хранятся в Башкирском музее археологии и этнографии.

Далее на территории Южного Урала и Волги доминируют: Гуннская империя, Тюркские каганаты, Великий Булгар, Золотая Орда, Татарские ханства, Московская Русь, Российская империя, Советский Союз и ныне, Российская Федерация.

На Урале человек жил уже с периода каменного века. Об этом аргументировано свидетельствует находки следов древнего Гомо сапиенса в пещерных системах региона, наиболее яркий источник это пещера Шульган-таш (Капова пещера). Об этих древних временах зари человечества повествует древне-башкирский эпос (Урал батыр) В произведении Урал проявляет самоотверженный общегуманистический жанр мирового добра: отказывается от вечной жизни ради вечности мира. В этом гуманизме главный принцип, дух уральской цивилизации, ее философия и религия.

Древний человек Урала и Волги освоил производство железа, стал изготавливать из него орудия труда и оружия, предметы быта и культуры, приручил лошадь, изобрел колесо, юрту в конечном счете создал кочевую цивилизацию.

Далее человек Урала и Волги сформировал земледельческую и городскую урбанистическую цивилизацию. Об этом свидетельствует система городов древнего Аркаима, Древняя татарско-башкирская кала (город) Уфа, финно-угорские городища.

Эпос «Урал Батыр» написан на заре истории человека, Янбирде и Янбика фактически это Адам и Ева. Данный сюжет и герои, являются доказательством того, что Башкирско-Уральская цивилизация одна из древнейших в истории человечества.

Татарский и Башкирский курай является древнейшим музыкальным инструментом человечества, это потверждает мысль о том, что Татарско-Башкирско-Уральская цивилизация одна из основных, древних культурно-доминатных систем гомосапиенса.

С Урала исходили в Европу и на восток арии-индоевропейцы, скифы, сарматы, гунны, венгры-мадьяры, истоки тюркских каганатов брали начало с Урала. На территории Уральских гор, Оренбуржья Волги их потомками являются татары, башкиры, казаки, финно-угры.

В 6 веке нашей эры во времена Восточного и Западного тюркских каганатов на Урал и Волгу прибыли тюрки-татары во главе которых были башкиры так как их называли «головные волки».

Эти номады ассимилировали местное население и привнесли в социум края доминирующий вид экономики в форме комплексных ментально-укладовых субсистем в том числе как земледельческого так и кочевого хозяйства. Это стало татарско- башкирской этнической константой – национальной особенностью, идентичностью, затем эта многокомпонентность экономики стала доминантой в хозяйстве Булгара, Золотой Орды, Казанского ханства, Российсской империи.

В Булгарском ханстве поэт мирового масштаба Кол Гали пишет поэму о Юсуфе ставшее классикой татарского и башкирского народов, да и в целом классическим произведением мировой литературы.

На кочевой войсковой цивилизации Урала и Волги строилась Золотая Орда, посттатарские ханства, затем Российская империя.

Генетические, духовные истоки европейских, восточных, евразийских цивилизаций восходит своими корнями с татарско- башкирского Урала. Их генезис был с Урала и Волги – степной и лесной зоны Евразии, либо они здесь духовно трансформировались и модифицировались.

О Величие башкирского духа говорят и такие факты: среди башкир не существовало крепостных, они самоотверженной борьбой, своей кровью отстояли исконные вотчинные земли, свободу, и права; среди них не было крещеных башкир, они сохранили свою веру ценой бунта и огромных кровавых жертв.

Русская самодержавная империя не доверяла башкирам, как впрочем и всем инородцам, наглядный пример тому, это трагичная судьба Кахым Тури, который самотверженно воевал с французами на стороне Русского государства, дошёл до Парижа, всей душой и сердцем был предан России, но правительство по - иудски: хлебосольно угощая батыра отравило его, боясь авторитета военначальника у башкир и татар так как он мог поднять восстание среди обездоленных народов Урала и Поволжья, доведённых до такого жалкого состояния русской государственной имперской политикой.

В столице российской империи в Санкт-Петербурге в первые в истории России Гайнинский татарин (гәйнә татары, на севере Башкортстана их так называют, например, в Татышлинском районе РБ) Исмагил Тасимов основал Горный институт, это говорит о том, что татары и башкиры владели солидными финансами и научными знаниями в горном деле, на уровне передовой мировой науки.

В период российской империи татары и башкиры в течение 300 лет поднимали кровавые восстания, которые подавлялись жесточайшим образом – каленым железом и в итоге ценой огромных жертв, самопожертвование они добились свободы вероисповедания, то есть боролись за демократический цивилизованный общемировой гуманистический принцип свободы совести на ряду с передовыми странами мира.

Род гения татарской литературы Габдуллы Тукая по линии матери восходит к муллам из гайнинских татар.

Татары и Башкиры Урала в борьбе с большевиками и белогвардейцами ценой своих огромных жертв, реками крови добились создания федеративного устройства в России.

В этой борьбе истинным полководцем мирового уровня проявил себя Муса Муртазин и учёным и политиком мирового масштаба Заки Валиди.

Башкир и татарин если предан, то до могилы, умрёт ради друга, но не продает и не предаст если же ненавидит, то тоже до смерти. Таков менталитет татарского башкирского народа.

На татарско-башкирском Урале образовалась уникальная социальная структура у каждого социального слоя своя культурная система – модуль и свой ментально – экономический уклад, на фундаментальной основе этой системы лежит мусульманско- тюрский принцип патронализма, коллективизма, социальной солидарности и справедливости.

Тоталитарная система коммунистической партноменклатуры. Не смогла сломать дух свободолюбивого поэта – бунтаря истинного башкира Рами Гарипова.Он получал образование и формировался как свободолюбивый поэт именно в Уфе.

Башкирская земля Урала родила миру гениального танцора, татарина Рудольфа Нуриева и великого поэта, писателя, драматурга, татарина Мустая Карима.На их судьбу и творчество сильное влияние оказали колорит, аура, энергетика Уфы.

Уфа дала Россиийской цивилизации таких гениальных певцов как Юрий Шевчук (по линии матери татарин) и татарки Зенфиры Рамазановой.

Татарско-уфимско-уральская душа это душа мирового уровня, это и отважный воин, это и лиричный поэт, это и мудрый философ, это и милосердный верующий, это и тонкий учёный, это борец за правду и справедливый бунтарь, это и самоотверженный преданный друг, любящий все человечество, это и расчётливый купец и предприниматель, это и умелый скотовод и ремесленник, это и смертельно опасный враг.

Урал энергетически и пассионарно сильная экосистема взаимосвязанная с космосом, гидромиром и глубинами геологии о чем повествует татарские и башкирские эпосы, он транслирует вселенскую идею о том, что надо быть гуманным, человеколюбивым и милосердным – то есть надо быть истинным человеком!

В 1917 году башкиры и татары во главе, с типтярином по национальности и сословию, Заки Валиди в Оренбурге в Караван Сарае создали первую в России автономную национально-территориальную Республику Башкортостан со своим Правительством со своей армией тем самым они стали основателями современной политической системы в форме Российской Федерации.

В период Великой Отечественной войны Башкирская кавалерийская дивизия под командованием татарина генерала Миннигали Шаймуратова по количеству героев Советского Союза была первой в СССР. Башкирский генерал, когда вёл в атаку уральских батыров, говорил: «Потомки Салавата Юлаева не умеют отступать! Вперёд в атаку герои!». Полководец сам геройски погиб.

В современной истории во времена Афганской и Чеченской войн татарские и башкирские бойцы были на хорошем боевом счету в Вооружённых силах и МВД РФ.

Дух кочевника-воина, волка степей, покорителя мира в душе уфимских татар и башкир пылает до сих пор. Эти волки степей в 1812 году дошли до Парижа, а в 1945-ом водрузили знамя победы над Рейстагом- это был сержант-разведчик Гази Загитов. О величии и силе духа говорит и тот факт что типтярин Александр Матросов (Шакиржан Мухамедъжанов родом из Учалов) закрыл своей грудью фашистскую амбразуру, тем самым спас жизни своих товарищей и определил успех атаки.

ТАССР и БАССР при Советском Союзе считалась трудолюбивыми и образованными республиками, орденоносными республиками. Здесь были развиты сельское хозяйство, машиностроение, нефтехимическая промышленность.
В период перестройки и развала тоталитарной империи в 90-е годы Татарстан и Башкортостан были регионами донороми и стояли у истоков истинного федерализма в России.
Татарстан и Башкортостан являются на сегодняшний день в экономике России одними из передовых опорных регионов, флагманскими республиками российского государства, надёжными деловыми партнёрами. Особенно Татарстан эффективная экономическая политика Руководства и Президента Республики до сих пор позволяет краю оставаться регионом-донором. Также здесь проводятся политические мероприятия мирового уровня такие как заседание ШОС и БРИКС, Международные детские игры и т.п.
Татарско-Башкирская, Волжско-Уральская цивилизация всегда стремилась сделать Россию более комфортным, цивилизованным, гуманным государством и в этом большая заслуга города Уфы.

 

Дух Урала.

Кровавы истории Урала…

Жестоко испытывала

Судьба татар и башкир, империи сатанели,

Но все равно татары и башкиры твердили:

Свобода, свобода!

Диктатуры пожирали лучших сыновей и дочерей…,

Но татарин и башкир не преклонялся перед тиранами,

В неравной схватке бился, погибал…

Не склонял головы, умирая, на последнем вздохе,

Твёрдо шептал: свобода, свобода!

 

Ранняя история Уфы

 

Ранняя история окрестностей Уфы уходит в далёкое прошлое, во времена древнекаменного века (палеолита).Палеоли́т (др.-греч. παλαιός ‘древний’ + λίθος ‘камень’; = древнекаменный <век>) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 1 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э.Выделен в 1865 г. Джоном Лаббоком. Палеолит — эра существования ископаемого человека, а также ископаемых ныне вымерших видов животных. Он занимает большую часть (около 99 %) времени существования человечества и совпадает с двумя большими геологическими эпохами кайнозойской эры — плиоценом и плейстоценом.

В эпоху палеолита климат Земли, её растительный и животный мир значительно отличались от современных. Люди эпохи палеолита жили немногочисленными первобытными сообществами и пользовались лишь оббитыми каменными орудиями, не умея ещё шлифовать их и изготавливать глиняную посуду — керамику. Тем не менее, кроме каменных орудий изготавливали также орудия из кости, кожи, дерева и других материалов растительного происхождения. Они занимались охотой и собиранием растительной пищи. Рыболовство только начинало возникать, а земледелие и скотоводство не были известны.

Начало палеолита (2,5 млн лет назад) совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей, эректус (архантропов) типа олдувайского Homo habilis. В конце палеолита эволюция гоминид завершается появлением современного вида людей (Homo sapiens). В самом конце палеолита люди начали создавать древнейшие произведения искусства, и появились признаки существования религиозных культов, такие как ритуалы и погребения. Климат палеолита несколько раз изменялся от ледниковых периодов до межледниковых, становясь то теплее, то холоднее.

Конец палеолита датируется примерно 11—10 тыс. лет назад. Это время перехода к мезолиту — промежуточной эпохе между палеолитом и неолитом.

Палеолит условно разделяется на нижний и верхний, хотя многие исследователи выделяют также из нижнего палеолита средний. Более дробные подразделения верхнего или позднего палеолита имеют только местный характер, так как разнообразные археологические культуры этого периода представлены не повсеместно. Временные границы между подразделениями в разных регионах также могут различаться, так как археологические культуры сменяли друг друга не одновременно.

В XIX веке Габриэль де Мортилье выделял эолит как эпоху, предшествующую палеолиту. В настоящее время термин не употребляется, критерии Мортилье признаны ошибочными. Кроме того, в русскоязычной археологической литературе верхний и средний палеолит иногда обозначаются термином «археолит».

Раскопки профессора, археолога Н.А. Мажитова древнего городища в центре Старой Уфы, доказывают то, что уже в период скифо-сарматской империи на территории современной Уфы динамично развивался древний татарско- башкирский город- центр урбанистической цивилизации на Урале.

На карте братьев Пицигани (1367 г.) и в Каталонском атласе (1375 г.) примерно в междуречье Камы и Яика, ориентировочно на реке Белой был обозначен город Паскерти (Pascherti) (Башкорт).На карте Герарда Меркатора 1554 года также нанесён город Паскерти. Французский востоковед Анри Кордье связывает положение этого города на карте с местонахождением современной Уфы. Выдающийся арабский автор XIV века Ибн Хальдун в числе крупнейших городов Золотой Орды называл город Башгирд (Башкорт),а западно-европейские картографы XIV—XVI веков помещали его в районе устья реки Уфы. Золотая Орда сделала Уральский регион страной городов. Уфа стала центром татарской государственности, экономики, ислама и культуры.

Результаты современных раскопок и радиоуглеродного анализа показывают, что основное время существования поселения приходится на IV—VIII вв. Анализ полученных на территории памятника материалов свидетельствует, что следует вести речь о двух не связанных между собой объектах. Первый объект — раннесредневековое Городище Уфа II, существовавшее в IV—VIII вв. и возможно и в IX в. Второй объект — место активности в домонгольское и золотоордынское время (XII—XIV вв.)

В XVI веке на территории Уфы располагалась зимняя ставка башкирского наместника правителя татарской Ногайской Орды. Русский историк XVIII века Пётр Рычков, имевший в распоряжении недошедшие до нас рукописные документы по истории Уфимской губернии XV—начала XVI веков и исторические предания башкирского народа, писал, что на территории города Уфы до прихода русских существовал большой город, простиравшийся по высокому берегу реки Белой от устья реки Уфы «вёрст на десять», в котором находилась ставка татарского Тура-хана.

В сочинении «Краткое описание губернского города Уфы с начала его построения до сего 1806 года» относительно основания города приведены следующие слова чиновника Оренбургского губернского правления Василия Ребелинского:

Что ж касается башкирцев, то видно из многих описаний, как сего народа, так и о жительстве их, кои от различных возмущений, как и междоусобных воин, так и соседних своих народов, строили маленькие укрепления и городки и наконец, соединясь во множестве, распространили свои жилища и укрепления, а для сей причины и город Уфа построен.

 

XVI—XIX века

После вхождения в 1557 году Башкортостана в состав Московского царства башкиры обратились к Ивану IV с челобитьем о строительстве на их земле города. П. И. Рычков писал об этом событии: «По достоверным выправкам нашлось, что башкирцы о построении сего города челобитье своё имели в 7081 (1573) году не только для того одного, чтобы им положенный на них ясак тут, как внутри их жилищ, платить было льготнее, но и от неприятелей бы иметь им здесь убежище и защиту». В шежере башкир племени юрматы говорится: «Трудно было возить ясак в город Казань, который был далеко: у великого царя просили построить город Уфу на своей земле». В шежере юго-восточных башкир повествуется о том, что «башкиры стали просить царя, чтобы для отражения набегов… и для удобности взноса ясака дозволено было на их земле построить город».

В 1574 году в устье рек Сутолоки и Ногайки, на Троицком холме, отрядом стрельцов во главе с воеводой Иваном Нагим был возведён Уфимский кремль.

В 1586 году Уфа получает статус города и становится административным центром Уфимского уезда. С появлением Уфимского уезда в крае была учреждена воеводческая форма управления. По свидетельству историков, первым воеводой стал присланный Москвой Михаил Нагой. Воевода возглавлял главное административное учреждение города — Уфимскую приказную избу. Ему подчинялось гарнизонное войско в 150—200 стрельцов. С постройкой городских стен и появлением посада (торгово-промышленной части, примыкавшей вплотную к крепости), находившийся в центре острог стал называться кремлём. Кремль был обнесён частоколом из брёвен общей длиной 440 метров, над южной и северной его частями возвышались дубовые башни.

В середине XVII века город получает свой гербовый знак. В Казани была отлита печать Уфимской приказной избы с изображением на ней бегущей куницы (впоследствии этот символ будет украшать герб Уфы). Население города вместе с гарнизоном к этому времени насчитывало около полутора тысяч человек.

Одна из самых драматичных страниц в истории Уфы той эпохи связана с событиями Крестьянской войны 1773—1775 годов. Как писал А. С. Пушкин, первый историограф Пугачёвского восстания, осенью 1773 года сподвижник Пугачёва яицкий казак Иван «Чика» Зарубин «остановился в селе Чесноковка, в десяти верстах от Уфы, взбунтовал окрестные деревни, большею частью башкирские, и отрезал город от всякого сообщения». Количество повстанцев достигало пятнадцати тысяч человек, число защищающихся едва превышало тысячу. В городе не хватало продовольствия, фуража для скота, топлива. Восставшие дважды подступали к стенам Уфы, но взять её так и не смогли. Весной 1774 года из Казани на помощь осаждённым выступили регулярные войска под командованием подполковника И. И. Михельсона. Окрестности Уфы превратились в арену ожесточённых сражений. 24 марта хорошо вооружённые правительственные войска сломили отчаянное сопротивление повстанцев.

Из города-крепости Уфа в XVII—XVIII веках постепенно превратилась в административный и экономический центр края. С 1708 года она находилась в составе Казанской губернии. В 1728 году город стал центром Уфимской провинции, воевода которой подчинялся непосредственно Сенату. В 1744 года Уфа приписана к Оренбургской губернии. С декабря 1781 года город стал центром Уфимского наместничества, губернатором которого был назначен Иван Варфоломеевич Ламб. В 1796 году город вновь передан в Оренбургскую губернию. С 1802 года Уфа стала губернским городом с резиденцией губернатора и губернских учреждений. В 1865 году Уфа стала центром Уфимской губернии.

 

XX—XXI века

5 июля 1918 года в ходе начавшейся в России гражданской войны Уфа занята частями выступившего против большевиков Чехословацкого корпуса и перешла под контроль структур Комитета членов Учредительного собрания (Комуча). С 8 по 23 сентября 1918 года в городе проходило Уфимское государственное совещание, наиболее представительный форум антибольшевистских правительств, политических партий, казачьих войск и местных самоуправлений востока России. 23 сентября 1918 года было образовано Временное Всероссийское правительство, известное также как Уфимская директория. Оно находилось в городе до 9 октября 1918 года, после чего переместилось в Омск. В декабре 1918 года Уфа была занята войсками Красной Армии. 13 марта 1919 года город был захвачен войсками Колчака, но уже 9 июня того же года он вновь отбит Красной Армией.

14 июня 1922 года декретом ВЦИК «О расширении границ Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики» Уфимская губерния была упразднена. Уфимский, Бирский, Белебеевский и Златоустовский уезды Уфимской губернии включены в состав Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики. В состав республики также были включены Тургоякская, Сыростанская, Миасская волости, город Миасс Миасского уезда Челябинской губернии, позднее в неё возвращённые. Из Малой Башкирии в Челябинскую губернию передан Яланский кантон. Мензелинский уезд Уфимской губернии в 1920 году был включён в состав образованной Автономной Татарской Социалистической Советской Республики. Уфа стала официальной столицей Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики.

В годы Великой Отечественной войны в Уфу из западных районов СССР были эвакуированы десятки промышленных предприятий, некоторые государственные учреждения и научно-исследовательские институты, сотрудники Коминтерна, писатели и Академия наук Украины. (подробнее…)

В 2015 году в Уфе проходил саммит Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. В 2020 году в Уфе пройдёт VI Фольклориада. В 2021 году Уфа проведёт XLVII Международный конгресс по пчеловодству «Апимондия».

 

Библиография.Источники. Материалы взяты:

1. Из интернет энциклопедии "Википедия".

2. Археологического атласа Башкортостана.Под ред.проф. Н.А. Мажитова

2. Книги:История Уфы.

3. Из материалов НИ "Башкирская энциклопедия".

4. Из учебников и хрестоматий книг "История Башкортостана".

5. Мажитов Н.А.Бахмутинская культура. М., 1969; Тайны древнего Урала. Уфа, 1973;

6.Мажитов Н.А. Южный Урал в VII—XIV вв. М., 1977;

7. Мажитов Н.А.Курганы Южного Урала в VIII—XII вв. М., 1981.

8. Мажитов Н.А.Южный Урал в VII—XIV вв. М.: Наука, 1977.

9. Мажитов Н.А.Курганы Южного Урала в VIII—XII вв. М.: Наука, 1981.

10. Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука, 1981.

11. История Башкортостана с древнейших времен до XVI в. Уфа, Китап, 1994. (Н.А. Мажитов, А. Н. Султанова).

12. Кузеев Р. Г. Проблемы этнической истории народов Среднего Поволжья и Южного Урала с середины второй половины I тыс. н. э. до XVI в.

13. Кузеев Р. Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа, 1978.

14. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения. — М.: Наука, 1974. — 572 с. — 2400 экз. (в пер.)

15. Кузеев Р. Г. Очерки исторической этнографии башкир: Родоплеменные организации башкир в XVII—XVIII вв. Уфа

16. Кузеев Р. Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала: Этногенетический взгляд на историю. - М.: Наука, 1992. - 347с.+таб..

17. Кузеев Р. Г. Национальные движения в Волго-Уральском регионе и федерализм в России // Этничность и власть в полиэтнических регионах. М.: Наука.

18. Кузеев Р. Г. Государственная программа «Народы Башкортостана». Уфа.

19. Кузеев Р. Г. Декоративное творчество башкирского народа. - Уфа, 1979. (В соавторстве).

20. Кузеев Р. Г. Демократия. Гражданственность. Этничность. «Народы Башкортостана»./ Отв. редактор М. Н. Губогло. - М.: ЦИМО. 1999г. 376с.

21. Фатхиев Р. И. Методика преподавания истории в школах Башкортостана и России. (Сборник-монография научных статей). Уфа, типография Дзержинского, 1998 г.

22. Рабит Фәтхи."Башкортстан – дөнья үзәге! "(Рабит Фатхи."Башкортостан-центр мира!")// Журнал "Тулпар", №4, 2019 г.

23. История Башкортостана с древнейших времен до 1917 г. Уфа, 1991.

24. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х гг. XIX в. Уфа, 1997.

25. Обыденнов М., Иванов В. Уфа: из тьмы истории до Кремля // Бельские просторы. 1999. № 7.

26. Обыденнов М. Ф. Тайны Уфимских холмов. Уфа, 1986.

27. Иванов В. А. Откуда ты, мой предок? (Взгляд археолога на древнюю историю Южного Урала). СПб., 1994.

28. Гвоздикова И. История города Уфы // Ватандаш. 1999. № 1.

29. Сергей Синенко Неторопливые прогулки по Уфе Городской путеводитель Уфа – 2010

30. Азнабаев Б. А. Социальная структура служилого населения города Уфы в конце XVI – первой половине XVII века // Страницы минувшего: сб. ст. Уфа, 1995.

31.Егоров Л.В. Золотая Орда: мифы и реальность. М., "Знание", 1990 г.

32.На стыке континентов и цивилизаций... (из опыта образования и распада империй Х-ХVI в.в.) Сост.Муслимов И.Б. М.:Инсан,1996.

33.Губайдуллин А.М., Каримов И.Р. Города Волжской Булгарии. Казань,2003.

34.Измайлов И.Л.,Хамидуллин Б.Л. Ислам в Золотой Орде. Казань,2008.

35. Дастан "Идегей".Разные издания.

36. «Археологическая карта Башкирии». Отв. ред. БадерО. Н., МазитовН. А. М., 1976.

37.АсфандияровА. З. «История сел и деревень Башкортостана».

Справочник. Книга пятая. Уфа, 1994.

38. ВиктороваТ. В. «Генофонд народов Волго-Уральского региона:

полиморфизм ядерной, митохондриальной ДНК и анализ мутации в генах наследственных заболеваний». Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. М., 2002.

39. КузеевР. Г. «Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения». М., 1974.

40. ЛимбарскаяС. А., Хуснутдинова Э. К., Балановская Е. В. «Этногеномика и геногеография народов Восточной Европы». М., 2002.

41. Мазитов Н. А. «Тайны Древнего Урала». Уфа, 1973.

42. Мазитов Н. А., СултановаА. Н. «История Башкортостана с древнейших времен до ХVI в.». Уфа, 1994.

43. Фаршатов Р. «Авылыбызның суын, ямен, тәмен беләм. // «Җитәкче» газетасы. 1999 ел. 4 август.

44. Фаршатов Р. «Авылыбызның суын, ямен, тәмен беләм. // «Җитәкче» газетасы. 1999 ел. 11 август.

45. Хуснутдинова Э. К. «Молекулярная этногетика народов Волго-Уральского региона». Уфа, 1999.

46.Эпос "Урал-батыр".Разные издания.

47.На основе публикаций Рабита Фатхи (Роберта Фатхиева) в журналах:"Туган җир" ("Родной край"), "Түлпар", "Ватандаш";газет: "Мәдәни җомга", "Истоки", "Кызыл таң", "Өмет", "Тәтешле хәбәрләре" ("Җитәкче"), "Татышлинские вести"; интернет порталах: "Уфимский журнал" и др. о истории "Рода Фатхи", деревни Шулган Татышлинского района Республики Башкорстан "ГДЕ ЖЕ ЗОЛОТО ШУЛЬГАНА?", истории районного центра села Татышлы "КОРНИ ТАТЫШЛОВ В ГЛУБИ ВЕКОВ".

 

Роберт Фатхиев (Рабит Фатхи)

Историк, поэт, писатель, педагог

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: