Вопрос 71. Конфуций и его учение.




Возникновение и крах империи Цинь

Цинь (кит. 秦) — царство в древнем Китае, которое сначала было удельным княжеством, а потом смогло объединить Китай (см. «Цинь (династия)»). Существовало в период от 778 до н. э. по 207 до н. э. в периоды Весны и Осени и Сражающихся царств. Правящая семья носилафамилию Ин (кит. 嬴).

Объединив древнекитайские царства, император Цинь Ши Хуан (кит. упр. 秦始皇, пиньинь: Qín Shǐ Huáng) конфисковал всё оружие у населения, переселил десятки тысяч семей наследственной знати из различных царств в новую столицу — Сяньян и разделил огромную страну на 36 новых областей, которые возглавили назначаемые губернаторы.

При Цинь Шихуанди были соединены оборонительные стены (валы) северных чжоуских царств и создана Великая китайская стена. Было сооружено несколько стратегических дорог из столицы на окраины империи. В результате успешных войн на севере гунны (сюнну) были оттеснены за Великую стену. На юге к империи были присоединены значительные территории племён юэ, в том числе северная часть современного Вьетнама.

Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения — за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта.

Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди.

Основные источники по истории Древнего Китая. Особенности китайской историографической школы. Сыма Цянь.

имеются чрезвычайно многочисленные и в большинстве своем достаточно надежно датированные письменные памятники. Это весьма разнообразные по своему содержанию исторические сочинения, дошедшие до нашего времени в виде книг. Они составляют первую и основную категорию источников изучения древней истории Китая.

Среди письменных источников большое значение имеют древнекитайские летописи, прежде всего летопись «Чуньцю», составленная в царстве Лу и освещающая события VIII—V вв. до н. з. Вокруг текста «Чуньцю», авторство которой традиция приписывает древнекитайскому философу Конфуцию, позднее возникла значительная комментаторская литература. Один из таких комментариев — «Цзочжуань» — представляет собой фактически самостоятельную хронику событий, имевших место в тех же хронологических рамках. От «Чуньцю» эта хроника отличается несравненно большей детализацией повествования.

С летописями тесно связан другой жанр древнекитайских исторических сочинений, представленный прежде всего книгой «Шаншу» («Шуцзин»). Это запись речей правителей и их приближенных. Лишь часть текста «Шаншу», сохранившегося до нашего времени, может быть признана подлинной (некоторые главы этого труда являются позднейшей интерполяцией).

Особое место среди источников по древней истории Китая занимает «Шиц-зин» — свод песен, в большинстве своем фольклорного происхождения. Не будучи историческим сочинением в узком смысле этого слова, «Шицзин» содержит разнообразные материалы для характеристики многих важных сторон жизни древнекитайского общества первой половины I тысячелетия до н. э.

Для традиционной китайской исторической науки характерны две особенности: во-первых, представление об извечном и абсолютном превосходстве китайской культуры над культурой соседних народов; во-вторых, отождествление мифа с историческим фактом, следствием чего было неправомерное удревнение истоков государственности в Китае.

. «Исторические записки» Сыма Цяня (145—90 гг. до н. э.) — это всеобщая история страны с древнейших времен до I в. до н. э. Сыма Цянь использовал новый принцип изложения исторических событий — жизнеописания

Вопрос 71. Конфуций и его учение.

Возникновение конфуцианства – не только в идеологии Китая, но и многих соседних странах в Азии.

Конфуций (551-479гг. до н.э.).

В молодости управлял скидами. В 27 получил должность помощника при совершении жертвоприношений в главной кумирне царства Лу. В 50 лет гос. служба, однако почти сразу покинул должность первого советника. Посвятил себя учительству.

Учение о «благородном человеке».

Ему были чужды идеалы новой соц. прослойки имущих, стремящихся к выгоде и обогащению.

Прототип нормального общественного устройства он видел в добрых семейных отношениях – старшие любят младших и заботятся о них – принцип человечности (элень); младшие, в свою очередь отвечают любовью и преданностью – принцип справедливости; исполнение сыновнего долга – сыновняя почтительность (сяо); соблюдение норм взаимоотношений между людьми (ли); Отношения в гос. должны быть подобны отношениям в хорошей семье.

Поощрял культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и гос., в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого благородного мужа считал бесстрашное и нелицеприятное…

Конфуций не был основателем религии. После его смерти в его честь воздвигнуты храмы. Гос. должности могли занимать только ученые конфуцианисты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: