Развитие международной торговли обусловило процессы унификации правовых норм, регулирующих институт таможенной стоимости. В 1950 г. по инициативе ряда западноевропейских государств была создана так называемая Брюссельская система таможенной стоимости или система ББУ. Эта система была зафиксирована в Конвенции о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (Брюссельская конвенция таможенной стоимости).
Согласно этому документу, Брюссельская таможенная стоимость - «нормальная цена товара», под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимыми продавцом и покупателем, определенная на условиях СШ в месте пересечения таможенной границы страны - импортера товара. Предполагается, что «нормальная цена товара» является единственным встречным удовлетворением и что на нее не оказывают влияния никакие коммерческие, финансовые или иные отношения. К Брюссельской конвенции присоединилось свыше 70 государств, однако США и Канада Конвенцию не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался нерешенным.
Проходивший в начале 1970 годов Токийский Раунд международных переговоров о торговле в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) завершился принятием в 1979 г. ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ (Соглашение), иначе именуемое Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ. Оно и стало международно-правовым стандартом, на который было сориентировано российское таможенное законодательство.
Соглашение разделено на пять частей:
- общий вступительный комментарий;
|
- в первой части излагаются основные правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров;
- часть вторая предусматривает создание международного органа по контролю за выполнением Соглашения и разрешению споров между сторонами, подписавшими Соглашение;
- в части третьей представлен специальный дифференцированный режим для развивающихся стран;
- часть четвертая содержит окончательные условия, касающиеся таких вопросов, как признание и присоединение к Соглашению, условия соблюдения Соглашения.
Кроме того, имеются три Приложения к Соглашению, которые являются его неотъемлемой частью.
Процесс унификации и стандартизации подходов к определению таможенной стоимости продолжился на многосторонних торговых переговорах в Уругвае. Результатом их стал Заключительный акт, подписанный 15 апреля 1994 г. в Марракеш, который включал новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979 г.
Соглашение подтвердило и развило отдельные решения, касающиеся порядка определения таможенной стоимости.
Таможенная стоимость товара - цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированная с учетом установленных начислений.
Киотская конвенция является универсальным кодифицированным международно-правовым актом в области таможенного дела, регулирующим практически все таможенные вопросы, и с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур оформления и таможенного контроля, а с другой стороны - на то, чтобы ускорение и упрощение не привело к нанесению ущерба интересам государства и общества (в части пополнения доходной части государственного бюджета и защиты внутреннего рынка).
|
Гармоничным продолжением и развитием норм Киотской конвенции являются Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, принятые в 2005 г.
Суть Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли проста - они определяют, в чем именно проявляются преимущества безопасной мировой торговли. Российское законодательство заимствовало методы таможенной оценки,
выработанные в рамках ГАТТ, что нашло отражение в нормах Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».
С 1 июля 2010 года одним из основополагающих документов, в соответствии с которым определяется таможенная стоимость ввозимых товаров, является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС».
Таможенная стоимость товаров является налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов. Определяется, после фактического пересечения товарами таможенной границы, в случае, если они впервые помещаются под таможенную процедуру, за исключением процедуры таможенного транзита.
Система определения таможенной стоимости используется для целей:
- обложения товаров пошлиной;
- внешнеэкономической и таможенной статистики;
|
- применение других мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, связанной со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля.
Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территории, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в предусмотренных законодательством случаях - таможенным органом.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость, являясь налоговой базой, влияет на объемы таможенных платежей, поэтому от правильности определения ее величины зависит поступление в федеральный бюджет полных сумм таможенных платежей и эффективность таможенного регулирования.
К основным принципам определения таможенной стоимости ввозимых на таможенную территорию товаров относят:
- исчерпывающий перечень методов определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой мировой практикой;
- основным методом для определения таможенной стоимости товара, является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами, остальные методы определения таможенной стоимости применяются только при невозможности использования метода 1;
- последовательность применения методов определения таможенной стоимости товаров;
- обязательность определения таможенной стоимости на основе количественно определяемой, документально подтвержденной и достоверной информации;
- при определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивная таможенная стоимость товаров. Подчеркивается необходимость, чтобы все данные для расчета таможенной стоимости обязательно были количественно определимыми, достоверными и документально подтвержденными.
Перечисленное направлено на обеспечение законности, единообразия и беспристрастности при определении и контроле таможенной стоимости товаров.
При определении таможенной стоимости товаров применяют один из следующих методов:
- метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами - метод 1;
- метод по стоимости сделки с идентичными товарами - метод 2;
- метод по стоимости сделки с однородными товарами - метод 3;
- метод вычитания - метод 4;
- метод сложения - метод 5;
- резервный метод - метод 6.
Метод 1 является основным, остальные альтернативными и применяются последовательно при невозможности применения предыдущих. По заявлению декларанта методы на основе вычитания и сложения стоимости применяются в обратной последовательности (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Система методов определения таможенной стоимости товаров
Определение таможенной стоимости вывозимых товаров отнесено к компетенции национального законодательства и решается в каждом государстве-члене ТС самостоятельно. В России оно регламентируется постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из РФ» и по сути идентичны с методами определения таможенной стоимости для ввозимых товаров, но исключают один метод.
Таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров определяется в целях исчисления вывозных таможенных пошлин, базой для исчисления которой является таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров.
Декларирование таможенной стоимости - заявление сведений, необходимых для определения таможенной стоимости товаров.
Декларирование товаров осуществляется путем заполнения ДТ, в которой заявляются сведения о методе определения таможенной стоимости товаров (графа 43 ДТ), величине таможенной стоимости товаров (графа 45 ДТ), об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки (графы 20, 23 ДТ), имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров.
Неотъемлемой частью ДТ является ДТС, заполняемая декларантом (таможенным представителем), либо уполномоченным лицом таможенного органа (в случае корректировки таможенной стоимости товаров таможенным органом).
В отношении ввозимых на таможенную территорию товаров используются формы ДТС-1 и ДТС-2, а в отношении вывозимых с таможенной территории РФ товаров - формы ДТС-3 и ДТС-4.
На ввозимые товары ДТС-1 используется при методе 1. В случае применения методов 2-6 заполняется ДТС-2.
На вывозимые товары для метода 1 используется форма ДТС-3, для методов 2-6 - форма ДТС-4.
Для определения таможенной стоимости товаров применяется курс валют в соответствии с законодательством государства-участника ТС, на территории которого производится таможенное декларирование товара. Пересчет иностранной валюты в валюту государства-члена ТС производится по курсу валют, установленному ЦБ РФ, действующему на день регистрации ДТ таможенным органом.
ДТС составляется в двух экземплярах. Один экземпляр предназначен для таможенного органа, другой - для лица, заполнившего ДТС.
ДТС состоит из двух основных и необходимого числа дополнительных листов. Первый основной лист содержит сведения, заявляемые в ДТ, во втором листе указываются сведения, используемые при определении таможенной стоимости декларируемых товаров и расчет величины таможенной стоимости.
Все листы ДТС, начиная с третьего, являются дополнительными. Нумерация дополнительных листов начинается с третьего номера (1-й и 2-й листы - основные листы формы, 3-й и последующие листы - дополнительные).
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием СУР.
Порядок контроля таможенной стоимости товаров определяет действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию.
Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров должностным лицом таможенного органа принимается одно из следующих решений о:
- принятии заявленной таможенной стоимости товаров;
- корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В случае принятия заявленной таможенной стоимости товаров решение оформляется должностным лицом путем проставления в установленном порядке соответствующей отметки в ДТС (ДТ), и производится возврат (зачет) сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, затем документы возвращаются декларанту (таможенному представителю).
В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки.
Решение о корректировке таможенной стоимости (КТС) товаров принимается, если по результатам проведенного таможенного контроля обнаружено, что заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
При принятии решения о КТС товаров декларант (таможенный представитель) обязан осуществить в установленном порядке корректировку заявленной таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги в объёме, исчисленном с учётом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров.
Если декларантом (таможенным представителем) до истечения срока выпуска товаров не осуществлена КТС товаров и не уплачены таможенные пошлины, налоги, в объёме, исчисленном с учётом скорректированной таможенной стоимости, таможенный орган отказывает в выпуске товаров.
Если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, не запрещенным таможенным законодательством, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
Срок проведения дополнительной проверки исчисляется со дня принятия решения о проведении дополнительной проверки до дня принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и не должен превышать сроков временного хранения товаров.
Дополнительная проверка заключается в выяснении дополнительных обстоятельств рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, обуславливающих расхождение между величиной таможенной стоимости товара и ценовой информацией, имеющейся в таможенном органе, а также получении разъяснений относительно выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров.
Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов, сведений и пояснений определяется должностным лицом с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров. Если же декларант не может представить запрашиваемые документы и сведения в установленный срок, или отсутствуют в письменной форме соответствующие объяснения по их представлению, то должностное лицо принимает решение о КТС, исходя из имеющихся в его распоряжении документов и сведений.
Решение о КТС принимается в срок, не позднее 3-х дней со дня, следующего за истечением срока представления дополнительных документов в случае их непредставления.
Декларант (таможенный представитель) может согласиться либо не согласиться с решением о КТС.
В случае согласия с решением КТС декларант (таможенный представитель) в течение 5 рабочих дней осуществляет КТС, уплачивает таможенные пошлины и налоги, предъявляет декларацию таможенной стоимости (ДТС), корректировку декларации на товары (КДТ), документы, подтверждающие оплату таможенных пошлин, налогов. При этом должностное лицо таможенного органа не позднее 1 рабочего дня проверяет правильность осуществления КТС и проставляет отметки о принятии скорректированной таможенной стоимости товаров.
При отказе декларанта произвести КТС, а также в случаях, когда декларант (таможенный представитель) не представил необходимых документов в таможенный орган либо не явился в установленный срок, уполномоченное должностное лицо таможенного органа самостоятельно осуществляет КТС товаров в течение 5 рабочих дней после истечения срока корректировки, или после получения от декларанта (таможенного представителя) ДТС, КДТ заполненных ненадлежащим образом.
Для корректировки декларант должен пересчитать таможенную стоимость и заполнить новый бланк ДТС, заверив сделанный им расчет своей подписью и печатью. Чтобы уточненные показатели таможенной стоимости отразить в ДТ, заполняют специальную форму КДТ, утвержденную решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289.
КДТ является неотъемлемой частью ДТ, в которую вносятся изменения и дополнения. КДТ состоит из основного листа (КДТ-1) и добавочных листов (КДТ-2). В каждую КДТ-2 могут вноситься изменения и дополнения в сведения не более чем о трех товарах.
Если КТС осуществляется таможенным органом, то должностное лицо таможенного органа самостоятельно рассчитывает скорректированную таможенную стоимость товаров в ДТС и заполняет КДТ. Соответствующие экземпляры ДТС и КДТ направляются декларанту. При этом таможенные органы должны указать источник использованных данных.