Зайцева Марина Михайловна, учитель-логопед МБОУ СОШ № 16 г. Димитровграда Ульяновской области
Здоровье - основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.
Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, введения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи. В полной мере это относится и к работе учителя-логопеда.
Понятие «здоровье» имеет множество определений.
Самое популярное определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Основываясь на данном определении, выделяют следующие компоненты здоровья:
Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Отсюда следует, что физическая активность - естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении. Физическая активность в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка.
Здоровье психическое - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Таким образом, психическая активность - потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни.
Здоровье социальное - мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру.
Социальная активность школьника проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, обязательных для учащегося, в стремлении помочь выполнять эти правила своему сверстнику.
Здоровье нравственное - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
В условиях комплексной информатизации современного учебного процесса для педагогов определены функции, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся:
Ø обязательное использование данных медицинского осмотра школьников для характеристики здоровья и дифференциации учебного материала на уроках и логопедических занятиях;
Ø внедрение в учебный процесс гигиенических требований и рекомендаций, предусмотренных санитарными нормами и правилами, касающихся применения современных информационных технологий, с целью профилактики заболеваний, снижения утомляемости школьников на уроках и логопедических занятиях.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Выделяют следующие задачи здоровьесберегающих технологий:
1. Образовательныезадачи направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучения знаниям, методическим умениям и навыкам.
2. Воспитательныезадачи направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия.
3. Оздоровительные задачи направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний.
4. Прикладные задачи направлены на обучение умениям и навыкам сотрудничества со сверстниками, формирование представлений, знаний во время игр, физкультурных занятий.
При проведении логопедических занятий следует учитывать следующие принципы здоровьесберегающих технологий:
Ø принцип «Не навреди!»;
Ø принцип сознательности и активности;
Ø принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;
Ø принцип систематичности и последовательности;
Ø принцип доступности и индивидуализации;
Ø принцип всестороннего и гармонического развития личности;
Ø принцип системного чередования нагрузок и отдыха;
Ø принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
Ø принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
На логопедических занятияхнаиболее приемлемы следующие средства методы и приемы здоровьесберегающих технологий:
Ø средства двигательной направленности (физические упражнения, подвижные игры, физкультминутки, элементы танцевальных и гимнастических упражнений);
Ø методы: игра, соревнование,метод индивидуальных заданий;
Ø приёмы: компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, различные виды гимнастики, массаж).
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим направлением в работе учителя-логопеда, особенно с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Логопедические занятия должны быть основаны на использовании здоровьесберегающих технологий, и это не только применение элементов двигательной активности. Каждый этап логопедического занятия строится с учётом здоровьесберегающих технологий.
На логопедических занятиях используются следующие виды гимнастики:
1. Артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика способствует:
Ø чёткому произношению звуков речи, что увеличивает скорость чтения, а также его качество (правильность и выразительность)
Ø снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на урок (если проводится в его начале, как оргмомент)
Ø формированию навыков самоконтроля.
2. Дыхательная гимнастика. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Выполнение дыхательной гимнастики способствует координации дыхания и артикуляции, что благотворно влияет на развитие речевых возможностей.
Пальчиковая гимнастика.
Ø Способствует овладению навыками мелкой моторики;
Ø Помогает развивать речь ребенка;
Ø Повышает работоспособность коры головного мозга;
Ø Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
Ø Снимает тревожность;
Ø Пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Специфика работы учителя-логопеда в школе предполагает оказание помощи детям с различными нарушениями речи. У большинства из них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование именно активных методов и приёмов обучения, в основе которых уже заложено здоровьесбережение, является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя-логопеда.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие методы и приёмы обучения:
4. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой - минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
5. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
с целью проверки знаний учащихся. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание быстрее и лучше других.
6. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный прием можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
7. Работа с бланковыми методиками. Материалы для логопедической работы с младшими школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению субтестовых заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений. Бланковые методики используются в диагностических целях и для коррекционной работы.
8. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
9. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание, облегчают процесс чтения и письма, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.
10. Зрительная гимнастикаиспользуется:
для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепления мышц глаз, улучшения аккомодации (способности глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях).