История развития политических партий Челябинска




В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в Челябинске, как и по всей стране, шел процесс формирования гражданского общества. Кризис советской системы вызвал новую общественно-политическую инициативу. В 1987-91 начали формироваться самодеятельные политизированные общественные объединения ("Родина”, "Федеративно-демократический клуб”, ДемСоюз, Движение в защиту Р. Подвигиной и др.), большинство консолидировалось в рамках Челябинского Народного фронта. Произошла дифференциация и организационное оформление различных идейных течений как среди самодеятельных объединений, так и внутри самой КПСС. После изменения редакции 6-й ст. Конституции СССР в марте 1990, когда была ликвидирована политическая монополия компартии, возникли альтернативные КПСС политические организации. Весной - летом 1990 в Челябинске организованы отделения Демократической партии России (ДПР), Социал-демократической партии России (СДПР), Демократической партии "зеленых" (ДПЗ), Российской партии "зеленых" (РПЗ), Республиканской партии Российской Федерации (РПРФ). http: //www.kraeved74.ru/pages/article20.html / Краеведческий портал Челябинской области Осенью 1990 с их участием была создана 1-я демократическая коалиция - движение "Демократическая Россия” (ДР.), поставившее своей целью отстранение КПСС от власти и проведение радикальных рыночных реформ. Новый этап регионального политического процесса (1991-93) ознаменовался перегруппировкой полит. сил, связанной с ликвидацией КПСС и СССР. Осенью 1991 произошел раскол "ДемРоссии" на движение социал-демократической ориентации "Свободный Урал” (А. Алексеев) и собственно "ДР” (Л. Субботина), были образованы "Либеральный Блок” (РПРФ, ДПР и "ДР”) и "Либеральный Союз” (Крестьянская партия России, Партия свободного труда, ДПЗ). Формируются первые националистические организации - блок "Великая Россия”, Русский национальный Собор (РНС), Национал-патриотический фронт "Память”, Русское национальное единство (РНЕ), "Россия нового поколения”, Национал-государственная партия и др. С 1992 конституируются и леве антиреформаторские силы - Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), Российская партия коммунистов (РПК), Демократическая партия коммунистов, Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ), движение "Трудовой Челябинск" и др. Региональное политическое развитие этого времени шло по линии противостояния обл. администрации В. Соловьева и обл. Совета во главе с П. Суминым. Партии и движения группировались по принципу поддержки одной из сторон в этом конфликте. Новообразованные организации демократического толка в основном поддерживали Соловьева, а патриоты и коммунисты выступили на стороне областного Совета народных депутатов, создав весной 1993 региональное отделение Фронта национального спасения (А. Белозёрцев).

Логическим завершением данного периода стала ликвидация Советов и первые выборы в Госдуму, выявившие лидеров - Либерально-демократическую партию (ЛДПР), Коммунистическую партию (КПРФ), объединения "Выбор России” Е. Гайдара, "Яблоко” Г. Явлинского - и аутсайдеров (в их число попали практически все "старые” политические организации). Выявилось и глубокое противоречие между демократами "первой волны”, опиравшимися на массовое антиноменклатурное движение, и представителями "второй волны" либеральной "партии власти” ("Выбор России”), после октября 1993 уже не нуждавшихся в помощи демократических институтов. В 1994-2000 расклад партийно-политических сил в регионе радикально изменился. В лагере модернизаторов на 1-й план выдвинулось движение "Яблоко”, в связи с войной в Чечне активизировалась деятельность Комитета солдатских матерей, процесс окончательного распада пережила "ДемРоссия”. Представители "старой” региональной номенклатурной элиты инициировали создание движения "За возрождение Урала" (ЗВУ), занявшего левоцентристские социал-патриотические позиции. Наметился процесс консолидации коммунистического движения. Осенью 1994 был создан Челябинский областной Объединённый комитет коммунистов - союз 2 наиболее крупных ком партий (КПРФ и РКРП), ставших гл. коллективными чл. движения "ЗВУ”. В состав Объединенного комитета не вошли представители ВКПБ и РПК, расценившие движение "ЗВУ" как номенклатурное и соглашательское с правящим режимом. В национально-патриотическом движении размежевались 2 течения - державники, социал-патриоты, выступившие за союз с движением "ЗВУ" ("Держава”, Российский общенародный союз) и антикоммунистически настроенные радикальные националисты (РНЕ, РНС, Русская партия и др.).

ЛДПР занимала обособленную позицию, не блокируясь с другими национал-патриотическими организациями. С созданием летом 1995 Челябинского отделения движения "Наш дом - Россия” (НДР.) реальная политическая борьба приобретает в Челябинской области форму открытого противостояния между двумя "партиями власти” - новой (НДР.) и старой (ЗВУ).

С 1994 более активную политическую позицию стали занимать местные промышленники и предприниматели, заметно активизировалась деятельность созданной ими ассоциации "Челпром" (затем "ПромАсс”). Региональные выборы 1994 и выборы в Госдуму в 1995 показали, что население области поддерживает лево-традиционалистические силы, отдав свои голоса на первых выборах главы обл. администрации в дек. 1996 лидеру ЗВУ Сумину. Наступившее затем в области политическое затишье завершилось в начале 1998 с проведением региональной конференции НДР - своеобразного "съезда возрождения" правого движения в регионе. Активизировались силы, оппозиционные курсу обл. администрации (НДР, блок "Южный Урал”), достигнув пика противостояния с обл. властями на думских выборах 1999. Быстро росло Челябинское региональное отделение "Отечество”, возникшее осенью 1998 в преддверии парламентских выборов и перехватившее у НДР роль региональных "партии власти”. Наконец, вынужденной и временной консолидацией либеральных сил в рамках ЧРО Союза правых сил (СПС) завершилась подготовка челябинских политических организаций к выборам 1999-2000.

Относительно успешно испытание выборами прошли КПРФ, ЛДПР и "Яблоко”, прочие же политические организации либо поддерживали независимых кандидатов, либо не афишировали партийность своих представителей в одномандатных округах (Российская народно-республиканская партия, СПС, НДР и др.). Новая "партия власти” - ЧРО движения "Единство” - к тому времени не сформировала своей региональной "парламентской группы”, хотя и достаточно уверенно заявила о себе. Таким образом, региональные политические партии в конце 20 в. претерпели довольно заметную эволюцию: от небольших, сплоченных идейно-политических организаций через массовые движения к профессиональным кадровым партиям. В 2008 году Председатель Челябинского регионального отделения партии "Справедливая Россия" Евгений Рогоза предлагает формировать городскую Думу Челябинска, а также городские Собрания других муниципальных образований по "смешанной системе" - 50% депутатов от политических партий, 50% - от одномандатных округов. С такой инициативой лидер РО обратился в городскую Думу Челябинска, Законодательное Собрание Челябинской области, а также в городскую и областную избирательные комиссии.

Сейчас выборы в Законодательное собрание Челябинской области проходят по "смешанной системе", а гордумы - по одномандатным округам. "Считаю, что избирать депутатов городских собраний следует не только по одномандатным округам, но и от партий. Такое формирование законодательного органа власти должно способствовать жизненно важному курсу на демонополизацию политической жизни, который сформулировал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев",- заявил Евгений Рогоза. Он подчеркнул, что роль политических партий в жизни страны стремительно растет, поскольку "только системные политические партии, действующие строго в рамках закона, имеют право и обязанность структурировать политическое пространство страны, обеспечивать представительство самых разных слоев населения, оппонировать "партии власти" по важнейшим пунктам социально-экономической повестки, выдвигать альтернативные варианты решения проблем". "Сегодня центр общественной активности смещается в регионы, на областной и муниципальный уровни власти. Представители местной власти гораздо ближе к людям, так как занимаются решением каждодневных проблем граждан. А потому и политическое представительство горожан также должно быть полноценным и конкурентным, а не сводиться к доминированию одного местного бизнес-чиновного "клана" под партийной "крышей", - настаивает Евгений Рогоза. Председатель Совета регионального отделения "Справедливой России" предложил своим коллегам из других политических партий, представленных в регионе, провести совместную конференцию для обсуждения этой проблемы и выработки конкретных рекомендаций властям.

В Госдуму внесен правительственный законопроект о правилах применения на муниципальном уровне выборов по партийным спискам. Предполагается, что если в каком-то поселении живет менее 3 тыс. человек, то там партиям делать нечего. Пусть люди избирают себе одномандатников. Точно так же будет в муниципалитетах, где количество депутатов не превышает 15 человек. Таким образом, в деревнях и селах в скором времени перестанет безоговорочно побеждать "Единая Россия", которая доминирует здесь практически повсеместно. И, может быть, начнут появляться люди, которым просто обидно за их малую родину.

Законопроект, внесенный в Госдуму правительством, призван выполнить постановление Конституционного суда от 07.07.11. Оно было принято по жалобе ряда жителей поселка Хомутинино Челябинской области. Выбирать 10 депутатов 1,5 тыс. деревенских жителей вынуждены были только по партийным спискам. Так установил региональный закон. В результате некоторым местным активистам не удалось зарегистрироваться в качестве самовыдвиженцев. Но люди оказались продвинутыми - быстро прошли обычные судебные инстанции и подали иск в КС. Они требовали признать не соответствующими Конституции те части федеральных законов, которые позволяют субъектам РФ устанавливать правила, ограничивающие права граждан. Уполномоченный по правам человека при президенте РФ Владимир Лукин тогда поддержал эту гражданскую инициативу. А ассоциация "Голос" помогла ей экспертами. Дело в КС было выиграно. Его судьи повелели законодателю исправить все так, чтобы права человека больше не нарушались. Стоит отметить, что примерно в то же время, летом прошлого года, вступил в силу принятый по инициативе президента Дмитрия Медведева и по требованию оппозиционных партий закон, вводящий на местном уровне смешанную избирательную систему. Регионам было предписано поменять свои акты с тем, чтобы в муниципалитетах второго - верхнего - уровня как минимум половина депутатов избирались по партийным спискам. При том условии, что речь идет о выборах 20 и более народных избранников. То есть федеральная власть хорошо себе представляла, что в деревнях партий, во-первых, по сути дела и нет, а во-вторых, им там особо делать и нечего. Напомним, что муниципальной властью второго уровня считаются составленные из множества поселений районы. А также и городские округа, то есть, говоря по-простому, достаточно крупные города, к которым нет нужны прикраивать еще и сельские населенные пункты. Кстати, административные столицы российских регионов обычно городскими округами официально и являются.

Первый упрек правительственному проекту - слишком низкий уровень отсечения партий от муниципальной власти. Надо бы как минимум установить грань на порядок выше - 30-50 тыс. человек. Более того, получается, что теперь правительство предлагает несколько скорректировать действующий медведевский закон. Потому что в нем делается такое уточнение: партийные выборы возможны и, например, в поселках, то есть на первом уровне местной власти. Главное, чтобы в них жило больше 3 тыс. Судя по всему, впрочем, это сделано не нарочно. Просто Минрегион, разрабатывавший документ, очевидно, не очень внимательно посмотрел в собственную статистическую базу. Ведь, скажем, в южных регионах страны есть деревни и села, где живет гораздо больше народу.

А второй недостаток законопроекта, к сожалению, случайным не выглядит. Дело в том, что ограничение по численности депутатов почему-то вводится не только для тех же сельских и городских поселений (первого уровня самоуправления), но и для городских округов. То есть под эту норму подпадут и многие столицы регионов. Достаточно лишь уменьшить до необходимого уровня состав городского собрания - и все, оппозиционные партии, ставившие на партийные выборы, могут отдыхать. Как это, кстати, было пару лет назад в Новосибирске, где горсобрание избиралось в основном по одномандатным округам. И КПРФ, имеющая в данном регионе очень высокий потенциал, по сути дела, кампанию проиграла. А в снижении численности депутатов, между прочим, ничего экстраординарного и не будет. К примеру, в Москве до сих пор действует гордума числом 35 человек. Впрочем, такое развитие событий считает малореальным первый заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин: "Уменьшение числа депутатов Заксобрания вызовет сопротивление местных элит, каждая из которых имеет во власти "своего человечка". В целом же законопроект - веление времени, уверен эксперт: "Это развитие партийного плюрализма, приведение закона в соответствие с требованиями жизни. У людей должен быть выбор между несколькими политическими силами. На этом уровне найдутся лишь представители партии власти, и даже с коммунистами - уже вопрос." На выборах органов местного самоуправления, люди голосуют, как правило, не из политических соображений, а местных - то есть за хорошо известного им человека: "Роль партий здесь традиционно небольшая". Между тем сейчас она будет усиливаться, в связи с появлением так называемого муниципального фильтра: "Кандидаты в губернаторы должны будут получать поддержку муниципальных депутатов. Поэтому партии, чтобы иметь шансы выставлять своих представителей на региональных выборах, должны будут всячески проводить в муниципалитеты своих сторонников".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: