Институциональная структуру общества -




Вопрос

Разные определения


Под институтами понимаются конкретные игроки, действующие в рамках тех правил, которые заданы в обществе.

Джон Коммонс: институты как организационные механизмы достижения коллективных целей = организации.

Институты как правила игры. (Норт, Гурвиц)

В большинстве своем институты существуют отдельно от конкретных индивидов, представляя собой скорее правила игры, нежели конкретных игроков.

Институты как равновесия. (Шоттер)

Институты представляют собой (институциональные) равновесия, реализующиеся в некоторого рода играх (в стандартной повторяющейся координационной игре).

Три основные функции институтов:

1.Рамочное регулирование деятельности агентов посредством ограничения набора доступных альтернатив, минимизирующее количество конфликтных ситуаций, обеспечить механизм компенсации ущерба или достижения взаимовыгодных результатов путем координации действий.

2.Минимизация затрат на осуществление сделок. Институты позволяют людям давать достоверные обязательства по выполнению обещаний и тем самым достигать эффективных результатов.

3.Обучение. Организация процесса передачи информации путем формального или неформального обучения правилам.

Основные черты институтов.

1.Обеспечение предсказуемости экономических отношений. То есть обеспечение предсказуемости результатов определенной совокупности действий (т.е. социальной реакции на эти действия) и таким образом привносит в экономическую деятельность устойчивость. Следование тому или иному институту позволяет рассчитывать на некий результат с поддающимися оценке затратами на его достижение.

2.Свойство наследования. Институты наследуются благодаря присущему им процессу обучения.

3.Наличие системы стимулов. Стимулы могут носить как негативный характер (наказание), так и позитивный (вознаграждение). Стереотип поведения, не подкрепленный системой стимулов, представляет собой рутину.

4.Обеспечение свободы и безопасности агентов. Совокупность жестких институтов задает рамки, в пределах которых ты свободен в действиях, и тебя не накажет закон. Мягкие институты определяют рамки, в пределах которых ты свободен в действиях, и тебя не накажет общественное мнение.

5.Сокращение трансакционных затрат. Посредством влияния на структуру и величину трансакционных издержек институты вместе с технологиями определяют результаты экономической деятельности.

 

Институты следует отличать от организаций. В литературе довольно часто встречается смешение понятий «институт» и «организация», которое, видимо, вызвано тем, что организации, подобно институтам, структурируют отношения между людьми. Но если институты – это «правила игры», то организации – это игроки. Цель команды, играющей по этим правилам, – выиграть игру.

«Организация – это экономическая единица координации, обладающая доступными определению границами и функционирующая более или менее непрерывно для достижения определенной цели или совокупности целей, разделяемых членами-участниками». Для организации характерны:

1) совокупность участников;

2) согласие или несогласие, подразумеваемое или открыто выраженное относительно целей и средств организации (контракты, увольнения, забастовки);

3) формальная координация, определяющая структуру с учетом сложности (иерархии) ее правил и процедур (формализации) и степени централизации принятия решений.

Более кратко организацию можно определить как группу людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели, «выиграть игру». Организации могут быть политическими (политические партии, городская дума), экономическими (фирмы, кооперативы, профсоюзы), общественными (клубы, спортивные ассоциации) и образовательными (школы, университеты).

Институциональная структура оказывает решающее воздействие на то, какие организации возникают в обществе, и на то, как эти организации развиваются, но в свою очередь организации также влияют на процесс изменения институциональных ограничений в обществе.

 

Вопрос

Типология институтов

Очевидно, что институты неоднородны. Их можно разбить на две большие группы – неформальные и формальные. Неформальные институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются:

1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил;

2) социально санкционированными нормами поведения;

3) внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения.[14]

Фактически роль неформальных институтов выполняет хозяйственная этика или моральные практики, исследованиям которых посвящено значительное число научных исследований[15]. Хозяйственная этика повышает уровень общественной, а, следовательно, и экономической координации рынка.

Если существующие в обществе этические нормы позволяют субъектам экономики основываться в своих действиях больше на доверии, чем на возможности осуществления определенных формальным правом санкций, то в таком обществе сделки будут носить более регулярный и сложный характер. Это доказано Коулменом, предложившим следующую формулу для сопоставления степени доверия и возможных выгод и убытков от надлежащего исполнения или невыполнения условий контракта:

 

,

где - основанная на личном примере вероятность, что людям можно доверять; - возможная потеря в случае невыполнения контракта; - возможный выигрыш в случае выполнения контракта[16].

Формальные ограничения, правила и институты возникают, в основном, на базе уже существующих неформальных правил и механизмов, обеспечивающих их выполнение. В структуре формальных институтов выделяются:

1) политические институты;

2) экономические институты;

3) системы контрактации (способы и порядок заключения контрактов, регулируемые правовыми нормами и законами).

Формальные экономические институты в научной литературе рассматриваются чаще всего в одном контексте с правами собственности, так как они «устанавливают права собственности, то есть пучок прав по использованию и получению дохода от собственности, и отчуждение других лиц от использования имущества или ресурсов»[17].

Также в экономической литературе выделяют два типа институтов[18]:

1. Внешние – устанавливающие в хозяйственной системе основные правила, определяющие в конечном итоге ее характер. (Например, институт собственности).

2. Внутренние – которые делают возможными сделки между субъектами, снижают степень неопределённости и риска и уменьшают трансакционные издержки. (Предприятия, виды договоров, платёжные и кредитные средства, средства накопления).

 

Вопрос

Институциональная структуру общества -

это совокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устойчивые формы организации и управления общества. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношение в определенной сфере общества, например, политические институты (государство, партия и др.) регулируют отношения в политической сфере, экономические – в экономической

Экономические связи между людьми, способы взаимодействия, становясь повторяющимися, устойчивыми, нормами и правилами поведения, закрепляются в институтах.

Институты – формальные и неформальные нормы поведения, позволяющие индивидам координировать свои действия.

Формальные нормы поведения – нормы поведения, зафиксированные в законе (институт частной собственности, акционерное общество, условия осуществления предпринимательства и т.д.).

Неформальные нормы поведения могут проявляться в включении наиболее выгодных партнеров в рамки семейно-родственных и социальных структур (коррупция, мафия, нелегальная экономическая деятельность).

Появление институтов связано с углублением общественного разделения труда, которое обусловило переход от персонифицированного обмена (когда субъекты друг друга хорошо знали) к обезличенным экономическим связям. Второй причиной появления институтов является усиление неопределенности в экономической среде: т.е возникновение явлений, которые субъекты не могут прогнозировать (неизвестный потенциальный спрос, покупатель не сориентирован в разнообразном ассортименте товаров и т.д.).

Институциональная структура рынка – это система взаимосвязанных институтов, являющаяся результатом многовековой социально-экономической эволюции.

Различают внешние и внутренние экономические институты.

Внешние экономические институты:

а) формальные институты обеспечивают законность в стране, определяют основные нормы поведения (Конституция, Гражданский кодекс, законы, указы, постановления)

б) создают условия для экономической деятельности (правительственные учреждения, арбитражный суд)

в) обеспечивают ответственность и обязательность выполнения контракта (арбитражный суд)

Внутренние экономические институты обеспечивают возможность эффективного осуществления сделок, снижают неопределенность, способствуют экономической эффективности. К ним можно отнести: договор, право собственности, фирма, домохозяйство, рынок, биржа, товарные знаки и марки, общественные организации (профсоюзы, союзы потребителей, союз предпринимателей и т.д.).

 

Социальные институты можно разделить на формальные и неформальные.

Критерием деления служит степень формализации существующих в них связей,

взаимодействий, отношений.

 

Формальные институты- способ организованного построения на основе

социальной формализации связей, статусов и норм. Формальные институты

обеспечивают прохождение деловой информации, необходимой для

функционального взаимодействия. Регулируют каждодневные личностные

контакты. Формальные социальные институты регулируются законами,

нормативными актами.

К формальным социальным институтам относятся:

 

. экономические институты- банки, производственные учреждения;

 

. политические институты- парламент, милиция, правительство;

 

. воспитательные и культурные институты- семья, институт и др.

учебные заведения, школа, художественные учреждения.

 

Когда же функции, способы социального института не отражены в

формальных правилах, законах, создается неформальный институт. Неформальные

институты – спонтанно сложившаяся система социальных связей, взаимодействий

и норм межличностного и межгруппового общения. Неформальные институты

возникают там, где неисправность формального института вызывает нарушение

важных для жизнидеятельности всего социального организма функций. В основе

механизма такой компенсации лежит определенная общность интересов

организаций ее членов. Неформальный институт основан на личном выборе

связей и ассоциаций между собой, предполагая личностные неформальные

служебные отношения. Нет жестко закрепленных стандартов. Формальные

институты опираются на жесткую структуру отношений, в то время как в

неформальных институтах подобная структура носит ситуационный характер.

Неформальные организации создают больше возможностей для творческой

продуктивной деятельности, разработке и внедрению нововведений.

 

Примеры неформальных институтов- национализм, организации по интересам

- рокеры, «дедовщина» в армии, неформальные лидеры в группах, религиозные

общины, деятельность которых противоречит законам общества, круг соседей.

Со 2-й пол. 20 в. во многих странах появилось множество неформальных

организаций и движений (в т. ч. «Зеленые»), занимающихся

природоохранительной деятельностью и экологическими проблемами,

неформальная организация любителей телевизионной драмы.

 

Соотношение институтов различных категорий: зоны совпадение и конфликта

формальные и неформальные институты могут создавать однонаправленные и разнонаправленные стимулы [4]. Оптимальной с точки зрения реализации мотивационной функции является ситуация, когда неформальные институты подкрепляют реализацию формальных, то есть принятые в обществе модели и образцы поведения соответствуют формальным правилам. Обратная ситуация, когда действия формальных и неформальных институтов развития не согласованы, характеризуется институциональным риском инновационной деятельности

  Неформальные институты развития
Развиты Не развиты
Формальные институты развития Развиты Согласованность формальных и неформальных институтов развития Отставание неформальных институтов развития снижает эффективность функционирования формальных институтов
Не развиты Опережающее развитие неформальных институтов не подкрепляется формализованными механизмами стимулирования инновационной деятельности Не развитость формальных и неформальных институтов препятствует инновационной деятельности, приводит к усилению институционального риска инновационной деятельности

Рис. 2. Структурно-логическая модель взаимодействия формальных и неформальных институтов развития.

Модель иллюстрирует четыре типа взаимодействия формальных и неформальных институтов развития:

1. функционирование формальных институтов развития инновационной активности подкрепляется неформальными механизмами мотивации и внутренними стимулами экономических субъектов к инновационной деятельности;

2. действия формальных институтов развития нивелируются отставанием или дефектами неформальных институтов. Результатом такого взаимодействия являются коррупция, неэффективное расходование средств, поддержка псевдоинновационных проектов и другие отрицательные последствия, провоцирующие появление институциональных рисков;

3. отставание развития формальных институтов препятствует инновационной активности экономических субъектов. В отсутствие необходимых условий ведения инновационного бизнеса неформальные мотивы и стимулы к инновационной деятельности угасают, происходит искажение неформальных институтов развития. Возможно возникновение явления массовой «утечки мозгов»;

4. неэффективность формальных и неформальных институтов развития снижает инновационную активность экономических субъектов. Наблюдается преимущественно экстенсивный тип развития, перспективы «технологического пата» в отраслях экономики, высокий уровень институционального риска. Такая ситуация была и продолжает оставаться характерной для ряда стран постсоветского пространства.

Представленная модель помогает понять условия эффективного функционирования институтов развития и в значительной степени объясняет причины низкой эффективности формирующихся в настоящее время формальных институтов. Только однонаправленное действие формальных и неформальных институтов развития определяет их результативность.

 

 

Вопрос

Формальные и неформальные институты.

Неформальные институты – существуют в памяти участников различных социальных групп, гарантом их может выступать любой участник группы, заметивший нарушение.

Формальные институты – существуют в форме официальных текстов или удостоверенных третьей стороной устных договоренностей, в роли их гарантов выступают индивиды, специализирующиеся на этой функции.

 

Природа правил, составляющих существо институтов, позволяет разделить их на формальные и неформальные. Формальным институтам соответствуют формальные правила, санкции за нарушение которых носят организованный характер. Напротив, неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом.

Преимущества и недостатки неформальных институтов

К преимуществам неформальных институтов можно отнести:

ü возможность адаптации к меняющимся внешним условиям, предпочтениям внутри сообщества и иным экзогенным или эндогенным изменениям.

ü возможность применения разных санкций в каждом конкретном случае (ведь кому-то достаточно строгого предупреждения, а кого-то приходится исключать из группы).

Недостатки неформальных институтов являются продолжением их достоинств. Неформальные институты часто характеризуются неоднозначностью трактовки правил, снижением эффективности санкций, возникновением дискриминационных правил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: