Крылатая память Великой Победы




Федина Валерия,

ученица Сосновской средней школы № 1,

р.п. Сосновское

Советская авиация в годы Великой Отечественной войны покрыла себя неувядаемой славой, которой должны и могут гордиться не одно поколение наших соотечественников.

Советские Военно-воздушные силы в войне 1941-45 гг. решали три основные задачи: завоевание стратегического господства в воздухе, авиационная поддержка и прикрытие сухопутных войск и сил флота, ведение воздушной разведки. Военная авиация решала задачи и по уничтожению объектов глубокого тыла противника. Борьба за стратегическое господство в воздухе явилась составной и неотъемлемой частью всей вооружённой борьбы на фронте, первоочередной задачей советских ВВС, одним из непременных условий успешного проведения операций.

Главными факторами Победы нашей страны в Великой Отечественной войне стали боеспособность самолетов, увеличение производства самолётов, а также замечательные лётчики-асы – герои войны.

Среди летчиков, которые защищали небо Родины от врага были и наши земляки, уроженцы Сосновского района Горьковской области. Именно им и посвящается данная презентация.

Среди наших земляков – сосновчан, есть легендарный летчик Герой Советского Союза, гвардии майор - Матвеев Павел Яковлевич.

Родился 1 декабря 1915 года в деревне Полянское Сосновского района Горьковской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов. Работал бетонщиком на строительстве Горьковского автозавода. Затем был возчиком в городе Дзержинске, по вечерам учился на курсах шоферов. Потом работал шофером и без отрыва от производства учился в аэроклубе.

В 1938 году был призван в Красную Армию и направлен в военное авиационное училище. В боях Великой Отечественной войны — с июля 1941 года. В начале войны был командиром экипажа в полку дальних бомбардировщиков.

Совершил 239 боевых вылетов на бомбардировку важных объектов в тылу врага. Бомбил железнодорожные узлы и аэродромы под Сталинградом, в Анапе, в Орле, в Карачеве, в Харькове, Полтаве, Запорожье, Днепропетровске. Затем были боевые вылеты на бомбардировку объектов врага в Польше и Германии. Участвовал в разгроме немцев под Ленинградом и в Прибалтике.

Хлопков Александр Васильевич - подполковник запаса. Родился 1 декабря 1917 года в деревне Меледино Горьковской области. По комсомольскому набору был направлен в Челябинское военное авиационное училище штурманов. В 1940 году по окончании училища в звании лейтенанта был зачислен в Западный Особый военный округ в 207-й полк дальнебомбардировочной авиации, в эскадрилью капитана Гастелло. За время войны совершил 271 боевой вылет. Во время одного из боевых вылетов был вынужден заменить тяжело раненного лётчика, чем спас самолёт и экипаж, посадив пробитую осколками машину ночью в условиях плохой видимости, за что был награждён орденом Боевого Красного Знамени. За время войны его экипаж трижды осуществлял вынужденную посадку на территории, захваченной врагом, и с боем прорывался через линию фронта. За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистскими захватчиками, награждён пятью боевыми орденами и тринадцатью медалями. После войны гвардии подполковник А. В. Хлопков жил в Челябинске и работал в авиационной школе штурманов и штабе ГО.

В районном краеведческом музее, хранятся его рукописи, где он пишет о войне, его летная книжка.

Климов Евгений Александрович - заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник. Родился 1 января 1923 г. в с. Сосновское Горьковской области в семье рабочего. После окончания в 1941 г. летной программы на самолете У-2 в аэроклубе г. Павлово поступил в Энгельсскую военную школу пилотов. Летал на самолетах Р-5, СБ и Пе-2. После окончания школы направлен в З-й запасной авиационный полк в г. Йошкар-Ола.
С 1943 по 1945 г. участвовал в боях на Западном, 3-м Белорусском, Прибалтийском и Ленинградском фронтах в составе 35-го гвардейского Сталинградского ордена Суворова 3-й степени бомбардировочного авиационного полка. Выполнил 61 боевой вылет на самолете Пе-2.
В 1949 г. летчик-испытатель ГК НИИ ВВС. В 1961 г. старший летчик-испытатель 2-й авиационной испытательной эскадрильи. В 1966 г. — заместитель командира 1-й авиационной испытательной эскадрильи.
Мастер дозаправки топливом самолета в полете. Освоил 52 типа самолетов. Принимал активное участие в испытаниях самолетов Ту-2, Ил-28, Ту-4, Ту-16, Ту-95, Ту-22. Общий налет 6500 часов.
Награжден: 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Бирюков Василий Иванович - старший летчик, лейтенант. Родился 1 января 1923 года в селе Сосновское Горьковской области.

Закончил 1-й курс педагогического училища г. Павлово, но узнав, что открыт прием в Павловский аэроклуб, подал заявление. По окончанию курса прибыла комиссия Энгельского летного училища для отбора курсантов. Был конкурс 300 человек на 70 мест, но Василия приняли.

С третьего курса в связи с началом войны уходит добровольцем, зачисляется в военную летную часть и попадает в 672 – й авиационный полк.

Защищал от вражеских стервятников небо Бессарабии, Румынии, Болгарии. В неравном бою над Будапештом Василий Иванович сделал невозможное – поврежденный самолет вернулся на родной аэродром. В эскадрилий получил кличку «Чапай».

Победа застала Василия в Австрии, на его счету 65 боевых вылетов.

Коварный враг рвался вглубь России, нанося чувствительные удары по «кузницам победы». Наш г. Горький стал объектом бомбовых ударов фашистских стервятников, базирующихся на захваченных соседних областях. Отразить атаки должны были наши славные соколы – летчики, мужественно вставшие на пути воздушным волнам «юнкерсов». В числе их был и Белоусов М. И., уроженец Пензенской обл., Бековского района с. Вертуновка, год рождения – 1922.

Не занимать мужества герою – летчику. В яростной схватке с врагом был израсходован весь боевой запас патронов. Белоусов М. И. пошел на таран, навалившись всей мощью крылатого друга. Протаранив врага, самолет Белоусова вспыхнул ярким факелом и сложил крылья на земле близ д. Красное, Сосновского района, Горьковской области. Превратился в груду развалин обгоревший «крылатый металл», похоронив под собой сердце патриота – воина М. И. Белоусова.

Да он не является нашим земляком, но мы до сих пор помним его подвиг, память о нем не будет забыта. Он в числе тех, кто отдал молодые жизни в борьбе за нашу Родину. На обелиске – памятнике в д. Красное, построенном благодарной общественностью, есть, и имя Белоусова М. И.

20 век можно смело назвать веком авиации. Человек смог стать повелителем неба с помощью таких летательных аппаратов, как самолеты.

Во время Великой Отечественной войны главной ударной силой Советского союза была боевая авиация, а также замечательные лётчики-асы – герои войны. Действия советской авиации в период Великой отечественной войны носили решительный характер, лётчики проявляли героизм и самоотверженность. Никогда не забудутся героические подвиги лётчиков, которые, не задумываясь о собственной жизни, погибали во имя Победы.

Мы молодое поколение обязаны уважать и чтить память наших земляков – участников Великой Отечественной войны. Ведь именно им мы обязаны нашей жизнью.

Список используемой литературы:

1. Заслуженные испытатели СССР/Симонов А. А. – Москва: Авиамир, 2009 г.

2. Память народа 1941 – 1945 [Электронный ресурс] // https://pamyat-naroda.ru/

3. Сайт выпускников Челябинского высшего военного авиационного Краснознаменного училища штурманов [Электронный ресурс] // https://chvvakush.ru/zhizn-i-sudba-khlopkova-aleksandra-vasilevicha

4. Соколы земли Павловской - К. П. Куликова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: