Иститут императораторской власти в общественно-политическом развитии Японии в 1946–1989 гг.




Хирохито принял тронное имя Сёва: этот девиз его правления означает «Просвещенный мир». До 1945 года император обладал абсолютной властью в стране: законодательной, исполнительной, судебной, военной и почитался особой священной и неприкосновенной. Во время правления Хирохито, в 1936 году, страна заключила договор с Германией и всю Вторую Мировую войну выступала на стороне Гитлера. Япония развязала войну в Тихом океане. Результат: атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, самоубийственная оборона собственных территорий (камикадзе — только часть этой обороны, массовые самоубийства, в том числе мирных жителей, происходили постоянно по мере захвата союзниками территорий страны), акт о капитуляции, подписанный на линкоре «Миссури» и американская оккупация.

За две недели до капитуляции император Сёва обратился к народу по радио — это было в прямом смысле неслыханно: никому прежде не полагалось и не доводилось слышать голос бога. Правитель призывал армию и флот прекратить сопротивление и сдаться. После капитуляции Хирохито мог попасть под суд и быть казненным вместе с другими военными преступниками, но американские власти сохранили монарху жизнь и даже трон, потребовав демократизировать монархию.

1 января 1946 года император Сёва издал документ Нингэн-сэнгэн или «Декларацию о человеческой природе» (на самом деле это были два императорских рескрипта — об устроении новой Японии и о восстановлении нации).

Итоги, последствия Второй мировой войны во многом повлияли на политическое развитие страны. Меняется структура государственного управления. Особенно остро стоял вопрос о статусе императора в последующей оккупационной политике Америки. По новой Конституции 1947 года император Японии становился лишь символом государства и единства народа, сохраняя только представительские функции. Так, согласно ст. 1 «император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть».

Проследив деятельность Хирохито в новом правовом статусе, можно увидеть некую эволюцию императорской власти в новой политической системе Японии. Во-первых, с конца 40-х гг. происходит создание образа народного монарха, символизирующего демократический характер действий императора. Этот процесс занял примерно два десятилетия, так как необходимо было выработать систему, которая бы позволила продемонстрировать народу тот факт, что император остается главным носителем религиозных идеалов и основных традиций культуры страны, при этом он не является неприкосновенным, а наоборот —близок к народу. Во-вторых, примерно с середины 1960-х до конца 1980-х гг. прослеживается тенденция возвращения императору то сакральное значения, которое он утратил из-за принятия новой конституции. В этом процессе особенное место занимает процедура проведения различных ритуалов, распространение самой идеологии об исключительном происхождении и значении императора. Выделенные два этапа показываю то, что Япония не сразу приняла изменения, случившиеся в послевоенное время. Эти преобразования были нацелены на уничтожение абсолютной монархии, на отделение религии от государства и в конце концов на модернизацию самой Японии в целом.

Период с 1946 по 1989 гг. крайне важный и ключевой момент в послевоенной истории Японии, которая в свою очередь приобрела демократическую почву для дальнейшего изменения и улучшения страны. Началось все с того, что Япония была поставлена в условия пересмотра старой конституции и в последующем принятия новой. Конституция 1947 г. изменила роль императора, оставив ему полномочия символа японской нации, но при этом прописав ряд ограничительных мер для искоренения абсолютной монархии. Заметим, что в первые послевоенные годы деятельность Хирохито была направлена на сближение с народом (поездки по стране и проведение ряда празднеств), а значит всячески происходило подтверждение его нового статуса в главном законодательном документе страны. Ситуация несколько стала меняться после 1952 г., когда усилиями пропаганды Управления императорского двора и деятельностью Либерально-демократической партии осуществлялась широкая практическая деятельность, а именно возрождение довоенных церемоний и ритуалов, которые так или иначе усиливали символ божественного императора в подсознании народа. Кроме того, сам император, стал более активен и на политическом уровне, например, он посещал Европу и Америку с официальными визитами. Все это говорит о том, что фактически роль императора была в рамках возрождения тэнноизма, восстановления его престижа и значимости. Во многом это совпадало с желанием самого японского народа, который не желал свержения монархии и вполне были довольны новым статусом императора. Для них он, как и прежде оставался неизменным символом государства и народа, в прочем, каким он был всегда, на протяжении всей японской истории. Итак, вся деятельность и все функции императора после конституционного изменения сводится к идеологическому аспекту, что означает его символический характер.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: