Геополитическое положение России.





Россия в мировом геополитическом пространстве

В к.20 - нач. 21 века

 

Попытки осмысления зависимости политической организации от географических особенностей (континентальное, островное или прибрежное местоположение страны и размеры ее территории, протяженность береговой линии и границ, тип коммуникаций, ландшафт, климат) известны с древнейших времен (Геродот, Фукидид, Монтескьё). Однако становление геополитики как науки относится ко второй половине 19-певой половине 20 века. Наиболее видные геополитики-классики - шведский государствовед Р. Челлен (к.19н.20в), британский теоретик Х.Маккиндер. Введение в научный оборот самого термина геополитика (греч. – гео - земля) связывают с именем Р.Челлена. Он хар-л г-ку как науку, которая рассматривает гос-во как географический организм или феномен в пространстве.

В отечественной науке геополитике долгое время не уделялось должного внимания. В последнее же время термин "геополитика" стал одним из популярных в политическом лексиконе. И сегодня о геополитике можно говорить не только как о разделе политологии, но и как о самостоятельной науке, которая занимается изучением теоретических и практических проблем международных отношений, закономерностей и основных тенденций м/н жизни. Современная г-ка изучает внешнюю пол-ку государства посредством комплексного анализа ряда определяющих её факторов. Основным объектом исследования явля-ся геогр. среда страны - размер территории, её расположение в мировом геопол-м пространстве, форма гос-х границ, наличие природных ресурсов.

После распада СССР геополитическое положение нашего государства значительно ослабло.Распад Сов.Союза называют гигантским геополитическим взрывом в мировом пространстве. Одно из глобальных последствий крушения СССР- это распад двухполюсной структуры мирового геопол-го пространства. Хотя это противостояние было конфронтационным, все же оно играло роль равновесия м/н отношений, во многом это противостояние было сдерживающим фактором, не допускающим эскалации (расширения) конфликтов. Конец холодной войны поставил на повестку дня вопрос о новой конфигурации геополитических сил в мировом пространстве. Поскольку одна из сверхдержав ушла с авансцены напрашивается вывод о единополярном мировом пространстве, где в гордом одиночестве господствуют Соед. Штаты. В то же время многие геополитики, считают, что третье тысячелетие будет многополярным. В качестве основных центров геополит-го пространства в прогнозах называют США, объединенную Европу, а также Китай и Японию. Россия в прогнозах так же фигурирует, но при условии, что она сумеет преодолеть сегодняшний кризис и встать на путь устойчивого и эффективного развития.

Этот этап совпал с внутренними трансформациями в самой России.. Резкое сжатие пространства, разрушение того массива, на котором она существовала долгие годы. Значительно снизился м/н авторитет страны, утрачен статус сверхдержавы. Утрата статуса сверхдержавы тяжело переживается россиянами, до сих пор сохранились державные амбиции. Это удел любой имперской державы, пережившей поражение, ущемленное чувство гордости (Соц. опрос - к. 90-х г. Хотели бы вы родиться и жить в этой стране ?

Да -26 %

Нет - 40 %, остальные затруднились ответить)

 

Основания для этого конечно есть. Сократился промышленный, ресурсный потенциал страны. Наблюдается медленный рост внутреннего валового продукта, научно-технического потенциала, застойные явления в аграрном секторе, наличие огромного внутреннего и внешнего гос-го долга. (По уровню экономического развития в середине 90-х г. были на 57 месте; в 2003 г. - на 63 месте). Пока конечно Россия находится в незавидном положении.

Россия в к. ХХ века пережила ряд кризисов, в том числе кризис геополитической идентичности. В нем выделяют несколько аспектов:

- регрессия статуса страны в мировом геопол-м пространстве, ослабление политич-го, экономического и военного влияния России в мире;

- снижение возможности существенно влиять на процессы в м/н отношениях для достижения своих гос-х целей;

- угроза территориальной целостности, опасность её распада (это связано с многочисленным этническими конфликтами на территории России);

- сужение возможностей в торгово-экономических отношениях, утрата былой позиции. Этот кризис - с одной стороны, результат трансформаций миропорядка, с другой - результат внутренних кризисных факторов.

 

Но в то же время, многие обращают внимание на то, что если разумно использовать оставшийся ресурсный потенциал, географическое положение страны (ведь Россия это важнейшая транзитная зона !), то Россия могла бы занять достойное место в мировом сообществе.

Т.О. накануне 21 века мировая геополитическая структура претерпела кардинальную трансформацию. Россия в 21 век вступила с иным геополитическим положением. Российское гос-во потеряло значительную часть своей территории, тем не менее, и сегодня РФ обладает самой большой территорией (17 млн. км), имеет непосредственный выход к морям, входящим в акватории Атлантического, Тихого и Сев. Ледовитого океана. РФ занимает центральное положение не только в постсоветском пространстве, но и в Евразийском геопространстве, находясь в соприкосновении с крупнейшими цивилизациями двух континентов - Европы и Азии. В то же время, конечно нельзя не отметить и ряд негативных хар-к сегодняшнего геополитического положения России. Сложившаяся конфигурация границ после распада СССР далеко не оптимальна как в транспортно-географическом, так и в военно-географических аспектах (береговая линия меньшей протяженности, ограничен доступ к транспортным коммуникациям теплых морей, что усложняет связь с зарубежными партнерами). Произвольно установленные границы в сов период между бывшими республиками СССР в наши дни стали источником разнообразных конфликтов.

 

Геополитическое положение России.

Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у Росси формально не изменилось – число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.

Территория России не имеет четко определенных границ, которые были проведены условно в 20-е и 30е годы. В настоящее время ставить вопрос об изменении границ, сложившихся исторически, по крайней мере, неразумно. Об этом свидетельствует мировой опыт: попытки изменить границы заканчиваются трагическими последствиями (например, Югославия).

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.

В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:

  • Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.
  • В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область).
  • В Латвии – Пыталовский район (--).
  • В Финляндии – на земле Карелии – Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

Представляется очевидным ухудшение политико- и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.

Нынешняя ситуация порождает множество проблем. “Географическое отдаление России” сократило ее участие в европейских делах”. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО.

Геополитическая роль Российской Федерации на постсоветском пространстве
Россия на постсоветском пространстве выступает центром геополитического притяжения в силу того, что это громадное и все еще могучее государство, имеющее демографический, экономический, научный, военный и иной потенциал, превосходящий другие государственные образования.
Однако геополитическая роль России на постсоветском пространстве имеет ряд особенностей, обусловленных рядом негативных для нее факторов. Выделим некоторые из них.
1. Неподконтрольные геополитические трансформации, происходящие как в постсоветском, так и мировом пространстве в целом. Они обусловлены, в частности:
- относительным ослаблением мощи России, превращением ее в одну из частей бывшей сверхдержавы (пусть и самую большую);
- усиление активности как традиционных геополитических конкурентов (Турция, Иран, Китай, США, ФРГ), так и новых геополитических соперников (от Пакистана до Саудовской Аравии) на постсоветском пространстве.
- расширение НАТО на Восток без участия в нем России;
- потенциальные проблемы формирования новых геополитических государственных образований (Курдистан, самостоятельный Синьцзян, Восточный Туркестан, распад Афганистана и т. д.).
На эти процессы Россия не оказывает существенного влияния. Между тем они происходят у самых границ России.
2. Коммуникационная изоляция России.
3. Отрицательный внутренний факторный резонанс:
- попытки суверенизации республик, их отдаление от федерального центра (Чечня, Татарстан, Башкортостан);
- проекты республиканизации областей. В 90-х гг. декларировалось провозглашение Сибирской, Восточно-Сибирской, Средне-Сибирской, Ангаро-Енисейской, Енисейской, Иркутской, Уральской, Дальневосточной, Балтийской, Саратовской и др. республик;
4. Миграционные проблемы. Наличие больших потоков беженцев и вынужденных переселенцев. В местах наибольшего их скопления существует угроза социального напряжения, возможность межнациональных конфликтов.
Место и роль России в постсоветском геополитическом пространстве обусловлено тем, что:
· России принадлежит важная роль в поддержании стабильности на большей части постсоветского пространства;
· экономика стран ближнего зарубежья все еще тесно связана с экономикой России и особенно с ее энергоресурсами. Попытки осуществить транспортные коридоры среднеазиатских ресурсов в Европу, минуя Россию, пока не дали существенных результатов;
· Россия экономически самодостаточное государство;
· Россия - ядерная держава, ключевая фигура мирового ядерного клуба.
Союз России с государствами СНГ вполне может служить залогом коллективной безопасности стран Евразии. Наиболее реально развитие отношений между этими государствами на основе стратегического партнерства и военно-политической интеграции.
Объединившись, государства СНГ могли бы более эффективно решать стоящие перед ними проблемы.
Существует немало факторов, способствующих движению стран СНГ навстречу друг другу. Во-первых, мощной интеграционной силой выступает технологическая взаимосвязь и взаимодополняемость бывших союзных республик. Несмотря на то, что хозяйственные связи формировались на внерыночных принципах, насильственное дробление экономического пространства Союза и разрыв народнохозяйственного комплекса приводит к огромным издержкам и является одной из причин тяжелейшего экономического кризиса во всех странах СНГ.
Во-вторых, важной интеграционной силой является единая инфраструктура: транспорт, связь, телекоммуникации. Все страны Содружества заинтересованы в бесперебойной работе телекоммуникаций, следовательно, требуется согласование позиций и сотрудничество в этой сфере.
В-третьих, в Содружестве, несмотря на все трудности, сохранился мощный научно-технический потенциал, который создавался как единый; он вполне может быть задействован самым эффективным образом.
В-четвертых, сохраняющаяся политическая нестабильность в отдельных странах СНГ и региональные конфликты требуют от новых суверенных государств поиска компромиссов и устранения противоречий, проведения эффективной национальной политики. Иными словами, экономическая и политическая взаимозависимость могут служить основой дальнейшей консолидации стран СНГ. В этом нет ничего предосудительного: интернационализация хозяйственной жизни лежит в русле мировых тенденций. Развитие производства и научно-технический прогресс все чаще ставят проблемы глобального характера, которые легче решить совместными усилиями государств.
В то же время, несмотря на выгоды и преимущества сотрудничества, сохраняются факторы, мешающие интеграционным процессам. К экономическим причинам дезинтеграции относятся: продолжающийся в большинстве стран спад производства, кризисное состояние их экономики, структурная несбалансированность взаимной торговли, дефицит торгового баланса, неадекватный рост транспортных тарифов, низкая платежепокупательская способность новых независимых государств и др.
В этих условиях интеграционная политика стран СНГ должна быть ориентирована на постепенное сближение хозяйственного законодательства, проведение единой таможенной политики, совершенствование системы платежей. Однако интеграционный механизм предпочитает гармонизацию интересов не только хозяйствующих субъектов, но и национальных интересов страны. Требуется включение таких механизмов, которые бы подчинили интересы хозяйствующих субъектов государственным интересам стран СНГ.
Другая важнейшая сторона - военная интеграция. Следует подчеркнуть, что интеграция вооруженных сил экономически выгодна - она дает возможность сократить национальные военные бюджеты, снизить громадные финансовые и материальные затраты на предотвращение эскалации региональных конфликтов. В одиночку решить задачу обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства, полагаясь только на свои возможности, по крайней мере, не рационально.
Учитывая геостратегический интерес, политика России в отношении стран СНГ должна отличаться гибкостью, готовностью к компромиссам и диалогу.

 

 





Читайте также:
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Продление сроков использования СИЗ: Согласно пункта 22 приказа Минздравсоцразвития России от...
Термины по теме «Социальная сфера»: Общество — сумма связей, система отношений, возникающая...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.028 с.