Индия в конце XIX – начале XX в.




История

Индия

Основные события истории 20-21 веков.

Реферат.

Студент:

Балыкова Арина Александровна

специальность 540206 «Изобразительное искусство и черчение», курс 1, группа 7-ИЗО

форма обучения: заочная

 

Руководитель: Федотов Никита Сергеевич

преподаватель КГАПОУ «Пермский краевой колледж «Оникс»

 

 

ПЕРМЬ

КГАПОУ «Пермский краевой колледж «Оникс»

 

УДК 94

 

Индия. Основные события истории 20-21 веков. Реферат по дисциплине «История». Балыкова А.А., КГАПОУ «Пермский краевой колледж «Оникс».-Пермь: КГАПОУ «Пермский краевой колледж «Оникс» 2018,-24 с.; 3табл.

Реферат представляет собой обзор основных событий внешней и внутренней политики Индии 20-21 веков и может быть использован при изучении курса истории 20-21 веков. Реферат соответствует учебной программе курса «История» специальности 540206 направления «Изобразительное искусство и черчение»

© КГАПОУ «Пермский краевой колледж «Оникс»,2018

 

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………..4

1. Индия в конце XIX – начале XX ….…………………..5

1.1.Социально – политическая ситуация…………………..….5 1.2. Экономическая ситуация………………………………….6

1.3. Государственное устройство Индии…………….………..7

1.4. Социальное устройство Индии………………….…….…..8

2. Индия во второй половине XX века …………………….….12

2.1.Сатьяграха………………………………………………….12

2.2. Предоставление независимости и раздел страны……….13

2.3. Внутренняя политика Индии. Особенности политики модернизации………………………………………………………..…14

2.3.1. Первое правительство………………………………….17

2.3.2 Второе правительство…………………………………...18

2.4.Внешняя политика Индии……………………………..…..19

3. Индия в начале 21 века …………………………………………19

Заключение…………………………………………………………… 21

Литература…………………………………………………………….. 23

 

Введение

Индия – это государство в Южной Азии. Население - 1 340 468 000 человек, территория - 3 287 263 км², по обоим этим показателям является крупнейшей страной Южной Азии. Занимает второе место в мире по численности населения и седьмое по территории. Столица - Нью-Дели. Государственные языки - хинди и английский. Википедия

Площадь: 3 287 263 км²

Население: 1 339 180 127 чел. (1 июля 2017 г.)

Столица: Нью-Дели

Крупнейшие города: Мумбаи, Дели, Калькутта, Бангалор, Ченнаи.

 

 

Индия в конце XIX – начале XX в.

1.1. Социально–политическая ситуация

На рубеже XIX и XX вв. Британская колониальная империя в Индии (юридически – Индийская империя), включавшая нынешние Республику Индия, Исламскую Республику Пакистан и Народную Республику Бангладеш, располагалась на территории более 4,2 млн. кв. км.с населением 283 млн. человек (для сравнения: площадь Великобритании составляла 240 тыс. кв. км, население – 38 млн. человек).

В начале XX в. Индия была отсталой страной. В Индии преобладало сельское население (около 90%). Горожане были сосредоточены преимущественно в малых городах (5 тыс. – 50 тыс.)[4].

Большая часть сельских жителей не имела своего хозяйства. Это были в основном низшие касты и племена, находившиеся в социальном и экономическом подчинении у своих хозяев (фактически батраки или кабальные работники). Вместе с членами семей в 1901 г. их насчитывалось более 50 млн. человек. Почти все безземельные работники, арендаторы и многие мелкие собственники были должниками ростовщиков. В деревне сохранялись пережитки феодальных отношений – взимание произвольной ренты, бесплатный труд арендаторов на помещиков, сборы или поборы за пользование пустошами, пастбищами, водой из прудов, а также внеэкономическое принуждение, связанное с выполнением кастовых обязанностей, закрепленных за низшими кастами.

Ссистема землевладения предполагала получение больших налогов, а также поощрение сельскохозяйственного производства на экспорт. На деле получилось, что при сохранении постоянного «вечного» налога (что облегчало давление на помещика-заминдара) британские власти многократно увеличивали ренту за землю. К началу XX в. налог составлял лишь 4% валового дохода сельских производителей. Помещики не были заинтересованы в рискованном капиталистическом сельском хозяйстве. Они предпочитали традиционные формы использования земли. Сдача ее в субаренду, ростовщичество были для них более надежными и доходными, чем капиталистическое производство. В итоге расширялся паразитарный слой посредников.

К началу XX в. индийская буржуазия была еще весьма слабой и немногочисленной и состояла из нескольких конфессиональных или кастовых групп – парсы, марвари (джайны), гуджаратскиебаниа (индусы), мусульманские бохра и ходжа. Они нередко действовали за пределами своих этноконфессиональных районов. Английский торговый и банковский капитал преобладал в промышленности, в том числе в двух главных центрах Индии – Бомбее (Мумбаи) и Калькутте (Колкате)[4]. Численный рост имущих классов к началу XX в. сопровождался созданием коммерческих фирм, аукционных компаний, банков, а затем фабрик и плантаций.

Рабочие были выходцами из деревень и в городе проживали в трущобах, без семей. После нескольких лет изнурительного труда они возвращались в деревню. Им на замену приходили сыновья. Такой цикл повторялся из поколения в поколение[4].

В Индии к тому времени было 6% грамотных (18 млн. человек). Из них около 500 тыс. лиц получили образование на английском языке, в основном среднее. Нарождавшийся современный средний класс в начале XX в. был представлен торговцами, чиновниками в государственном аппарате (торгово-конторскими и банковскими работниками), служащими английских компаний, муниципальных учреждений, учителями школ и преподавателями колледжей, медицинскими работниками, адвокатами, судьями в местных судах (все, как правило, на низких должностях). В Индии традиционно умственный труд противопоставлялся физическому, что находило отражение в кастовом составе служащих. Большую часть работников умственного труда составляли выходцы из высших каст, значительное число которых имело английское образование. После восстания 1857–1859 гг. англичане учли, что получившие такое образование индийцы, как правило, не поддерживали восставших и сделали ставку на привлечение индийцев из высших каст на государственную службу. В Индии стала создаваться сеть учебных заведений с преподаванием на английском языке. В 1858 г. были открыты сразу три университета – в Калькутте, Бомбее и Мадрасе,появилась национальная печать и профессионально-деловые объединения [4].

 

1.2. Экономическая ситуация.

В деревне господствовало полунатуральное хозяйство, обремененное полуфеодальными отношениями. Индийская агроэкономика была в состоянии стагнации [6]. В сельском хозяйстве действовали введенные англичанами три основные системы землевладения и налогообложения.

Первая – постоянное обложение (постоянное заминдарство) (Бенгалия, Бихар, Орисса, северная часть Мадрасской провинции), по которой землю в собственность получили крупные землевладельцы (заминдары) из брахманских и торговых каст. Они были обязаны платить постоянный земельный налог - в конце XVIII в. 90% ренты.

Вторая – временное заминдарство, введенное во второй половине XIX в. (Соединенные провинции, Центральные провинции, Панджаб). В соответствии с ним земельный налог пересматривался каждые 20–40 лет и права на землю были предоставлены более мелким землевладельцам, преимущественно из высоких землевладельческих каст. Если в деревне земля принадлежала многим собственникам, то они как община несли не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за уплату налога. Третья система – райятвари – была введена в Мадрасской и Бомбейской провинциях, начиная с 1850-х годов. Она предоставляла право собственности мелким владельцам земли – райятам («защищенным арендаторам»). Однако многие из них сами не обрабатывали землю, а сдавали в аренду[4].

В промышленном производстве, в основном на мелких предприятиях, было занято около 4,5 млн. человек. Из них фабрично-заводских рабочих было около 1 млн. человек. Для их положения были характерны тяжелый, преимущественно ручной труд по 12 и более часов в день, низкая заработная плата, зависимость от подрядчиков по найму (джобберов). Кастовая и конфессиональная разобщенность рабочих препятствовала их консолидации.

 

1.3. Государственное устройство Индии

Административная система Индийской империи имела правительство, армию, государственный аппарат, финансовые органы,но управление осуществлялось из Лондона министром по делам Индии и Бирмы в английском правительстве. Он назначал генерал-губернатора Индии, который имел почти неограниченную власть и как представитель короля-императора Великобритании, носил титул вице-короля.Чиновники были англичане, которые сдавали экзамены в Индийскую гражданскую службу (ИГС). Число индийцев в ИГС к началу XX в. было незначительным. При вице-короле и губернаторах провинций имелись законодательные советы из назначенных властью лиц и располагавшие только совещательными функциями.

Индийская империя состояла из Британской Индии, в состав которой входили провинции во главе с губернаторами и лейтенант-губернаторами (Бенгалия, Бомбей, Мадрас, Бихар-Орисса, Соединенные провинции, Центральные провинции, Панджаб), а также провинции, возглавляемые комиссарами (Северо-Западная пограничная провинция (СЗПП), Белуджистан и Ассам). Центр и юг страны, а также крайний север занимали 562 княжества (около половины территории всей Индии с населением около 25% всего населения Индийской империи). Наиболее крупные из них: Хайдарабад, Майсор, Траванкор, Кочин, Бхопал, Гвалиор, Индор, Джамму и Кашмир. Княжества имели отдельные вассальные соглашения с колониальной властью, но их делами занимался Политический департамент при генерал-губернаторе, который действовал через британских резидентов, ведавших одним крупным или несколькими мелкими княжествами[4].

Реальную основу британского колониализма составляли экономическая эксплуатация и расовая дискриминация,господство белого меньшинства чужеземцев с их комплексом превосходства и пренебрежением экономическими интересами огромного большинства индийцев. В канун XX в.в стране были голод и чума, от которой умерло более шести миллионов человек[4].

 

1.4.Социальное устройство Индии.

Выработка национального самосознания началась с религиозного реформаторства, основы которого заложили Раммохан Рай (1774–1833), ДайянандаСарасвати (1824–1883), РамакришнаПарамахамса (1836–1886), Свами Вивекананда (1863–1902) и многие другие. Организовались общества «Брахмосамадж» (Общество [почитания] Брахмана), «Арьясамадж» (Общество ариев или Общество просвещенных) и подобных им[4].

«Брахмосамадж»(1828 г., основательРаммохан Рай[14])было первым религиозно-реформаторским движением, которое поставило перед собой задачу признать и ассимиллировать достижения западной культуры, не отказываясь от основ индуизма, который нуждался в реформировании и очищении.

Дебендранатх Тагор (1817–1905) продолжил работу по модернизации индуизма, освобождению его от суеверий и многобожия[15]. Другой крупный лидер «Брахмосамадж» КешабЧандра Сен (1838–1884) полагал, что Запад может принести в Индию науку, а Индия – дать Западу религию и духовность..

Вслед за Бенгалией брахмоистское движение распространилось в Мадрасе, где в 1864 г. возникло общество «Ведасамадж» (Ведическое общество). В 1867 г. в Бомбее было основано «Прартханасамадж» (Молитвенное общество), которое выступало, как и в Бенгалии, за отмену детских браков и дискриминации женщин. В него входили люди, получившие английское образование. Поэтому оно было малочисленным (102 человека в 1882 г.). Более массовой организацией было религиозно-реформаторское общество «Арьясамадж» (1875 г.), насчитывавшее в 1891 г. около 40 тыс. человек[15].Его основатель ДайянандаСарасвати (1824–1883), по происхождению брахман из Гуджарата, вошел в историю Индии как первый активный проповедник реформированного индуизма. Выдвинув лозунг «Назад к ведам!»[15], Дайянанда требовал «очищения» индуизма от всех позднейших наслоений и возврата к первоначальной простоте ведийских гимнов. Он отвергал жесткую кастовую систему.

Дайянанда рассматривал веды как единственный источник истинного знания, пытался примирить научное знание и ведийские истины. Он резко критиковал слабые стороны других религий. Реформистское учение Дайянанды пропагандировало патриотические идеи. Поэтому в своей основе «Арьясамадж» стало политическим движением, направленным против британского господства.

Одним из наиболее известных реформаторов индуизма стал Свами Вивекананда, бенгалец из касты каястха. Вивекананда считал, что неприкасаемость и социальная тирания, противоречили самому духу индуизма – духу терпимости[15]. Хотя он и критиковал брахманов за их социальный консерватизм, но положительно расценивал брахманский индуизм[15]. «Закон Запада – конкуренция, наш закон – каста. Каста – это разрушение конкуренции, ее обуздание и контроль над нею, смягчение ее жестокостей, чтобы облегчить путь человеческой души через таинство жизни»[15].

В 1873 г. в Амритсаресреди сикхов было основано общество «Шри гуру Сингх сабха», целью которого было распространение образования и введение панджаби в качестве языка обучения в колледже в Лахоре. В 1879 г. было создано общество «Сингх сабха», которое ставило своей задачей пропаганду образования на панджаби, издательскую деятельность, связанную с выпуском религиозной и исторической литературы сикхов. В 1892 г. при содействии этого общества был открыт колледж хальсы («чистой» общины сикхов) при университете в Амритсаре. В 1890-х годах на основе сикхских просветительских обществ были созданы первые сикхские политические организации[15].

В среде мусульман действовало основанное в 1863 г. в Калькутте, «Мусульманское литературное общество». Инициатором его создания был писатель и общественный деятель Абдул Латиф. Ему принадлежала идея создания колледжа по европейскому образцу для мусульманской молодежи. В 1877 г. он основал Национальную мусульманскую организацию, которая к началу 1880-х годов имела более 30 отделений в Бенгалии и других провинциях.

Деятельность подобных мусульманских организаций во многом опиралась на поддержку колониальной администрации. Одним из наиболее заметных просветителей был Сайид Ахмад Хан (1817–1898). Он основвал Переводческое общество, в 1864 г., и Мусульманскую конференцию по просвещению (1886 г.), а также Алигархский колледж (1877 г.). В Переводческом обществе на язык урду переводились английские книги по истории, экономике, философии. В Алигархском колледже, наряду с основами исламской теологии, преподавались светские дисциплины, изучались европейская культура, английский язык и литература. Студенты в Алигархском колледже воспитывались в духе лояльности к британской короне.

В феврале 1883 года в ЛахореСайид Ахмад Хан заявил: «Под словом "нация" я подразумеваю индусов и мусульман, вместе взятых… Для меня несущественно, к какой религии они принадлежат. Но вот, что мы должны принять во внимание – это тот факт, что все мы, неважно кто – индусы или мусульмане – сыновья одной и той же земли»[15].

В созданную Сайид Ахмад Ханом в 1888 г. Объединенную патриотическую ассоциацию входили как мусульмане, так и индусы. Однако уже в 1893 г. она прекратила свое существование.

В своих речах в 1887–1888 гг. Сайид Ахмад Хан выступал против участия мусульман в деятельности созданного в 1885 г. Индийского национального конгресса. Он считал, что если в Индии будет установлена парламентская форма правления, как это планировал Конгресс, то интересы мусульман, как меньшинства, пострадают[15].

В конце XIX в. начал свою деятельность один из крупнейших лидеров мусульманского возрождения – поэт, философ и политик Мухаммад Икбал (1877–1938), который сочетал в своем творчестве духовное начало ислама со стремлением модернизировать общество. Он полагал, что мусульмане могут реконструировать и построить современное общество только на основе ислама[14].

Заметным общественно-политическим явлением конца XIX – начала XX в. были небрахманские и антибрахманские движения, охватившие многие районы Индии

Социальная система позволяла высшим кастам, особенно брахманам, духовно, идеологически и материально эксплуатировать средние и низшие касты. При этом брахманы занимали самые престижные позиции в обществе.

Система каст является основой социальной структуры индийского общества. Она со временем претерпела заметные изменения, однако не только не исчезла, но и сегодня продолжает жить и играть большую роль в социально-экономической и политической жизни Индии[4]. Индуизм дал идеологическое обоснование кастовой системе.

Первые выступления небрахманских каст были связаны с антифеодальными по своей сути крестьянскими движениями на западе Индии. В последней трети XIX в. небрахманское движение уже пустило корни в среде крестьянства, особенно в Махараштре. Его возглавил демократ-просветитель ДжотибаПхуле (1827–1890). Выходец из низкой касты шудр (садовников-мали), он стал подлинным трибуном ремесленников и мелких торговцев, а также сельскохозяйственных работников – неприкасаемых. Пхуле заявлял, что четырехварновая система с момента ее зарождения была рассчитана на эксплуатацию низших каст высшими. Основанное им в 1873 г. «Сатьяшодхаксамадж» (Общество правдолюбов) впервые в истории отношений между кастами бросило вызов многим брахманским привилегиям. Пхуле выступал за равенство людей не только перед богом, но и в жизни, требовал отказа от дискриминации неприкасаемых, свободного общения между представителями всех каст и религиозных общин, равноправия для всех, в том числе женщин. [4].

Небрахманское движение пыталось оспорить притязания брахманов на то, что именно они создали общенациональную культуру. Усилению брахманского влияния во многом способствовало британское правление, которое опиралось прежде всего на пандитов (ученых-брахманов), сотрудничавших с англичанами в качестве советников. В конце XIX в. выступления небрахманских и низших каст имели место в южных районах Индии, где господство брахманов в идеологической и социальной сферах было, по существу, абсолютным.

К 1910 г. в стране действовали уже 11 организаций неприкасаемых: семь – в Мадрасском президентстве, две – в Бомбейском, по одной – в Бенгалии и Центральных провинциях[4].

Представитель касты пулайяАйянкали (1863–1941).создал в 1905 г. «Садху джакапарипалпанасангам» (Союз благосостояния бедняков), который добился введения шестидневной рабочей недели для сельскохозяйственных работников, ранее трудившихся без выходных.

Небрахманские движения со временем приобрели общеиндийское звучание и внесли социальное содержание в борьбу за независимость

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: