Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся
Роль современной школы в социализации обучающихся
Роль ученического коллектива в социализации обучающихся начальных классов
Заключение
Список использованной литературы
социальный педагогический личность школа
Введение
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
О том, что такое личность, написано много. "Личность", "душа", "Я", "индивид", "индивидуальность" - эти и другие понятия часто используются в психологии и философии, отождествляются или разграничиваются.
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие.
По мнению Г. М. Бреслова, личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития [3, С. 22].
|
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание и обучение.
Современная школа является одним из основных агентов социализации личности. Она представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе. В тоже время на определенном этапе обучения именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность обучения ребенка.
Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной и целеполагающей основе всегда определяется ведущими потребностями общества (социальным заказом общества). В современных условиях общественного развития особо остро встают проблемы социализации человека, приобщения его к общечеловеческим ценностям, значимым во все века и закрепленным в культурно-историческом опыте поколений, что говорит об особой актуальности выбранной темы.
Проблемы формирования личности нашли отражение в работах психологов В. А. Аверина, Л. И. Божович, Г. В. Бреслова, Д. Б. Эльконина, В. С. Мухиной, С. С. Славиной, В. Г. Степанова, И. Ф. Талызиной Д. И. Фельдштейна и др.
Особенности социализации младших школьников исследовали ученые-социологи и педагоги: Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова, В. П. Кащенко, Ю. З. Гильбух, И. П. Подласый, В. А. Сластенин и др.
Вместе с тем, педагогические труды исследователей требуют современного подхода в связи с изменениями нормативно-правовой базы образовательных учреждений и введениях новых стандартов образования, что вносит новый контекст в процесс социализации младших школьников.
|
Отметим, что школе как социальному субъекту - носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации младших школьников. В связи с этим у нас возник интерес к социальной среде образовательной организации как к фактору социализации школьников. Именно поэтому нами сформулирована тема исследования "Характеристика социальной среды образовательной организации как фактор социализации школьников".
Объект исследования: социальная среда образовательной организации.
Предмет исследования: характеристика социальной среды образовательной организации как фактор социализации школьников.
Цель исследования: изучить влияние социальной среды образовательной организации как ведущего фактора социализации младших школьников.
Задачи исследования:
. Анализ понятия "социальная среда" в современной психолого - педагогической литературе.
. Изучение сущности социализации школьников в образовательном учерждении..
. Характеристика факторов социализации школьников.
. Определение роли социальной среды образовательной организации в социализации школьников.
. Изучение роли ученического коллектива в социализации обучающихся младших классов.
Методы исследования: анализ психолого - педагогической, методической литературы по проблеме исследования, систематизация, обобщение, структурирование.
|
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические основы влияния социальной среды на социализацию младших школьников в современном образовательном учреждении
1.1 Понятие "социальная среда" в педагогических исследованиях
Отметим, что среда как важнейшее условие жизнедеятельности человека изучалась в течение всей истории развития человеческого общества. В философских концепциях Древнего Китая, Древней Индии, включая даосизм, конфуцианство, а в последующем в буддистских социальных теориях среда рассматривалась как одно из решающих условий формирования и развития личности и общества.
В работах древних греков, преимущественно у Сократа (470-399 до н.э.), Платона (427-347 до н.э.) и Аристотеля (394-322 до н.э.), под "средой" понимается комплекс факторов, который оказывает существенное влияние на весь процесс становления и развития человеческих взаимоотношений. Древние римляне в содержание данного понятия вкладывали преимущественно социально-правовые отношения, которые должны определять устойчивость функционирования всей государственной системы и ее управления [цит. по 32, С. 45].
Широкое распространение понятие "социальная среда" получило среди философов, педагогов и психологов, изучавших процесс определения места человека в социуме, и наоборот, влияния социума на становление и развитие личности [цит по 34, С. 28].
Мы считаем, что социальная среда - это многоплановое понятие, которое используется в социологической, социально-психологической и педагогической литературе.
Рассмотрим основные воззрения отечественных исследователей на понятие "социальная среда".
"Под социальной средой, - указывает Л.П. Буева, -следует понимать все социальные условия и ситуации, вещи и особенности социального окружения, сферу общения, условия места и времени, всю материальную и духовную культуру общества. Среда, по выражению автора, представляет собой то конкретное поле социальной деятельности и отношений личности, где формируются и реализуются ее способности, где каждый человек непосредственно включается в жизнедеятельность общества. Формирующая человека социальная среда - это общество в целом, во всех сферах его и проявлениях" [4, С. 325].
В Энциклопедическом словаре даётся следующее определение понятию "социальная среда": это всё то, что окружает человека в его социальной жизни, это конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определённом этапе их развития [35, С. 687].
В Википедии, электронной свободной энциклопедии, социальная среда рассматривается как совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп [30].
Мы можем утверждать, что социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру и другие сферы жизнедеятельности общества.
Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека: семью, трудовую, учебную и другие группы.
А.В. Мудрик даёт следующее определение понятию социализация. Социализация - это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьёй и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми [18, С. 26].
В социальной педагогике Ю. В. Васильковой и Т.А. Васильковой даётся следующее определение термина "социальная среда": это, во - первых, широкая социальная действительность, общество, государство и во - вторых, это непосредственное окружение ребёнка, влияющее на его формирование" [5, С. 16]. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, с другой - проявляется его индивидуальность.
В своей работе за основу примем определение социальной среды данное Л. Б. Буевой: "то конкретное поле социальной деятельности и отношений личности, где формируются и реализуются ее способности, где каждый человек непосредственно включается в жизнедеятельность общества", что близко соотносится с образовательной средой.
1.2 Сущность понятия "социализация личности" в современных исследованиях
Под развитием личности мы понимаем последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Как правило, воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты.
По утверждению А. В. Мудрика, социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом [18, С. 28].
По мнению В. П. Кащенко, сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой [11, С. 94].
По определению В. Г. Степанова, социализация - это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых "специализируется" на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен. В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии: дотрудовая, включающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.; трудовая стадия охватывает период зрелости человека [31, С. 116].
Стадии социализации могут быть соотнесены с периодами социального развития личности, которые не обязательно совпадают с периодами психического развития человека. А. В. Петровский объясняет это тем, что процесс развития личности не может быть сведен к сумме уровней развития познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека. Имея в виду это положение, он выделил три макрофазы социального развития личности на дотрудовой стадии социализации: детство - адаптация индивида, выражающаяся в овладении нормами социальной жизни; отрочество - индивидуализация, выражающаяся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности "быть личностью"; юность - интеграция, выражающаяся в приобретении черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития [23, С.127].
По мнению Т. Ф. Талызиной, в процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения [32, С. 131].
Подчеркнем, что первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения.
В социологии отмечен тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни [5, С. 24].
Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так, в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни [29, С. 265].
Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение, Интернет. Ими осуществляются интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинакова степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.
Мы считаем, что социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.
Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.
Факторы и механизмы, влияющие на социализацию и формирование личности
Социализация личности осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности.
Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации.
А. В. Мудрик выделил следующие факторы социализации, объединив их в три группы [18, С.31]:
макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;
мезофакторы (мезо - "средний, промежуточный") - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);
микрофакторы - к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др.
Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей.
В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности.
Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens.
Как отмечает Р. В. Овчарова, факторы социализации являются одновременно и средовыми факторами формирования личности. Однако в отличие от социализации факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Отдельные исследователи (бихевиористы) отводят ему первостепенную роль, считая, что среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно обусловленных психических особенностей. В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов [22, С. 136].
Действительно, мы можем подтвердить эту мысль, так как влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек - это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов, общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторы) и индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.).
Большинство отечественных педагогов не отрицают влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводят ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями - это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Природными особенностями обусловливаются пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное.
Вместе с тем, мы можем утверждать, что для формирования человека как личности наиболее важна социальная среда, в которой он воспитывается, ведет свою деятельность, взаимодействует с другими людьми.
Д. Локк (1632- 1704) - английский философ, политик и педагог. Разработал эмпирическую теорию познания. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание [цит. по 29, С. 145]. Он полагал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске (tabula raza), что ему заблагорассудится. Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.
Переоценка роли влияния социальной среды на человека привела мыслителей Гельвеция, Дидр и Оуэно к выводу: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда - это, прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, он тем самым изменяет самого себя [29, С. 146].
По нашему мнению, на протяжении человеческого общества под влиянием различных факторов идет саморазвитие как человечества, так и общества в целом (идеи мыслителей, формы правления, религия, военно-политические перевороты, борьба за права, система образования и др).
Ю. В. Василькова и Т. А. Василькова выделяют следующие факторы социализации [5, С. 27]:
а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;
б) социально-психологические факторы социальной среды - это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации.
Перечислив основные факторы социализации личности, рассмотрим классификацию механизмов социализации личности в контексте педагогических исследований.
Так, например В. А. Аверин, выделяет несколько универсальных социально - педагогических механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах [1, С. 84]:
. Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Автор полагает, что эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, "как надо", "что надо", но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут "всплыть" в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.
. Институциональный механизм социализации, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения.
Мы можем утверждать, что и средства массовой информации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.
. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.
. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры.
Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше факторов и механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. ных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.
Таким образом, мы можем выделить наиболее важные факторы социализации как влияние семьи, окружения личности, саморазвитие и самовоспитание, влияние коллектива, группы; механизмами социализации личности выступают традиционные, институциональные, стилизованные и межличностные, которые играют важную роль формирования личности.
2. Социальная среда образовательной организации как важный фактор социализации обучающихся
Роль современной школы в социализации обучающихся
По справедливому утверждению Г. В. Кумариной социализация ребенка немаловажна: не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, он практически не может быть обучен этому впоследствии в отличие от взрослого человека, который, даже проведя много времени в одиночестве, остается человеком как личностью. Поэтому важно вовремя обучать, воспитывать, взаимодействовать правильно и планомерно, учитывая возраст и индивидуальные особенности человека [14, С. 163].
По утверждению И. П. Подласого только школа - это специализированная общественная организация, главной и важнейшей целью которой является именно создание базовых личностных условий и возможностей дальнейшей социализации (инкорпорации) молодежи в другие социальные группы и сообщества - его обучение, воспитание, развитие и базовая социализация [24, С. 76].
По утверждению Л. М. Зюбина, ведущая функция школы проявляется в том, что она своим действием задает основное направление и содержание социализационных воздействий, их ориентацию, их прочтение в контексте целенаправленных педагогических действий. Благодаря этому из множества пассивных и активных факторов социализации, т.е. с социально-педагогической среды, образуется и действует своеобразный педагогический ансамбль [10, С. 52].
Мы согласимся с мнением педагогов-исследователей и отметим, что современная школа является одним из основных агентов социализации. Она представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе.
Л. И. Божович отмечено, что в младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений ребёнка с людьми. В сфере "ребёнок - взрослый" помимо отношений "ребёнок - родители" возникают новые отношения "ребёнок - учитель", поднимающие ребёнка на уровень общественных требований к его поведению. В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, - ведь в первичных условиях общения ребенка трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения. Здесь на помощь ребёнку приходит учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведение его к стандартизации в системе социального пространства - обязанностей и прав. Педагог является ключевой фигурой педагогического процесса, на которую возлагается полная ответственность за успешное решение как учебных и воспитательных, так и социализационных задач школы [2, С. 58].
По мнению В. П. Кащенко, у младшего школьника в практике общения со взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки правильного поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, у него возникает чувство тревоги, ощущение дискомфорта. Сформированные привычки обеспечивают то поведение, которое мы и называем хорошим воспитанием. Учащийся младших классов уже может быть вежливым, приветливым и доброжелательным в своих проявлениях. Знание норм поведения и привычки поведения не существуют сами по себе [11, С. 97].
Точку зрения В. П. Кащенко подтверждает Л. И. Маленкова, которая считает, что в процессе воспитания у школьника вырабатывают эмоциональное отношение к нравственным нормам. В обыденной жизни реагирует на любое проявление взрослых, сверстников, подростков. Важно, чтобы у него сложилось правильное отношение к пороку, к хулиганству, к хамству. Он должен быть эмоционально обучен ужасаться недостойному поведению людей и желанию не быть "плохим" [17, С. 137].
З. Ю. Гильбах также уверен, что младший школьник может быть вежливым и при этом испытывать удовлетворение от своего поведения. Однако вежливое поведение, по мнению автора, может иметь многозначную мотивацию. В одном случае он может действовать по велению сердца, в другом - по долгу, в третьем он может работать на публику, чтобы взрослые сказали: "Ах!": "Ах, какая хорошая девочка!" Именно ради такой оценки учащийся может нарочито демонстрировать свою воспитанность. В то же время вежливые формы поведения он может использовать как ключ к решению своих ситуативных проблем, как "волшебное слово", которое открывает дверь ко многим радостям жизни. Так, девочка Наташа в шестилетнем и семилетнем возрасте постоянно обращалась к своей маме со словами: "Мамочка, извини, пожалуйста! Я тебе не помешала? У меня к тебе просьба... Если тебя не затруднит, то дай мне, пожалуйста..." (дальше следовала просьба). Умиленная и довольная своим ребенком мама исполняла просьбу... В младшем школьном возрасте школьник в действительности может быть ориентирован на сам поступок. Именно тогда, когда в нравственном поступке он черпает для себя удовлетворение, его нравственное развитие идет правильным путем. Таким образом, за вежливостью ученика предстоит рассмотреть мотивы этой вежливости и строить отношения в зависимости от качества мотивов. При этом, каким бы то ни было поведение школьника - невежливым, вежливым лишь по форме, вежливым по существу - его воспитание все равно еще только начинается [6, С. 113].
И. Ф. Талызина отмечает: когда ребенок попадает в новые для него условия воспитания - в школу, он сразу понимает, что это совершенно исключительная ситуация, требующая от него строгого самоконтроля в системе новых правил. Он подходит к осознанию своих обязанностей, своего долга, своего человеческого "надо". В то же время он может узнать и даже интуитивно понять то, что нет обязанностей без прав [32,С. 134].
Ученик способен понимать нравственный смысл ответственности. В игре и в обыденной жизни, в отношениях со значимыми взрослыми и сверстниками он получает достаточный опыт ответственного поведения. Нравственная культура, развитость чувства ответственности до школы будут определять отношение ребенка к своим новым обязанностям в школе. Учебная деятельность требует от него не только развитых познавательных способностей (внимания, памяти, мышления, воображения), не только волевых качеств и познавательных интересов, но и чувства ответственности.
С. С. Славина отмечает: в школе учителю достаются разные ученики. Одни отличаются добросовестностью, ответственностью, другие, напротив,- отсутствием этих качеств. Очень важно с самого начала развивать у них индивидуальное и групповое чувство ответственности: "за себя самого" и "за весь наш класс" [28, С. 88].
Стремление следовать положительному нравственному эталону и способность соотносить свои поступки с этим эталоном реализуются лучше, если рядом педагог, который проконтролирует и оценит усилия ученика. Если этот контроль снимается, школьник нередко готов действовать в соответствии с ситуативно возникшим желанием.
Мы считаем, что каждый школьник нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого - первый этап морального развития. И хотя потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для учащегося, его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого.
Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков личности с нравственными эталонами будет эффективным, если педагог общается с учеником в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот школьник не может не соответствовать положительной модели.
Психологический смысл происходящего в поведении школьника сдвига, по оценке Е. Н. Рогова состоит в том, что хотя и с помощью педагога, но психологически самостоятельно ученик обретает чувство ответственности за свое поведение. Рассудочное и аффективное отношение к правилам, нравственным нормам развивается у него через эмоционально-оценочное отношение к нему взрослого. Именно взрослый помогает ребенку осмыслить рациональность и необходимость соответствующего данному моменту поведения, поступка. Именно взрослый своим аффективным отношением к ребенку в данный момент санкционирует определенный тип поведения [26, С. 178].
С. А. Рубинтшейн указывает на тот факт, то потребность в признании проявляется и в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах: он рефлексирует, пытается проецировать свой поступок на будущие реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. Ученик испытывает ненасыщаемую, потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений. В этом случае очень важно поддержать личность, поскольку невнимание, пренебрежение, неуважительное отношение взрослого может привести его к потере уверенности в своих возможностях [27, С. 94].