Обзор романа «Машенька».




Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном романе В. Набокова «Машенька». Конечно, нельзя за один урок постигнуть творение великого матера, но пусть прикосновение к творчеству его будет первой ступенью в вашем познании особого индивидуального мира набоковских произведений.

а) История создания.

Роман был написан в 1926 г. в Берлине, и в нём отразились события из жизни самого писателя, а именно, его первая любовь. Об автобиографичности романа говорит сам Набоков в своём эссе «Другие берега»: «Его Машенька и Моя Тамара – сёстры-близнецы, тут те же дедовские парковые аллеи, через обе книги протекает та же Оредежь». И действительно, если сравнивать некоторые эпизоды обеих книг, то можно увидеть сходство Машеньки с полумифической Тамарой. Ганин ездит на свидания на велосипеде, как и юный писатель, природа полна звуков, тайны и поэзии для будущего автора и юноши Ганина. Эпиграф к роману не зря выбран из бессмертного «Евгения Онегина», ведь произведение Набокова продолжает не только тему любви, но и тему странного героя, «лишнего» человека, к коим относим и Онегина, и Печорина, и героев Тургенева. Этот герой изменился во многом. Но всё же он по-прежнему одинок, не понят, стоит над толпой, отличается ото всех даже своей первой любовью, ставшей для него олицетворением России, любви к ней, ощущением рая. Поэтому так трагичная потеря это рая, осознание невозможности его вернуть. И эта трагедия переживается Ганиным в эмиграции, в условиях, ещё более её усугубляющих.

б) Проблематика.

Многие критики пишут о Набокове, как о писателе, отстаивающем неотъемлемое право личности на свободу от общества, индивидуальность и независимость. И в романе «Машенька» основной проблемой является противостояние исключительной личности пошлой обыденности. Другая сторона этой проблемы: идея невозможности обретения утраченного рая. Эта идея также проходит красной нитью через всё творчество писателя, считавшего, что трагизм личности заключается в невозможности обрести рай, в котором все мы жили в детстве, на своей родине. Россия и связанные с ней счастливые детские годы – утраченный рай Набокова. И в романе эту Россию олицетворяет Машенька.

в) Поисковый вопрос.

Откуда происходит этот трагизм невозможности обретения рая, в чём заключается индивидуальность личности, стоящей в центре романа, нам и предстоит выяснить в ходе анализа произведения.

г) Главные герои.

Через образ главного героя Льва Ганина Набоков раскрывает основную проблему своего романа. Ганин – личность исключительная, непохожая на других. Он не может мириться со своим настоящим существованием. Его неприятие современной действительности усугубляется осознанием своего прошлого счастья там, в былой России, рядом с возлюбленной Машенькой. О Машеньке мы узнаём по воспоминаниям Ганина. Это нежная, чистая девушка, сродни самой природе. Этот образ Машеньки остался там, в прошлой жизни. А ныне она жена Алфёрова, человека недалёкого, хотя по-своему и любящего свою жену.

д) Обзор содержания романа.

Сюжет романа раскрывает последовательно основную проблему: противостояние исключительной личности пошлой обыденности. С первых же строк мы погружаемся в атмосферу жизни русских эмигрантов в Берлине в пансионе г-жи Дорн. Набоков сразу же сталкивает двух героев – Ганина и Алфёрова – в лифте. И сразу же намечается противопоставление главного героя остальному обществу. Раскрывая образ Ганина, автор погружает нас в его размышления. Мы узнаём, что после переезда за границу Ганин брался за любую работу, но так и не нашёл себе постоянного дела по душе. И теперь проживает свои средства, накопленные им в результате труда от официанта до статиста в киносъёмках. В то же пансионе г-жи Дорн живут и другие постояльцы, эмигрировавшие во время событий революции в России. Это старый поэт Подтягин, уже упомянутый Алфёров, основательно устроившийся в Берлине, балетные танцоры Колин и Горноцветов, а также Клара, одинокая девушка, работающая машинисткой в конторе. Все эти люди живут своими мечтами и заботами: Алфёров с нетерпением поджидает Машеньку из России, Подтягин хочет получить визу и уехать во Францию, Колин и Горноцветов мечтают получить ангажемент в какой-нибудь балетной труппе, а Клара ждёт простого женского счастья, т.к. любит Ганина. Ганин же отделён ото всех. У него есть любовница Людмила, которую он не любит и тяготится связью с ней. Но пойти на решительный разрыв не решается. Жизнь наскучила Ганину, всё окружающее кажется пошлым и никчёмным. Он решает покинуть Берлин, но куда именно поехать, не знает. Так мы и застаём героя в состоянии раздумья, на перепутье.

Но вдруг жизнь Льва Ганина круто меняется. Алфёров, рассказывая о своей жене, показывает её фотографии, и Ганин узнаёт в ней свою первую любовь, Машеньку. Воспоминания разом нахлынули на него. И мы узнаём, что первая любовь героя была прекрасна. Там, в России, шестнадцатилетний Ганин, отдыхая летом на даче, повстречал Машеньку, появление которой предчувствовал и которой страстно мечтал. Роман их продолжается год. Сначала на дачах, потом зимой, в Петербурге, а с наступлением лета снова перемещается за город, где и подходит к концу, исчерпывает себя. Но это тогда казалось концом, а теперь Ганин вдруг чувствует, как в нём с новой силой загорается нежность и любовь к Машеньке, появляется необходимость долюбить, завершить свой первый роман. И он решает соединиться с возлюбленной. Это решение толкнуло его на разрыв с Людмилой. За несколько дней до приезда Машеньки Ганин успевает помочь Подтягину с визой, которую тот сразу же теряет, что приводит к тяжёлому сердечному приступу. Колин и Горноцветов получают ангажемент и собираются съезжать с квартиры. Клара понимает, что её маленькая надежда на счастье с Ганиным не осуществиться никогда. Лишь Алфёров живет радостным ожиданием приезда жены. Но Ганин всё продумывает: в последний вечер, когда танцоры устраивают небольшую вечеринку, он спаивает Алфёрова, укладывает его спать, а стрелку будильника переводит назад. Таким образом, Алфёров «обезврежен». И рано утром Ганин отправляется на вокзал, чтобы встретить Машеньку. Однако внезапно он понимает, что ему незачем ждать её, т.к. этот роман получил своё завершение в эти четыре дня. И больше уже ничего быть не может. Ганин садится в поезд до Франции, о которой так мечтал Подтягин, и уезжает в неизвестность.

Таков основной сюжет романа. Как уже было отмечено, в центре произведения стоит особенная личность – Лев Ганин. Уже само имя Лев Глебович – «сложное, редкое соединение», требующее «сухости, твёрдости, оригинальности». Ото всех жителей пансиона г-жи Дорн Ганин и отличается некоей тайной, непохожестью. Докажите, что Ганин выделяется среди других персонажей.

- Ганин живёт в состоянии некоего беспокойства, тоски, неудовлетворённости своим существованием. Его тяготит также связь с Людмилой, которую он вовсе не любит (чтение отрывка из гл. 2 «Старушка расспрашивала о Ганине…» - «Так и жил весь дом на железном сквозняке…»).

- Почему Ганин недоволен своей нынешней жизнью?

- Потому что в ней нет ничего, что могло бы дать пищу душе героя. Люди, обстановка, предметы, окружающие его, не настоящие, они насквозь фальшивы или, что ещё хуже, пошлы.

- Подтвердите примерами из текста, как автор раскрывает фальшь и пошлость окружающего мира.

- Уже призрачен и нереален сам дом г-жи Дорн, который расположен около железнодорожного моста, и «Ганин никогда не мог отделаться от чувства, что каждый поезд проходит незримо сквозь толщу дома, вот он вошёл с той стороны, призрачный гул его расшатывает стену, толчками пробирается он по ковру, задевает стакан на рукомойнике, уходит, наконец, с холодным звоном в окно… Так и жил весь дом на железном сквозняке».

И в отношениях с Людмилой нет искренности, т.к. сама она насквозь фальшива: её крашеные волосы, претензии на особую чувствительность («Я, знаешь, такая чуткая, что отлично замечу, как только ты станешь любить меня меньше»). Она разыгрывает из себя «обиженную девочку», «капризную маркизу», ложь свою «она повсюду влачила за собой ложь детских словечек, изысканных чувств, орхидей каких-то,.. каких-то По и Бодлеров, которых она не читала никогда».

К тому же Ганин чувствует пошлость окружающего мира и таких людей, как Алфёров с его похотливыми рассказами о будущей встрече с женой: «А я вот несколько лет без жены… Так вот недавно… девочка меня повела к себе… Гадость такая – а всё-таки сладко… А сейчас Машенька приедет… Вы понимаете, что это значит?»

Даже «безобидная чета» Колин и Горноцветов оставляет впечатление чего-то нечистоплотного и неприятного. Достаточно прочитать описание комнаты танцоров, чтобы убедиться в этом: «В комнате пахло ориганом и потом; в мыльной воде плавал пучок волос, выдернутых из гребешка. По стенам поднимали ножку балетные снимки; на столе лежал большой раскрашенный веер и радом с ним – грязный накрахмаленный воротничок».

- Какое впечатление производит обстановка, царящая в доме г-жи Дорн?

- Это что-то непостоянное, зыбкое и в то же время основательно затягивающее человека в рутину повседневной пошлости, к которой либо приспосабливаются (Дорн, Алфёров, Колин и Горноцветов), либо смиряются с ней (Подтягин, Клара).

- Однако, как вы заметили, среди жителей пансиона есть люди, отличающиеся от других. Кто это и что именно их отличает?

- Это старый поэт Подтягин, больной и бедный человек, вызывающий сочувствие и жалость. Он смиряется со своим положением, чувствуя себя неспособным на борьбу. Это и Клара, безответно любящая Ганина, одинокая и несчастная, замученная добыванием хлеба насущного, однако сохранившая порядочность (ей неприятно отношение Людмилы к Ганину) и способность сопереживать (бескорыстно ухаживает за Подтягиным и жалеет его).

- Среди всех героев автор выделяет именно Ганина. Какие черты характера главного героя раскрывают его как индивидуальность?

- Ганин бескорыстно помогает Подтягину, хотя относится к нему с немалой долей снисходительности. Ганин может быть очень нерешительным человеком (колебания перед разрывом с Людмилой, несостоявшийся поход на Петроград). Этому героя также присуща желчность, как Онегину и Печорину (отношение к Алфёрову, к Людмиле, к самому себе).

- И самое главное, одна из причин душевной трагедии Ганина – тоска по России, «тоска по новой чужбине», которая особенно его мучает весной. Такое отношение к родине свойственно не только Набокову. Вспомним стихотворение М. Цветаевой «родина», написанное ею во Франции в 1932 г. В нём звучит неизбывная боль потери своей родины, осознание, что теперь она лишь «Чужбина».

Но и с калужского холма

Мне открывалася она –

Даль – тридевятая земля!

Чужбина, родина моя!

Даль, прирождённая как боль,

Настолько родина и столь

Рок, что повсюду, через всю

Даль – всё её с собой несу!

Эти строки близки словам другого русского поэта А. Блока о родине: «Крест свой бережно несу». Россия, к которой нельзя относиться однозначно, вызывает чувство любви и боли одновременно. Эти же мотивы мы слышим и в романе Набокова.

А как остальные герои переживают потерю родины?

- Алфёров прямо выражает презрение к России, считая её на фоне других стран «просто загогулиной», где вечный «кавардак». Од даже предрекает ей скорый конец: «Смыли её (Россию), как вот знаете, если мокрой губкой мазнуть по чёрной доске, по нарисованной роже». Для Алфёрова святая Россия Ганина – «проклятая».

Старый поэт Подтягин к концу своей жизни понимает, что из-за своей любви к поэзии он «проглядел всю Россию». И Кларе Подтягин говорит, что «Россию надо любить. Без нашей эмигрантской любви России – крышка. Там её никто не любит».

Клара замучена жизнью, потеряна в жестком мире, одинока. Но она не задумываясь отвечает ан вопрос Подтягина, любит ли она Россию: «Очень». В этой девушке, доброй и душевной, где-то глубоко в подсознании есть уверенность в своей любви к родине.

Г-жа Дорн и Колин с Горноцветовым полностью приспосабливаются к новой жизни. Из их уст мы даже не слышим слов о России.

- Да, действительно, отношение всех персонажей романа к родине различно. В позиции Подтягина чувствуется некоторое самолюбование, самоуверенность в том, что именно эмигранты любят Россию по-настоящему. Алфёров откровенно презирает родину. А Клара любит её внутренней любовью, не отделяя от себя, считая это чувство частью своей души. Ганину же близко тютчевское восприятие России («Умом Россию не понять… В Россию можно только верить»). Ради её спасения он даже хотел создать отряд, чтобы идти на Петроград и поднять вооружённое восстание, свергнуть большевиков. Как вы думаете, почему этого не произошло?

- Ганин понимает, что той России больше нет. Он признаётся Подтягину, что Россию он видит во сне только как «прелесть»: «Тот же лес, та же усадьба». А то чудовищное, что творится в современной России, - чужое, нерусское, навсегда поглотившее рай. К тому же сказывается всегдашняя интеллигентская нерешительность, мягкотелость, неспособность к решительным действиям.

- Но самое главное то, что с Россией связаны воспоминания Ганина о первой любви. Вот в чём особенность его чувства Родины. Как и герои Бунина, Ганин получает подарок судьбы: прекрасное высокое чувство, чистое и искреннее, какое бывает раз в жизни. И тогда действительность кажется раем, душа сливается в гармонии со всем миром, и ты бесконечно счастлив. Давайте прочитаем отрывок из романа об этих прекрасных днях в жизни Льва Ганина.

- Гл. 6 («Он, странно сказать…» - «…образа, предвещавшего её». «Он не помнил…» - «…это простенькое имя»).

- Как видно из отрывка, юный герой предчувствует приход любви. Он, «как Бог», является творцом собственного мира. И в этом мире появляется Машенька, его мечта. Какие черты присущи героине?

- Простота, поэтичность (песенки, стихи, умение видеть прекрасное в природе), нежность, красота души.

- Как развивается любовь Машеньки и Ганина?

- Лето дарит им счастье, а зима, хотя они и продолжают встречаться, словно замораживает их чувства. И в новый дачный сезон Ганин вдруг понимает, что больше не любит Машеньку. Даже при их последней встрече он с удивлением ловит себя на мысли о том, что ничего не испытывает в душе: она спокойна и безразлична.

- И вот образ Машеньки всплыл в Берлине много лет спустя после того удивительного лета. Любовь давно кончилась. Почему же Ганин вновь хочет воскресить это чувство?

- Это возможность вернуться в прошлое, хоть ненадолго возвратить рай, утраченный навсегда, долюбить, закончить свой роман. Возможно, вырваться, наконец, из обыденной действительности, где нет места поэзии и истинным чувствам. Это ностальгия по прошлому: любви, жизни, счастью.

- Всё складывается удачно: Алфёров спит мёртвым сном, Подтягин оставлен на попечение Клары, Людмила скоро утешится. Лишь Клара несчастна, но ведь Ганин не догадывается о её любви к нему. И вот наш герой на вокзале, уже подъехал экспресс, в котором находится Машенька. Но счастливой встречи не происходит: Ганин покупает билет до Франции и уезжает. Почему Ганин не осуществил своей мечты и не увёз Машеньку?

- «Ганин глядел на лёгкое небо, на сквозную крышу – и уже чувствовал с беспощадной ясностью, что роман его кончился навсегда. Он длился всего четыре дня - эти четыре дня были может счастливейшей порой его жизни. Но теперь он до конца исчерпал своё воспоминанье, до конца насытился им, и образ Машеньки остался вместе с умирающим старым поэтом там, в доме теней, который сам уже стал воспоминанием».

- Любовь эта закончилась. Её продолжение так же невозможно, как и невозможно вернуть утраченный рай на берегу Оредежи, с берёзами и соловьями, как невозможно вернуть былую Россию. А потому Ганин уезжает в неизвестность. Что ждёт его впереди? Будет ли он счастлив? Как вы думаете, почему Набоков выбрал такой конец для своего романа?

- …

- Прошлое Ганина безысходно, а будущее неизвестно. Этот человек одинок, не понят и несчастен именно потому, что чувствует дисгармоничность существующего мира, его нереальность. Ганин отделяется от остального мира и не хочет воссоединения с ним именно потому, что в нём утраченной райской гармонии. Раем была его юность в России рядом с Машенькой, когда можно было быть самим собою, являться частью мироздания, природы. Словом, быть Адамом в эдемском саду. Но рай не может существовать вечно, и если ты однажды ты теряешь его, то уже навсегда. Некоторые могут забыть о нём, другие никогда не испытают счастья обладания своим раем. А Ганин хранит в своей памяти это счастье, эту любовь, эту Россию. И потому несчастен, потому не может примириться с пошлой действительностью, потому одинок

.

Практическое задание.

- Какие особенности повлияли на формирование личности Набокова-писателя?

- Назовите роман-антиутопию писателя.

- Какова основная проблема романа «Машенька»?

- - В чём заключается трагедия главного героя романа Ганина?

- Что вам близко в Ганине и в чём вы видите разрешение его трагедии?

 

 

Практическое задание необходимо отправить на электронную почту до 17.06.2020. coloveva.olga@gmail.comили https://vk.com/id63858820

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: