Актуальность исследования.




Педагогические условия становления системы менеджмента качества в межкультурном пространстве общеобразовательной школы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.

Постоянно меняющиеся социально-экономические условия жизни нашего общества, ведущие сферу образования к рыночным отношениям, востребовали от современных руководителей новой практики управления – менеджмента, что, в свою очередь, определило необходимость выстраивания системы управления общеобразовательной школой на качественно новом уровне. В Современной модели образования до 2020 г., в Национальной инициативе «Наша новая школа» акцентируется проблема поиска и выбора методологических, теоретических и методических основ управления качеством образования, реализация которых необходима для профессионального выполнения новой функции менеджмента в образовании – управления экономикой и финансами образовательного учреждения. Все это обозначило необходимость выявления управленческих проблем, несоответствий между желаемым состоянием, потребностями новой системы и её нынешними возможностями. Актуализировалась потребность в создании педагогических условий внедрения системы менеджмента качества в межкультурное пространство образовательного учреждения.

Переход к Новой школе требует специально адаптированной системы менеджмента качества в межкультурном пространстве общеобразовательной школы, ориентированной на максимальное удовлетворение потребности личности в обеспечении качественного образования. Реализация новой модели современной школы основана на взаимодействии таких новых направлений, как новая оплата труда, стандартизация, в основе которых лежит прежде всего развитие рефлексивной среды и практики в интегративном поле менеджмента качества образованияшколы. Для создания эффективной системы менеджмента качества необходимо идентифицировать основные и обеспечивающие процессы деятельности, установить их последовательность и взаимодействие, обеспечить наличие ресурсов, определить критерии оценки, документировать доказательства соответствия качества оказываемых школой услуг.
Проблемусоздания систем менеджмента качества в современном образовании рассматривают ученые А. И. Субетто, Н. А. Селезнева, В. П. Панасюк, Л. П. Ильенко. Менеджменту качества посвящены работы Д. Ш. Матроса, А. И. Севрука, Н. В. Немовой, В. В. Багина, Н. А. Лоншаковой, Т. К. Клименко, Л. А. Скидановой. Исследованием проблемы управления в образовании занимается ряд ученых, среди них работы по теории управления педагогическими системами (М. М. Поташник, П. И. Третьяков, Б. С. Гершунский, В. И. Загвязинский, Т. И. Шамова, К. М. Ушаков, В. С. Лазарев); работы, посвященные развитию научного потенциала педагогов, обучаемых, воспитанников (В. А. Сластенин, Е. А. Ямбург. Г. К. Селевко, Н. В. Немова, А. М. Моисеев, Ш. А. Амонашвилли); работы, посвященные качеству урока (В. П. Синомов. С. В. Кульневич, Ю. К. Конаржевский), нормативной составляющей образования (С. Е. Шишов, В. С. Леднев), системному моделированию социальных объектов (А. А. Калмыков, И. А. Ивлева).

Создание общеевропейского экономического пространства, расширение политических и культурных контактов, процессы глобализации и информатизации, вхождение в обиход таких новых понятий, как "межкультурная коммуникация", "межкультурная германистика", "межкультурный менеджмент" являются предпосылками для становления нового взгляда на мир. Интеграция системы образования в мировую систему и академическое сообщество должна опережать интеграцию экономическую, поскольку объединение, совместное использование образовательных технологий, сложившихся в различных национальных системах образования, приводит к синергетическому эффекту и порождает новые образовательные возможности. Поэтому перспектива школьного менеджмента качества общеобразовательного учреждения - выстраивание эффективных интеллектуальных коммуникаций его сообщества.

Сегодня возникает потребность в такой организации учебного процесса, которая способствовала бы формированию и развитию личности обучаемого в межкультурном пространстве. Речь идет о предоставлении образования, которое дает возможность осваивать многие виды культур (интеллектуальную, политическую, нравственно-правовую, эстетическую, физическую). Ученик в таком случае развивается как гражданин мира, космополит.

Идея системы менеджмента качества в образовании заимствована из экономической теории. Наряду с отечественными учеными большой вклад в ее разработку внесли зарубежные ученые (Ф. У. Тейлор, А. Файоль, Э. Деминг, И. Ансофф, У. А. Шухарт, А. Фейгенбаум).

Существует ряд исследований, в которых рассмотрены проблемы современного менеджмента качества в образовательных учреждениях (

Вместе с тем, исследований, посвященных изучению менеджмента качества образования в межкультурном пространстве общеобразовательной школы, в педагогике недостаточно.

Обзор теоретических исследований и анализ практики образовательной деятельности позволили выделить противоречия социального, научного и практического уровней:

- потребность общества и государства в обеспечении качества образования и недостаточная включенность системы менеджмента качества в практику общеобразовательной школы;

- определенный уровень разработанности системы менеджмента качества для учреждений профессионального образования и недостаточная адаптация этой системы к современной общеобразовательной школе;

- потребность потребителей в лице учащихся и их родителей в обеспечении качественного образования и недостаточная разработанность системы менеджмента качества в межкультурном пространстве современной школы.

Выявленные противоречия определили проблему исследования: поиск и выбор методологических, теоретических и методических основ становления системы менеджмента качества в межкультурном пространстве общеобразовательной школы.

Выявленные противоречия и сформулированная проблема определили тему диссертационного исследования: «Педагогические условия становления системы менеджмента качества в межкультурном пространстве общеобразовательной школы».

Объект исследования: общеобразовательная школа как межкультурное пространство.

Предмет исследования: педагогические условия становления системы менеджмента качества в межкультурном пространстве общеобразовательной школы.

Процесс становления системы менеджмента качества в межкультурном пространстве общеобразовательной школы обуславливает цель исследования: выявить педагогические условия становления системы менеджмента качества в межкультурном пространстве общеобразовательной школы и в опытно-экспериментальной работе проверить их эффективность.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить теоретико-методологические основы становления системы менеджмента качества в образовательной школе.

2. Раскрыть понятие межкультурного пространства образовательной школы как объекта менеджмента качества.

3. Определить педагогическое обеспечение становления СМК в межкультурном пространстве образовательного учреждения.

4. Разработать концепцию менеджмента качества в межкультурном пространстве общеобразовательной школы.

5. Проанализировать опыт поэтапного обучения педагогического коллектива в области менеджмента качества.

6. Определить направления мониторинговых исследований экстраполяции процессного подхода системы качества ИСО 9000 в межкультурное пространство общеобразовательной школы.

В соответствии с объектом, предметом, целью и задачами исследования была выдвинута гипотеза: становление менеджмента качества в межкультурном пространстве общеобразовательной школы под которым понимается... будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

- разработка концепции менеджмента качества в межкультурном пространстве общеобразовательной школы;

- организация поэтапного обучения педагогического коллектива в области менеджмента качества;

- проведение экстраполяции процессного подхода системы качества ИСО 9000 в межкультурное пространство общеобразовательной школы и его поэтапный мониторинг.

Методологической основой исследования является:

- системный подход, раскрывающий разработку концепции менеджмента качества в межкультурном пространстве школы (С. Л. Рубинштейн, И. В. Блауберг, В. Г. Афанасьев, В. Н. Садовский, А. И. Уемов, Э. Г. Юдин, В. Д. Шадриков, Р. Х. Шакуров, А. Г. Асмолов, Н. В. Кузьмина, Е. И.Исаев);

- культурологический подход как мировоззренческая, гносеологическая, теоретическая и практическая ориентация образовательной деятельности школы к удовлетворению потребности личности в обеспечении качественного образования (Бондаревская Е. В., Кульневич С. В., Каган М. С., Сенько Ю. В., Клименко Т. К., А. И. Рогова, Бахтин М. М., Флоренский П.).

Теоретическая основа исследования базируется на совокупности идей, раскрывающих общенаучные категории современного «образования», «качества образования», «системы менеджмента качества» (В. И. Байденко, В. П. Беспалько, В. А. Кальней, С. Е. Шишов, Е. А. Юнина); концепций...; положений... на теории развития личности в межкультурном пространстве школы (А. С. Александров, А. К. Маркова, А. И. Щербакова, В. П. Зинченко);

Для достижения цели, решения поставленных задач, проверки гипотезы в процессе выполнения диссертационной работы был использован комплекс методов исследования:

- теоретические – анализ философской, психолого-педагогической, социологической, справочно-энциклопедической литературы по проблеме, связанной с темой исследования; изучение и анализ нормативных документов по проблеме исследования; моделирование, синтез полученных знаний.

- эмпирические – педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование; экспертная оценка; педагогический эксперимент; методы статистической обработки экспериментальных данных; методы математической статистики; анализ и содержательная интерпретация результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось муниципальное общеобразовательной учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением английского языка» г. Читы. Исследование осуществлялось с 2004 по 2010 годы и проводилось в три этапа. Всего на различных этапах в экспериментальной работе приняли участие 218 учеников, 60 учителей и 320 родителей МОУ «СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка» г. Читы.

Этапы исследования:

- первый этап (2004-2006 гг.) – аналитико-поисковый: анализировалось состояние проблемы исследования современного образования в философской, психолого-педагогической литературе; исследовалась сущность понятий «качество образования», «управление качеством образования»; определялись теоретические основания становления системы менеджмента качества в школе;

- второй этап (2006-2008 гг.) – опытно-экспериментальный: проводилось самообследование педагогических условий школы с целью разработки и реализации концепции системы менеджмента качества в межкультурном пространстве школы и проверка их эффективности;

- третий этап (2008-2010 гг.) - рефлексивно-обобщающий: обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение выводов, определение перспектив работы; подготовка научно-практических рекомендаций; оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования:

1.

 

Цель: выявить педагогические условия становления системы менеджмента качества в межкультурном пространстве общеобразовательной школы и в опытно-экспериментальной работе проверить их эффективность.

Объект: общеобразовательная школа как межкультурное пространство.

Предмет: педагогические условия становления системы менеджмента качества в межкультурном пространстве общеобразовательной школы.

I глава: Теоретическое обоснование системы менеджмента качества в межкультурном пространстве образовательной школы.

1.1. Становление системы менеджмента качества образовательного учреждения как психолого-педагогическая проблема.

1.2. Межкультурное пространство общеобразовательной школы как объект менеджмента качества.

1.3. Педагогическое обеспечение становления СМК в межкультурном пространстве общеобразовательной школы.

II глава: Реализация условий становления системы менеджмента качества в межкультурном пространстве образовательного учреждения.

2.1. Разработка концепции менеджмента качества в межкультурном пространстве общеобразовательной школы.

2.2. Поэтапное обучение (повышение квалификации) педагогического коллектива в области менеджмента качества.

2.3. Экстраполяция процессного подхода системы качества ИСО 9000 в межкультурное пространство общеобразовательной школы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: