ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОБСТВЕННОСТИ




Индивидуальный проект

 

по дисциплинам «Экономика, Адаптационный курс первокурсника»

 

на тему: «Подросток и собственность»

 

Выполнила: Наумова Екатерина Алексеевна

Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Курс 1 курс, группа ПСО -13

Проверили:

Ржавина Юлия Бариевна, преподаватель ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум»

Рыбакова Елизавета Владимировна, преподаватель ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский строительный техникум»

 

Йошкар-Ола

2022 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 1

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОБСТВЕННОСТИ 2

ГЛАВА II. ВКЛЮЧЁННОСТЬ ПОДРОСТКОВ В ОТНОШЕНИИ СОБСТВЕННОСТИ 3

ВЫВОД И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 5


ВВЕДЕНИЕ

 

Собственность на сегодняшний день является одной из наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории, а также жизни общества. Собственность представляет собой право человека или группы лиц на владение, использование и распоряжение имущественными благами, защищенное на законодательном уровне. В быту собственность является взаимоотношением человека и имущества, его власть над имуществом.

В настоящее время проблема собственности – одна из самых дискуссионных и принципиально важных в современной экономике России.

Актуальность понимания собственности состоит в том, что этот элемент экономической системы общества оказывается определяющим по сравнению со всеми остальными. То, как люди вступают в отношения по поводу ресурсов, влияет на все другие отношения индивидов. Поэтому познание общества, экономики, взаимоотношений людей зависит от понимания того, как каждый из них относится к благам. Способ их отношений к ресурсам и взаимоотношений их по поводу присвоения ресурсов становятся важнейшей движущей силой социально-экономического развития. Особое значение имеет высшая форма присвоения ресурсов – собственность, которая определяет все остальные отношения людей, в том числе и мотивы их поведения.

Собственность не является вечным, естественным феноменом. Она возникла на определенном этапе общественного развития, то есть является социальным, историческим продуктом. Собственность – результат распределения ресурсов в обществе.

Без собственности практически невозможно регулировать экономические отношения, навести порядок, возбуждать экономические интересы, а также организовать экономику.

 

Главной целью данной работы является рассмотрение собственности в процессе жизни подростка.

К задачам относятся:
1. Рассмотрение теоретических основ собственности.
2. Рассмотрение того, как подросток включён в отношения собственности.
3. Проведение социального опроса по теме собственности как среди молодого, так и среди старшего поколения.

Предметом исследования служат рамки собственности подростка.

Информационная база данного проекта состоит из учебных экономических пособий, законов РФ, прав человека РФ.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОБСТВЕННОСТИ

Понятие «собственность» формируется ещё с древних времён.

«В римскую эпоху достаточно широкое распространение получил термин «proprietas», происхо­дящий от слова proprius; с его помощью принадлежащая кому-либо вещь противопоставлялась дру­гим объектам, которые находились в общем владении (например, общинным землям). Действительно, в ранних источниках по европейской юриспруденции понятие собственности определялось с по­мощью термина «possedere» — «владение», что позволяло различать, что «вещи человеческого права» могут либо находиться в чьем-то личном распоряжении, либо принадлежать всей совокупно­сти граждан» [2].

В своем современном значении понятие «собственность» возникло в XVII в., когда получила распространение идея «естественного права». По этой теории, выдвинутой английскими философами XVII в., а затем французскими просветителями XVIII в., собственность (точнее, право собственности) объявляется прирожденным, данным от природы свойством, присущим всякому человеку. Собствен­ность формулировалась как принадлежность соответствующего объекта тому или иному лицу. Иска­женное данное представление во многом внедрилось в жизнь благодаря Наполеону, который привет­ствовал революционные лозунги, связанные с отменой социального статуса человека, когда револю­ционные массы предложили отменить все титулы и называть друг друга гражданами. А единствен­ное, что оставила французская буржуазия, — право на владение собственностью, в основе понимания которой лежали принципы, положившие начало Римскому праву.

Очевидно, отношения частной собственности появились в результате формирования рыночного хозяйства, в связи с необходимостью осуществить обмен произведенными продуктами. Здесь и нача­ли формироваться «собственники». Эта эпоха породила два направления развития научной мысли, постигающей феномен собственности. «На первом из них юристы и философы обосновали отделение собственности, происходящей из коммерческой деятельности граждан, от собственности государя, выступавшей в средневековье в качестве универсальной формы собственности и обычно именовав­шейся publicus, или publicare. Таким образом, определение «частная» появилось вне связи с терми­ном «собственность» и служило для противопоставления самостоятельной экономической деятельно­сти человека и деятельности в рамках политических структур. На втором направлении были пред­приняты попытки отделить собственность человека, естественным образом возникавшую из самого акта создания той или иной вещи или приобретения ее у других людей, от собственности, по природе своей находящейся в коллективном владении граждан».

В самом общем виде собственность можно определить, как принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определённым лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Собственность важно рассматривать как с экономической, так и юридической точки зрения.

С экономической точки зрения собственность - это экономические (производственные) отношения между людьми по поводу присвоения и хозяйственного использования материальных благ и услуг, прежде всего средств производства.

Виды собственности по численному признаку:

1. Частная собственность — это вещь, которая принадлежит одному человеку.

2. Коллективная собственность — это вещь, которая принадлежит группе людей, и каждый из них имеет какую-то часть в этой собственности.

3. Общественная собственность — это вещь, которая принадлежит всем.

 

«С точки зрения правового регулирования собственность можно разделить на такие группы:

1. Недвижимое имущество — земля, здания, сооружения, объекты инфраструктуры.

2. Движимое имущество — то, что можно передвинуть: машины, оборудование, инструменты.

3. Интеллектуальная собственность — продукт умственной деятельности человека: научные труды, рукописи, изобретения, открытия, достижения в искусстве и литературе» [4].

С юридической точки зрения собственность – отношение людей к вещам, материалам и другим благам, которые закрепляются системой юридических законов и нормативных актов.

Право собственности по ГК РФ – это права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Содержание понятия права собственности раскрывается в двух смыслах: в субъективном и в объективном.

В объективном смысле право собственности – это совокупность правовых норм, являющихся частью отрасли вещного права. Она включает в себя конституционные, гражданские, административные и уголовные нормы, необходимые для регулирования имущественных отношений между субъектами.

В субъективном смысле право собственности – это правомочия лица определять характер и сферу эксплуатации имущества, принадлежащего ему.

Содержание субъективного смысла права собственности раскрывается через три вида правомочий:

«1. Владение - это фактическое обладание данным имуществом. Право владения означает возможность удерживать вещь в собственном владении, обладать ею.
Пример: У гражданина N есть в собственности автомобиль. Он имеет право сохранять этот автомобиль за собой сколько угодно, ничего специально делать для этого не нужно.

2. Пользование - это извлечение полезных свойств из данного имущества, например доходов.
Пример: Гражданин N имеет право ездить на собственном автомобиле, возить пассажиров и грузы или ничего не возить, может разобрать автомобиль на запчасти, а может поставить в гараж и любоваться на него.

3. Распоряжение - это возможность изменить состояние, назначение, юридическую принадлежность имущества: продать, подарить, передать по наследству, сдать в аренду, обременить залогом.
Пример: Гражданин N может продать автомобиль, может по доверенности дать его на время другу, может подарить машину бабушке, завещать дочери и т.п.

Виды собственности по конституции РФ:
1. Частная собственность - граждан и юридических лиц.
2. Государственная собственность - федеральная и субъектов федерации.
3. Муниципальная собственность - муниципальных образований, городов и сельских поселений» [7].

По статье 114.1 Конституции РФ Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.

Право собственности — совокупность правовых норм, которые закрепляют присвоенность вещей отдельным лицам и коллективам.

«В России основания приобретения права собственности делятся на первоначальные (если право собственности возникает впервые) и производные. Право собственности возникает:

1. В результате изготовления вещи своими силами из своих или бесхозных материалов.

2. В результате использования имущества: например, право собственности на доходы от аренды или на фрукты, выращенные на своем участке.

3. В результате приобретения имущества по сделке - купли-продажи, мены, дарения, приватизации.

4. В результате наследования.

5. По праву первого нашедшего бесхозную вещь: например, находка клада.

6. По праву давности владения: 15 лет для недвижимости и 5 лет для иного имущества.

Основания для прекращения права собственности: отказ собственника от права собственности, гибель или уничтожение имущества» [7].

Человек может быть принудительно лишен права собственности по суду — в счет погашения обязательств, при конфискации, изъятии, принудительном выкупе.

Собственность представляет собой четыре понятия:

1. Отношения к вещи; (собственник или нет средств и результатов производства, рабочей силы)

2. производственное отношение по поводу вещей, состоит из двух групп: распределение результатов производства (их принадлежность и потребление произведенных благ) и движение средств производства, рабочей силы, производимого продукта в сфере производства, распределения, обмена и потребления (функционирование производства).

3. Отношение к средствам производства (собственники капитала и собственники рабочей силы)

4. Юридическое отношение (закрепленное законом, органы власти принимают и принудительно реализуют законы, касающиеся собственности).

Ни одно из них в отрыве от других существовать не может.

Каждый гражданин России имеет право получить право собственности путём приватизации не более одного раза в течение всей жизни. Приватизация – это переход государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц, или возникновение на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности. После приватизации субъектами собственности

становятся частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, акционерные общества, холдинги и т.д. Объектами приватизации могут быть предприятия торговли и сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, мелкие, средние и крупные предприятия промышленности и сельского хозяйства.

Право распоряжения означает возможность определить юридическую судьбу вещи, путем ее продажи, уничтожения или обмена. Такая возможность у несовершеннолетнего есть не всегда. По закону дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию, но ребенок не имеет права собственности на имущество родителей. Он не имеет право распоряжаться этим имуществом, но и родители не имеют права собственности на имущество ребенка.

Несовершеннолетний может иметь собственность. Свое имущество подросток может использовать не только для удовлетворения

личных потребностей, но можно направить свою собственность для получения прибыли, например, путем сдачи имущества в аренду.

Ребенок, как и взрослый человек, имеет право владеть имуществом с момента рождения. Это право регулируется Семейным кодексом, Гражданским кодексом, Конституцией РФ, а также рядом подзаконных правовых актов.

Основные моменты, связанные с имущественными правами ребенка, зафиксированы в статье 60 Семейного кодекса России, а также в статьях 26 и 28 Гражданского кодекса.

Многие родители стремятся по ряду причин приобрести недвижимость для своего ребенка. При этом сразу встает вопрос, может ли несовершеннолетний быть собственником квартиры. Большинство стран не разграничивает права граждан, невзирая на их возраст.

Часто российские граждане, покупая недвижимое имущество, оформляют его на собственного несовершеннолетнего ребенка. Законодательно в таком действии препятствий нет. Однако мотивация у родителей бывает разная.

«Одни хотят обеспечить свое чадо жильем на будущее, если случится что-то непредвиденное. Разумеется, делать что-либо с имеющейся собственностью несовершеннолетний владелец не сможет до восемнадцатилетия. До этого все права по распоряжению недвижимостью возлагаются на взрослых, представляющих его интересы» [3].

Недостаток такого шага в том, что при желании продать жилье, сдать или что-то еще сделать, потребуется убеждать опеку дать на это согласие. Государство в этом вопросе придерживается строгих правил, стремясь уберечь несовершеннолетних от ущемления их законных прав.

Еще одна причина, по которой переписывают квартиру на детей – это возможность избежать деления общего состояния в результате развода. По закону, все совместно нажитое должно делится в равном соотношении. Только в расчет не берется собственность, принадлежащая несовершеннолетним членам семьи.

Дети могут быть владельцами недвижимости вне зависимости от возраста. Оформление жилья на ребенка дает гарантию, что к наступлению совершеннолетия он будет обеспечен собственной жилплощадью и никакие семейные обстоятельства не уменьшат его прав.

Может ли быть собственником квартиры несовершеннолетний ребенок, зависит от родителей и других его представителей, так как по законодательству это не воспрещается. На территории РФ дети имеют равные права с взрослыми. Несмотря на это, они автоматически не могут числиться собственниками недвижимости, принадлежащей родителям. Прописка в квартире или доме дает право только на проживание. В каких случаях человек, которому еще не исполнилось 18, может быть владельцем жилого объекта: куплен и оформлен на его имя; подарен; после прохождения приватизации; получен по наследству. При записи жилья на несовершеннолетнего следует взять во внимание разграничения по возрасту: малолетние – до 14 лет (ст. 28 ГК РФ); подростки – те, кому 14-18 лет (ст. 26 ГК РФ). Права у каждой категории разные. Первые считаются не дееспособными (не способными осознавать своих интересов и принимать самостоятельно решения), поэтому они не участвуют в сделке. От них действуют полномочные представители. Справившие четырнадцатилетие, вправе участвовать в процедуре купли квартиры — ставить подпись в договоре. Ограничения в том, что письменное одобрение на подобные действия должно быть получено от взрослых представителей.

Оформление недвижимого объекта на ребенка в результате покупки ничем не отличается от обычной процедуры. Нет необходимости запрашивать разрешение у опеки. В договоре в качестве правообладателя следует записать ребенка, права которого реализуются законными представителями.

Если квартира или доля в квартире принадлежит несовершеннолетнему, то следует знать, что для продажи собственности, принадлежащей гражданину в возрасте от 14 до 18 лет, необходимо письменное одобрение сделки от законного представителя. В свою очередь, законный представитель ребенка может дать свое согласие на продажу только с предварительного письменного разрешения органа опеки и попечительства.

Дети обладают такими имущественными правами как:

1. Правом собственности на доходы и имущество

2. Правом на распоряжение принадлежащего имущества

3. Правом на владение и пользование имуществом родителей

4. Правом на наследование

Дети в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать только следующие сделки:

1. Мелкие бытовые сделки, которые направлены на удовлетворение обычных, каждодневных потребностей малолетнего или членов его семьи, например, покупка школьных принадлежностей;

2. Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не нуждающиеся в нотариальном удостоверении либо государственной регистрации, например, принятие в дар игрушек, предметов одежды;

3. Сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения, а именно, дети могут получать деньги от родителей или других законных представителей и расходовать их на свои нужды.

Все остальные сделки за малолетних детей совершают от их имени только родители, усыновители или опекуны.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно:

1. Совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, которые разрешены малолетним детям;

2. Распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;

3. Осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного результата своей интеллектуальной деятельности;

4. В соответствии с законодательством РФ вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

5. Быть членом кооператива (по достижении шестнадцати лет).

Остальные сделки несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершаются только с письменного согласия своих законных представителей. В случае нарушения этого требования сделка, совершенная несовершеннолетним, может быть признана недействительной в судебном порядке по иску родителей (усыновителей) или попечителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: