ДИВИЗИЯ ПРОРЫВА
(продолжение)
Фронтовая солидарность.
Насколько были эффективны действия морской авиации в годы войны, отмечено уже в предыдущих главах. В любом случае лётчики Балтийского флота делали всё возможное для того, чтобы достичь победы и отстоять независимость своей страны.
В их память в Калининграде воздвигнут величественный мемориал, где увековечены имена - 682-х летчиков, погибших над водами Балтийского моря, в их числе - 22 Героя Советского Союза. Всего в годы войны за мужество и стойкость, проявленные в боях с немецкими захватчиками - 114 летчиков морской авиации были удостоены геройского звания.
После вывода Российских войск из Прибалтики в Калининград, был вывезен памятник командиру 47-го штурмового авиационного полка, дважды Герою Советского Союза, гвардии подполковнику Степаняну*. Его тогда временно разместили у штаба авиации Балтийского флота. Сегодня бюст героя установлен на мемориале «Летчикам Балтики», под вздымающим в небо ракетоносцем.
Надо сказать, что солидарность авиаторов проявлялась буквально во всём. Так, в знак заслуг лётчиков морской авиации и лично командующего ВВС Балтийского флота, генерал-полковника Самохина, командующий 1-й Воздушной армии Тимофей Хрюкин представил его к званию Героя Советского Союза. Произошло всё это ровно в день завершения Восточно-Прусской операции и падения крепости Пиллау.
Это событие тогда имело не только моральное, но и важное политическое значение. Дело в том, что к этому времени, а точнее до 25 апреля 1945 года, ни один из высших чинов военно-морского флота и морской авиации не представлялись к высокому званию героя. В этот перечень входили все командующие флотами и ВВС, а так же командующий авиацией ВМФ и сам Нарком военно-морского флота адмирал Кузнецов.
|
Судя по всему, это было связано с его «особым статусом» в военной иерархии страны. Ведь даже во фронтовые годы, интриги, лицемерие и репрессии никто не отменял, а у руля государственной машины по-прежнему находился «человек из стали». Скорее всего, вместе с Наркомом - представителем Ставки Верховного Главнокомандования, оказались в немилости и другие флотские начальники.
Всё же эту ситуацию удалось переломить, и первым с подачи командующего ВВС РККА Новикова начал генерал Хрюкин. По всей вероятности не обошлось и без маршала Василевского, так как в ходе Кенигсбергской операции в штабе фронта постоянно находился сам Новиков, который координировал действия воздушных армий на западном направлении.
Как бы странным не казалось, но именно Василевский в те трудные годы будет отмечен во всех добрых делах и начинаниях. Всё это Александр Михайлович делал без особого пафоса и умысла, а как истинно верующий человек и военачальник он видел в этом не только свой гражданский, но и служебный долг. Одним словом, был человеком светлой души, беззаветной преданности и чести.
После разгрома Квантунской армии на территории Маньчжурии в сентябре 1945 года, маршал Василевский, будучи главнокомандующим войсками на Дальнем Востоке представит адмиралов Кузнецова и командующего Тихоокеанским флотом Юмашева к геройским звёздам.
Судьба вновь сведёт этих людей уже на другом конце страны, совершенно в иной обстановке. В данной операции нарком Кузнецов и командующий авиацией Красной Армии Новиков совместными усилиями координировали действия флота и Военно-воздушных сил, а Василевский командовал тремя фронтами.
|
Всё происходило, как и прежде, но война уже была завершена, и Военно-морской флот, выдержав все испытания, с честью исполнил свою историческую миссию. Вместе с опалою и потерями адмиралы и генералы на своих плечах вынесли все тяжести большой войны и в итоге пришли к победе, снова же благодаря стойкости, мужеству и бескорыстной армейской дружбе.
Итоги Восточно-Прусской операции.
В результате боевой деятельности Военно-воздушных сил Балтийского флота, в период операций 2-го и 3-го Белорусских фронтов с 1 января по 20 апреля 1945 года, было произведено - 10392 боевых самолетовылетов и нанесен значительный урон в живой силе и оружию врага.
В ходе упорных боёв потоплено - 127 транспортов, общим водоизмещением - 750.500 тонн, 9 танкеров, общим водоизмещением - 38.500 тонн, 3 эскадренных миноносца, 5 миноносцев, 24 сторожевых корабля, 1 подводная лодка, 5 тральщиков, 19 быстроходных десантных барж, 21 катер и 20 единиц других плавательных средств.
Выставлено у портов противника - 284 мины. Повреждено: 4 крейсера, 5 эскадренных миноносцев, 4 миноносца, 7 сторожевых кораблей, 53 транспорта, общим водоизмещением - 285 тыс. тонн, и 24 других кораблей и плавательных средств. В воздушных боях, за этот же период, сбито - 97 вражеских самолетов. Уничтожено - 244 автомашины, 17 железнодорожных вагонов, 33 артиллерийских батареи и более - 2.500 солдат и офицеров противника.
На завершающем этапе Восточно-Прусской компании, а в её рамках Кенигсбергской и Земландской операций с 9 марта по 25 апреля 1945 года только по военно-морской базе Пиллау авиацией флота было произведено - 2023 самолётовылета.
|
Из них: бомбардировщиками – 239, штурмовиками, как основной ударной силой - 938, истребителями – 846. В ходе нанесения бомбоштурмовых ударов потоплено – 63 единицы различных плавательных средств и ещё - 36 повреждено. В воздушных боях сбито - 14 истребителей противника. Свои потери составили - 13 самолётов.
Надо сказать, что только в порту Пиллау авиацией Балтийского флота «за все периоды» потоплено – 115 транспортов, барж, катеров, буксиров и других различных судов неприятеля. Этими подсчётами уже занимались после Пиллаусской операции весной и летом 1945 года. Таким образом, в трудных боях и сражениях морские лётчики завоевали себе немеркнущую славу воздушных бойцов и внесли неоценимый вклад в нашу победу.
Необходимо заметить то, что боевая активность ВВС Балтийского флота препятствовала снабжению и эвакуации окружённой Кенигсбергской группировки противника. Тем самым, они способствовали успешным действиям фронтовых группировок по её ликвидации.
Заключение
В данной публикации через призму реальных событий достаточно полно отражена роль фронтовой и флотской авиации в Кенигсбергской наступательной операции. В этом материале особо отмечена значимость штурмовых авиационных дивизий, как основной ударной силы не только на суше, но и на море.
На самом деле их роль гораздо шире и весомее. Так в совместных действиях с полевыми армиями они выступали, как единая сила достижения успеха в наступлении, что само по себе ставит их в один ряд с «артиллерийскими дивизиями прорыва», а ещё точнее дополняет эту славную статистику.
На первый взгляд может показаться странным, что в тексте изобилует цифровой материал, но именно так по дням и часам разыгрывалось победоносное сражение с привлечением больших сил авиации и сухопутных войск. Всё же, на таком пятачке, как Кенигсбергский плацдарм маневрировать огромными силами оказалось достаточно сложно, более того, необходимо было учитывать и пагубную силу мощных ударов по городу.
Дело, скорее всего, состояло в ином. Именно в этой операции на немецкой земле маршал Василевский, как полноправный представитель власти, хотел показать противнику, насколько сильна Красная Армия и, что уже никакие преграды не способны остановить её.
Это был сигнал «нацистской верхушке» о бесполезности дальнейшего сопротивления и кровопролития. Касалось это не только Кенигсбергской группировки войск, но и предстоящего штурма Берлина. Однако, Гитлер выбрал для себя и своего народа наихудший вариант, а именно - разрушение столицы рейха и массовое уничтожение своих же соотечественников.
Чтобы остановить это безумие, на алтарь мирного будущего были положены тысячи жизней советских солдат, поэтому в светлый день Победы, как «день памяти, покаяния и скорби», каждому из нас есть что вспомнить, за что покаяться и о ком поскорбеть.
Пояснение:
* - Нельсон Степанян погиб в бою 14 декабря 1944 года при проведении операции по уничтожению боевых кораблей в военно-морской базе Либава, 6 марта 1945 года «посмертно» удостоен второй медали "Золотая Звезда".
Примечание:
В публикации использованы архивные материалы ЦАМО РФ и Центрального архива ВМФ.