ТЕМА 13
Правительство Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти
Развернутый план
- Правительство РФ в системе государственной власти России.
Конституционно-правовая характеристика Правительства РФ: высший исполнительный орган государственной власти, коллегиальный орган, орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в РФ. Основные принципы деятельности Правительства РФ.
- Порядок формирования Правительства РФ. Структура и состав, аппарат Правительства. Порядок работы Правительства.
- Компетенция Правительства РФ. Общие полномочия Правительства и полномочия Правительства и полномочия в отдельных сферах общественных отношений. Акты Правительства РФ.
- Председатель Правительства РФ. Порядок его назначения и полномочия.
- Взаимоотношения Правительства РФ и Президента России.
- Взаимоотношения Правительства РФ и Федерального Собрания РФ.
- Конституциолнно0правовые основы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Конституционные основы деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики.
- Конституционные основы и особенности взаимоотношений Правительства РФ с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Институт ответственности Правительства РФ.
Семинарское занятие
ü Вопросы к обсуждению
1. Состав Правительства РФ.
2. Федеральные органы исполнительной власти, которыми руководит Президент РФ?
3. Юридическая сила правовых актов Правительства РФ.
4. Перечислите существующие формы конституционно-правовой ответственности Правительства РФ и ее членов.
5. Основание и процедура выражения недоверия Правительству РФ. Объяснить понятие «интерпелляция». Существует ли интерпелляция в практике российского парламента?
6. Отставка Правительства РФ и федеральных министров.
7. Конституционные основы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.
ü Практические задания
Задачи
А. Государственная Дума приняла Федеральный закон «О продовольственной безопасности». Закон был одобрен Советом Федерации и направлен Президенту РФ на подпись. Президент отклонил представленный Закон на том основании, что в систему федеральных органов исполнительной власти вводится не предусмотренный соответствующим Указом новый вид органов – государственная инспекция. Соответственно меняется и структура федеральных органов исполнительной власти, ранее утвержденная названным Указом, поскольку в отклоненном Федеральном законе предусматривается создание Государственной хлебной инспекции России и выделение на ее функционирование необходимых средств федерального бюджета.
· Является ли обоснованным вето Президента РФ?
· Что следует понимать под категориями «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти?
· Каким правовым актом – законом или подзаконным актом, должны устанавливаться соответственно система и структура федеральных органов исполнительной власти?
· Какое содержательное значение Конституция РФ вкладывает в понятие «система федеральных органов исполнительной власти»?
Б.Министр промышленности и энергетики России обратился к Президенту РФ с жалобой на решение Совета Безопасности России об освобождении его от занимаемой должности. Основанием для такого кадрового решения явилась авария в энергосистеме страны, повлекшая каскадное отключение в Москве и Московской области, угрожающая безопасности экономики государства, жизни и здоровья населения. В обоснование своей жалобы министр сослался на то, что Совет Безопасности не вправе освободить от должности ни членов Правительства РФ, ни руководителей иных государственных органов и попросил отменить соответствующее решение.
· Удовлетворит ли Президент РФ жалобу министра?
В. Президент РФ подписал указ об отставке Правительства РФ и временном возложении обязанностей Председателям Правительства РФ на руководителя Администрации Президента РФ. Через месяц Президент РФ издал указ о возложении обязанностей Председателя Правительства РФ на себя, через 3 дня – указ о назначении исполняющего обязанности министра культуры России исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ.
· Может ли Правительство РФ после отставки принимать решения в обычном порядке до формирования нового Правительства РФ?
· Вправе ли Президент РФ производить кадровые перестановки в Правительстве РФ, которое отправлено в отставку?
· Не умаляют ли самостоятельные кадровые решения Президента РФ в отношении Председателя отставленного Правительства РФ полномочие Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ?
Г. В Министерство экономического развития и торговли России обратилось акционерное общество с жалобой на решение Таможенной службы РФ, находящейся в ведении Министерства. Таможенная служба РФ применила санкции в отношении данной коммерческой организации в связи с невыполнением последней обязательств импортера по ввозу товаров и соответственно уплате таможенных платежей. Акционерное общество обжаловало применение санкций в Таможенную службу РФ. Получив отказ, общество обратилось в вышестоящую инстанцию – Министерство. В ответе коммерческой организации за подписью заместителя министра экономического развития и торговли России
пояснялось, что в соответствии с законодательством об обращениях министерства не являются вышестоящими инстанциями по жалобам на действия находящихся в их ведении служб и агентств. Поэтому жалоба акционерного общества направляется на повторное рассмотрение в Таможенную службу России.
· Как определить в действующем законодательстве инстанционность внесудебного обжалования соответствующих действий (бездействий) и решений в системе федеральных органов исполнительной власти?
Д. Из высшего исполнительного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа в Правительства РФ был направлен проект постановления о мерах по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. В сопроводительном письме высшего исполнительного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа Правительству предлагалось урегулировать этот актуальных для ряда субъектов РФ вопрос, находящийся в совместном ведении, Постановлением Правительства РФ. По истечении трех месяцев ответа их Правительства не последовало. Высший исполнительных орган государственной власти названного субъекта РФ принял соответствующее постановлением применительно к проблемам своей территории. Через 6 месяцев после этого Правительство РФ приняло решение об отмене данного нормативного правового акта автономного округа как несоответствующее федеральному законодательству и нарушающее компетенцию Правительства РФ.
· Какие механизмы сотрудничества в правотворческом процессе в единой системе исполнительной власти в России предусматриваются законодательством?
· Вправе ли Правительство РФ отменить нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ
2. По каждому из полномочий Президента РФ и Правительства РФ (ст. 83-89, 114 Конституции РФ) выпишите из Собрания законодательства РФ за 2005-2006 гг. правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, принимаемые ими в процессе реализации своих полномочий.
3. Проведите круглый стол на тему: Формы парламентского контроля в России. Эффективность взаимодействия Федерального Собрания и Правительства РФ. Обсудите следующие вопросы:
· Какие формы парламентского контроля предусмотрены в действующем законодательстве?
· Какие меры ответственности парламента может применить в отношении «нерадивых» членов Правительства РФ?
· Как можно оптимизировать взаимоотношения в российской системе разделения властей, чтобы приблизиться к становлению института парламентской ответственности в России; нужно ли двигаться в этом направлении?
Тест 13. Система и структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации
1. В состав правительства РФ входят:
А) председатель, его замы, федеральные министры, руководители федеральных органов исполнительной власти
Б) председатель, его замы, федеральные министры
В) Президент, Председатель, его замы, федеральные министры, руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти
2. Назовите те правовые акты, которые издает Правительство РФ:
А) постановления
Б) распоряжения
В) законы
Г) указы
3. Президент России назначает Председателя Правительства с согласия:
А) Совета Федерации
Б) Конституционного Суда РФ
В) Счетной палаты РФ
Г) Государственной Думы
4. Правительство РФ правомочно:
А) разрабатывать и вносить в Государственную Думу проект федерального бюджета на очередной год
Б) ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Президенту РФ
В)давать заключения на федеральные законопроекты
Г) утверждать структуру федеральных органов исполнительной власти
5. В систему федеральных органов исполнительной власти России входят:
А) Правительство РФ
Б) органы исполнительной власти субъектов РФ
В) федеральные министерства
Г) Администрация Президента РФ
Д) федеральные агентства
Е) федеральные надзоры
Ж) Президент РФ
Рекомендуемая литература
ü Правовые источники
1. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации».
2. Регламент Правительства РФ.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации».
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П «По делу о толковании статьи 71 (пункт «г»), статьи 76 (часть 10 и статьи 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации».
5. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
ü Дополнительная литература
1. Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития: Материалы науч. конф. (М., 2001. 28 ноября). М., 2002
2. Виноградов В.А. Конституционно-правовая ответственность членов правительства. / В.а. виноградов // Сравнительное конституционное обозрение. 2004. №3.
3. Данилин А. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре «электронного правительства» / А. Данилин. М., 2004.
4. Ноздрачев А.ф. Исполнительная власть в РФ. Науч.-прак. Пособие / А.Ф. Ноздрачев, Ю.А. Тихомиров. М., 1996.
5. Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития / отв. ред. И.Л. Бачило. М. 1998.
6. История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003.
7. Салищева Н. Организация исполнительной власти в РФ: проблемы и перспективы развития / Н. Салищева // Сравнетельное конституционное право. 2004. №1.
8. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ». Комментарий / отв. ред. Л.А. Окуньков. М., 1999.
9. Шайо А. Самоорганизация власти (краткий курс конституциализма). Гл. 5 / А.Шайо.
10. Шувалов И.И. Взаимодействие Правительства РФ и парламента России в законодательном процессе / И.И. Шувалов // Конституционное и муниципальное право. 2004. №4.
ü Литература к круглому столу
1. Касаткина Н.М. Контрольные полномочия парламента Португалии
/ Н.М. Касаткина // Журнал российского права. 2001. №2
2. Ковачев Д.А. Парламентский контроль в Болгарии. / Д.А. Ковачев // Журнал российского права. 2000. №10. С. 149.
3. Ракитская И.А. Парламентский контроль в области финансов в Скандинавских странах / И.А. Ракитская // Журнал российского права. 2001. №2.
4. Трещетникова Н.Ю. О парламентском контроле в Польской Республике / Н.Ю. Трещетникова // Журнал российского права. 2000. №10. С.155.