Инвестиционная деятельность предприятий в значительной мере зависит от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить этот процесс.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, неспособна автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует права на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои общества.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и проекты, которые не просят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто необходимы (угольная промышленность, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство и другие). Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы.
Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего порядка в стране и ее национальной безопасности, что в свою очередь служит основой для развития инвестиционной деятельности. Экономика любой страны не может нормально развиваться, а инвестиции не будут осуществляться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические, так и административные методы воздействия на инвестиционную деятельность путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.
|
Трудности предприятий в инвестиционной деятельности в Российской Федерации определяются существенным усилием диспропорций в инвестиционной сфере. Реализация инвестиций (принятие инвестиционных решений) в современных условиях определяется предприятием с учетом таких факторов, как инфляция, нехватка источников финансирования, низкая эффективность производства и др.
Почти десятилетия в России в достаточной мере не обновляются основные фонды, в национальной экономике несколько лет идет процесс деинвестирования в промышленности.
Большие объемы недоинвестирования привели к возникновению воспроизводственных проблем: образовалась значительная масса обесцененных кризисом, физически и морально изношенных основных фондов. Более 45% фондов не отвечают современному техническому и технологическому уровню производства и превратились в фактор снижения эффективности производства.
Ухудшение финансового положения многих предприятий, резкое сокращение бюджетного финансирования инвестиций, трудности с получением долгосрочного кредита из-за высокой процентной ставки, предпочтение банков в получении доходов на финансовых рынках, неблагоприятный инвестиционный климат, в том числе из-за высоких рисков вложений, несовершенство правого регулирования хозяйственной деятельности продолжают оставаться основными причинами негативного влияния на инвестиционную активность.
Необходимые внутренние источники финансирования капитальных вложений в реальную экономику недостаточны и зачастую используются неэффективно.
|
Прибыль предприятий заблокирована «налоговым процессом». Амортизация частично поглощена инфляцией и в количественном отношении недостаточна для возмещения изношенных и морально устаревших основных фондов. Кроме того, эти два важнейших источника финансирования инвестиций в основные фонды часто используются не по назначению: на текущие нужды и материальное стимулирование работников.
Применяемые до настоящего времени государством меры остаются недостаточными для изменения к лучшему инвестиционного климата в стране. Особенно много проблем в сфере кредитования капитальных вложений коммерческими банками.
Кредиты банков в настоящий момент могут быть доступны только предприятиям с высокой оборачиваемостью капитала и низкой фондоемкостью.
Для того, чтобы кредиты были доступны большому количеству предприятий, инвесторы должны быть защищены.
В настоящее время у инвесторов, в том числе иностранных, отсутствует уверенность в том, что их вложения защищены в должной мере.
В 1999 году не произошло существенного улучшения инвестиционного климата, в котором приходится действовать предприятиям.
Общий объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах несколько вырос по сравнению с предыдущим годом, но общий уровень остается достаточно низким.
Спад общих объемов инвестиций в основной капитал произошел в основном в результате сокращения инвестиций непроизводственного назначения, которое в свою очередь во многом обусловлено уменьшением объемов ин6вестиций из бюджетов всех уровней. Доля централизованных источников финансирования за период с 1993 года по 1998 год сократилась более чем на 15%. В 1998 году капитальные вложения составили 580 миллиардов рублей (21,7% ВВП), из них вложения в производственную сферу - 408 миллиардов рублей (15% ВВП). Нынешние производственные капитальные вложения, уменьшившиеся по сравнению с 1990 годом более чем в 2 раза, недостаточны даже для простого воспроизводства основных фондов. Они могут компенсировать выбытие лишь 1,5% общего 5% объема выбывающих основных фондов.
|
В настоящий момент износ основных фондов приближается к 60%, т.е. к порогу, за которым начинается физический распад производственного потенциала.
Основные причины уменьшения объемов строительства жилья и других объектов социальной сферы - неудовлетворительное финансирование, не платежи и задолженность за выполнение работы, в том числе из федерального бюджета, а также отсутствие долгосрочного финансирования и жилья и системы ипотечного кредитования.
Разработка инвестиционной политики предприятия происходит в рамках общей инвестиционной деятельности государства.
Инвестиционная стратегия государства в настоящее время включает в себя несколько направлений.
Улучшение макроэкономической конъюнктуры и инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов, обеспечение роста инвестиционной активности частного сектора.
Подавление инфляции, снижение процентов за долгосрочный банковский кредит и стимулирование инвестиционной склонности предприятий и населения.
Уменьшение бюджетного дефицита, его покрытие преимущественно за счет инфляционных источников, ориентация внутренних финансовых потоков на инвестиции производство.
Управление на уровне предприятий, прежде всего финансовое - одно из главных направлений экономической реформы в ближайшие годы.
Будут поддержаны предприятия любой формы собственности, если они снижают издержки, повышают качество, реорганизуют производство и управление, не допускают неплатежей, выпускают конкурентоспособную продукцию.
Децентрализация инвестиционного процесса через стимулирование частных инвестиций и «точечную» приватизацию.
Выделение «точек роста» будет происходить на уровне отдельных предприятий и проектов.
Смещение акцента бюджетного финансирования с реализации масштабных программ и поддержание эффективно работающих предприятий. Размещение централизованных вложений предусматривается проводить исключительно на конкурсной основе после проведения предварительной экспертизы безусловной окупаемости и экономической эффективности каждой инвестиционной программы.
Государственная поддержка инвестиционного комплекса будет проводиться путем кредитования на возрастной и платной основе.
Расширение практики долевого государственного - коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе с привлечением зарубежных инвесторов.
Одной из наиболее актуальных проблем нынешнего этапа развития российской экономики является оживление инвестиционного процесса в стране.
За шесть лет (1992-1998 гг.) объем инвестиций в экономику страны сократился на 86%. Согласно оценкам, каждые 3% спада инвестиций означают 1% снижения ВВП.
Систематически снижается доля затрат на машины и оборудование в общем объеме инвестиций в производственную сферу. Иными словами, происходит ухудшение как воспроизводственной, так и технологической структуры капитальных вложений.
Следовательно, проблема оживления инвестиционной деятельности - задача не только отдельных предприятий, но и государства в целом.
Однако главная трудность на данном этапе экономических преобразований заключается в ограниченных возможностях внутренних накоплений в стране и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капитала для преодоления экономического спада. Высокая инфляция, тяжелое бремя налогов оставили предприятия практически без источников финансирования своего развития. А высокие ставки банковских процентов сделали недоступными средние и долгосрочные кредиты.
Вложения в сферу производства из-за высокого риска мало привлекательны для банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов. Инвесторы предпочитают складывать свои средства в гораздо более доходные и надежные финансовые активы, в том числе и вывозя капиталы за рубеж.
Финансирование этих расходов в силу ряда причин проводилось по остаточному принципу, следствием чего стало нарастающая из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере, а объем реально осуществляемых инвестиций в производственную сферу постоянно сокращался.
Сложившаяся ситуация усугубляется тем, что правительство не смогло обеспечить своевременное финансирование даже быстро окупаемых инвестиционных проектов. Однако опыт последних лет свидетельствует, что в настоящее время складываются объективные предпосылки для выхода из инвестиционного тупика.
Это дало возможность установить контроль за денежной массой, а также затормозить инфляцию и создать предпосылки для снижения ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Как показывают расчеты, цена денег в 12 - 15% годовых - вполне доступная плата за кредит в прямые инвестиции.