Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.




1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. А так как ежегодно издается много новой литературы для детей, родителям необходимо следить за её выходом и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

Ознакомление с книгой на каждом возрастном этапе имеет свои особенности:

В младшем дошкольном возрасте у детей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы. Поэтому детей младшего возраста необходимо подводить к различению жанров. Родитель должен сам называть жанр художественного произведения: «Расскажу сказку», «Прочитаю стихотворение». Задача родителя - создать условия для того, чтобы новые слова вошли в экспрессивную речь детей.

В среднем дошкольном возрасте внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух форме произведения (стихотворная, прозаическая). Становится возможен небольшой анализ произведения, т.е. беседа о прочитанном.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Дети начинают осознанно относится к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Поэтому не стоит забывать о возрастных особенностях восприятия, дошкольниками литературного произведения.

Для детей младшего дошкольного возраста характерны:

- зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;

- установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;

- в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;

- эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

При проведении диагностикивосприятия художественной литературы детьми раннего возраста, необходимо обращать внимание на умение ребёнком повторить отдельные, запомнившиеся слова, выражения, песенки персонажа. Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев, что является фундаментом для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в старшем возрасте.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К.И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст.

Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.

В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

В возрасте 6–7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

В связи с этим выделиладва периода в их эстетическом развитии:

- от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства,

- и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: