Римский ордер. Сравнительная характеристика греческого и римского ордера.




В начале развития древней греческой архитектуры особенно распространенной была система, выработанная дорянами и поэтому называемая дорической, точнее: греко-дорический ордер. Почти в то же время, или несколько позже, в малоазиатских греческих колониях, населенных ионянами, а затем и в самой Аттике, вырабатывался и развивался другой ордер, отличавшийся более легкими, нарядными и изящными формами — греко-ионический; значительно позднее, к концу процветания греческой культуры, выработался еще новый тип колонн и антаблементов, который принято называть коринфским ордером.

С падением Греции все эти архитектурные системы были усвоены Римом, где развитие их шло несколько изменившимися, новыми путями, благодаря чему появились ордера, имевшие лишь общее сходство с греческими, но в деталях значительно отличавшиеся от своих греческих прообразов. Эти ордера — римско-дорический, римско-ионический и римско-коринфский — получили очень широкое применение. Но еще в период зарождения римской архитектуры, вернее, в первоисточнике ее — этрусской архитектуре — выработался совершенно 5 самостоятельный, свободный от греческого влияния, тосканский ордер. Позднее, под влиянием ионических и коринфских ордеров, римские архитекторы выработали еще новый ордер — сложный, который получил особенно широкое распространение в эпоху расцвета Рима.

Все эти пять ордеров в XVI веке послужили предметом трактатов Виньолы и других теоретиков, которые выработали свои правила дня построения их со всеми деталями.

Однако сложный ордер, по богатству отделки и оригинальности, мало отличается от ионического и коринфского, поэтому мы не включаем его в ряд ордеров, подлежащих особенно подробному анализу.

Итак, мы займемся изучением четырех основных римских ордеров: тосканского, дорического, ионического и коринфского. Сначала мы будем рассматривать их в их общих, крупных чертах, а затем постепенно перейдем к детальному исследованию каждого из них в отдельности. Предварительное изучение их удобнее вести параллельно, рассматривая одни и те же части одновременно во всех четырех системах.

Каждый архитектурный профиль состоит из прямых и криволинейных очертаний, которые в подробностях своих видны лишь на близком расстоянии; если же рассматривать этот профиль издали, то мелкие подробности теряются и остается лишь впечатление общего характера профиля. Этот общий характер может быть передан в таком упрощенном изображении, в котором все кривые линии будут заменены прямыми.

Такое изображение прямыми линиями только главных частей называется изображением в массах, или просто массами.

Прямые очертания, вертикальные и горизонтальные, останутся такими же и в массах, криволинейные же изобразятся прямыми наклонными. При таком способе изображения любые профили (очертания) значительно упрощаются, не теряя своей выразительности и общего характера. Поясним наше положение примером. На рис. 20 (А) изображен в деталях карниз, в котором можно ясно различить три существенные составные части каждого карниза; рядом (Б) изображен тот же карниз в самом упрощенном виде, но с сохранением общего характера его главных составных частей. В этом и состоит изображение карниза в массах.

Рис. 20—22. Карниз, база и капитель

Но очень часто во многих изданиях можно встретить еще и третий способ изображения карниза в массах, с которым совершенно нельзя согласиться: карниз изображается (рис. 20, В) в виде одной прямой наклонной линии. Мы не считаем правильным такое изображение потому, что здесь совершенно утрачена основная идея карниза, изменен самый смысл формы. Совершенно очевидно, что В вовсе не выражает формы А. Однако наряду с карнизами и другие формы часто изображаются в массах недостаточно логично; к таковым принадлежат базы и капители. На рис. 21. Здесь наклонными линиями изображен усеченный конус, а под ним вертикальными линиями ограничена квадратная плита в виде параллелепипеда.

Условившись относительно способа упрощенного изображения ордеров, мы можем приступить к изучению их характерных особенностей и размеров. На табл. I представлены в массах названные четыре ордера при одинаковой высоте.

Так как соотношения между размерами антаблементов, пьедесталов и колонн уже известны, то, приняв одинаковую высоту колонн для всех четырех ордеров, изображенных на этой таблице, мы получим также одинаковые высоты их пьедесталов и антаблементов. Ордера расположены в последовательности их развития, т. е. в порядке сложности их отделки. Если присмотреться к изображениям тех же ордеров в деталях на табл. II, то не трудно заметить, что тосканский ордер, наиболее простой, лишенный каких-либо украшений, отличается массивностью, даже некоторой тяжеловесностью пропорций; прямую противоположность ему составляет коринфский ордер.

При одной и той же высоте ствол коринфской колонны значительно тоньше; украшенная завитками и листьями капитель, очень сложно разработанный карниз и вообще большое количество мелких деталей придают этому ордеру характер вычурности и богатства. Другие два ордера занимают по характеру своему промежуточное место, причем дорический более родственен тосканскому, а ионический — коринфскому. Два первых ордера, сильные и строгие, как бы содержат в себе элемент мужественности, тогда как два других, более стройные, нежные, украшенные, имеют характер женственный.

Для взаимного сравнения ордеров следует обратить внимание прежде всего на колонны. Тосканская колонна — самая массивная, толщина ее равняется */7 высоты, т. с. диаметр ее нижнего основания откладывается в высоте 7 раз. Дорическая колонна несколько тоньше, ее толщина равняется */8 высоты, т. е. нижний диаметр откладывается в высоте 8 раз.

Нижний диаметр ионической колонны откладывается в высоте ее 9 раз, а коринфской — 10 раз.

Имея величину нижнего диаметра и зная величину утонения, нетрудно построить изображение колонн всех четырех ордеров. Для построения же остальных главных частей ордеров необходимо соблюдать размеры их, причем для каждой части надо непременно знать два размера — ширину (или высоту) и относ. Подобные размеры должны быть даны в каких-либо цифрах, но само собой напрашивается вопрос: в каких мерах могут определяться размеры различных частей ордеров?

Мы уже видели, что все части по своим размерам зависят одна от другой, поэтому здесь нет места абсолютным величинам, т. е. таким мерам, как фут, аршин, метр. Здесь в каждом отдельном случае надо принять за единицу меры какую-либо часть, взятую из самого же ордера; эту единицу меры для удобства придется разделить на более мелкие части.

К подобному решению пришли еще древние греки.

Они принимали, например, за единицу меры всех частей средний диаметр колонны и получали таким образом возможность обозначать размеры всех частей здания в частях этой условной постоянной меры. Меру эту называли модуль. Впоследствии модулем стали считать нижний радиус колонны, что принял также и Виньола и чего будем придерживаться и мы.

Обращаясь к нашей таблице (табл. I), мы можем теперь добавить, что высота тосканской колонны равна 14 модулям, высота дорической колонны равна 16 модулям, высота ионической—18 модулям и, наконец, коринфской 20 модулям.

Нетрудно убедиться в том, что модуль изображенного на нашей таблице тосканского ордера больше, чем модуль дорического ордера, дорического — больше ионического, а модуль коринфского меньше всех.

Так как в тосканском и дорическом ордерах не встречается слишком мелких деталей, то модули этих двух ордеров разделяют на 12 частей, на 12 парт, подобно футу, разделенному на 12 дюймов.

В других, более богатых ордерах встречаются настолько мелкие части, что для определения размеров их требуются более мелкие парты, поэтому модули этих двух ордеров делятся не на 12, а на 18 парт. Виньола, как и другие теоретики, приводит в партах и даже в их частях размеры всех мельчайших частей ордеров, но мы этого старательно избегаем и даем размеры только главных частей ордеров; если мы и будем определять размеры некоторых частей в модулях и их частях, то партами мы вовсе не будем пользоваться, так как можно свободно обойтись и без них.

Высота баз у всех ордеров равняется одному модулю. Базы расширяются книзу, и относ их имеет важное значение, так как им определяются размеры ширины пьедестала. Относ этот у Виньолы выражается в партах и для каждого ордера особо; мы же рекомендуем дня точного определения этого размера одно общее для всех ордеров правило. Плинт базы образует в плане квадрат, диагональ которого равна 4 модулям. Основываясь на этом, мы можем пользоваться следующим методом для определения ширины базы (или пьедестала).

Пересечем ось колонны в произвольном месте (рис. 12) прямой под углом 45" и отложим на этой примой отточки пересечения с осью диаметр колонны (2 модуля) по обе стороны от оси; через полученные точки проведем вертикальные линии, которые и определят ширину плинта базы, а также и ширину пьедестала.

Базы состоят из двух частей: квадратного плинта и круглых в плане переходов от стержня колонны к плинту. Переходы эти в тосканском и дорическом ордерах не сложны, поэтому они занимают верхнюю половину базы, нижнюю же половину составляет плинт. В ионическом и коринфском ордерах эти переходы разработаны более сложно, поэтому в этих двух ордерах плинт составляет по высоте лишь треть базы, а остальные две трети заняты профилями, которые в массах заменяются прямыми наклонными линиями.

Высота капителей первых двух ордеров равна тоже одному модулю; капитель состоит из трех одинаковой ширины частей. Самая верхняя часть представляется в виде квадратной плиты — абака, под ней круглая в плане часть в виде вала, который в поперечном разрезе образует 2/3, круга. У греков этот вал носил специальное название — эхин. Под валом помещается шейка, представляющая, в сущности, продолжение стержня колонны, но отделенная от нее незначительным профилем.

Относ капители (величина расширения) определяется сам собой, если начертить эту капитель в массах. Разделив всю высоту капители (1 модуль) на три равные части, мы рассматриваем шейку как продолжение стержня колонны; вал мы заменяем прямой линией под углом в 45° (ибо */4 окружности имеет высоту и относ одинаковые) и непосредственно от очертания вала проводим вертикальную линию, определяющую размер абака (рис. 22).

Капитель ионического ордера характеризуется особыми спиральными завитками и сильно отличается от других капителей. Несмотря на это различие, в этой капители можно увидеть абак и вал, по очень заметно отсутствие шейки. Так как шейка в предыдущих примерах составляла */з капители, т. е. 2/з модуля, то высота ионической капители должна составлять лишь 2/з модуля, что вполне соответствует размерам, приводимым у Виньолы, но мы приходим к этому размеру путем логического сопоставления, а не простого запоминания.

В коринфской капители тоже ясно усматривается абак, который, согласно вышеизложенному, должен быть высотой в */3 модуля. Под абаком же мы видим сложную обработку, составляющую два яруса листьев, из которых вырастают завитки, доходящие до абака; для этой обработки надо дать достаточное место, например, 2 модуля. Тогда высота всей коринфской капители будет 21/з модуля. Итак, мы можем изобразить в массах четыре колонны; нижняя треть их цилиндрическая, а верхняя (2/3) постепенно утоняется на 1/6 радиуса основания с каждой стороны.

Теперь обратимся к пьедесталам. Здесь необходимо установить ширины (т. е. высоты) карнизов и баз. Вообще в устройстве пьедесталов заметно стремление установить для высот означенных частей размер по {/2 модуля. Отчасти это может быть объяснено теми соображениями, что всякое искусство боится повторений одних и тех же размеров и одних и тех же форм. Карнизы пьедесталов находятся непосредственно под базами колонн, имеющими высоту 1 модуль. Этого обстоятельства уже достаточно, чтобы не делать эти карнизы таких же размеров, как базы; необходимо, чтобы их размеры явно, наглядно отличались от высот баз. Такое заметное различие получается, если карнизы будут вдвое ниже баз.

Рис. 23. Венчающие карнизы в массах

Базы (нижние части) пьедесталов находятся не рядом с карнизами, поэтому повторение в них тех же размеров допустимо. Однако на примере можно убедиться, что в коринфском пьедестале база и карниз несколько шире, чем модуля, но это отступление нисколько не должно нас удивлять. Наоборот, оно естественно по следующим причинам. В коринфском ордере, стоящем в ряду других на табл. II, модуль получился наименьшей величины, поэтому половина его дала бы слишком малый размер, но, как видно на изображениях, карниз коринфского пьедестала получил большее по сравнению с другими развитие; здесь под карнизом еще помещается шейка, чего нет в других ордерах. Таким образом, композиция карниза требует увеличения его высоты. Спрашивается, какой же величины сделать эту часть? Один модуль будет повторением размера базы, что нежелательно; ‘/г модуля — мало; вместе с тем предпочтительно придерживаться простых, естественных, а потому и легко запоминаемых размеров. Такой размер существует; он меньше модуля и больше половины его, но также прост по своему происхождению, как и модуль. Это — радиус верхнего круга колонны, так сказать, меньший модуль, равный 3/6 модуля. Итак, размеры для базы и карниза коринфского пьедестала рекомендуются в 5/б модуля (Виньола, без объяснения причин, дает эти же размеры) Некоторую аномалию мы замечаем в пьедестале дорического ордера. База этого пьедестала кажется несколько преувеличенной, поэтому также равняется по высоте 5/е модуля. Это вызвано тем, что в этом ордере база имеет два плинта, один над другим, чего не встречается в других ордерах. Если уничтожить нижний плинт, останется, как и в тосканском ордере, 7а модуля.

Переходя к антаблементам, мы прежде всего сравним у всех ордеров архитравы. В первых двух ордерах архитравы имеют очень простую форму, тогда как в ионическом ордере эта форма расчленена на три полосы и имеет еще небольшой венчающий профиль наверху. В коринфском ордере архитрав получил еще большее развитие. Принимая во внимание, с одной стороны, усложнение обработки ионического и коринфского архитравов, с другой стороны, постепенное уменьшение размера самого модуля, приходится считаться с необходимостью увеличения высоты ионического и тем более коринфского архитравов. В то время как для тосканского и дорического ордеров достаточна высота архитрава в 1 модуль, для ионического ордера эта высота несколько увеличивается, прибавляется ‘А модуля на небольшой венчающий профиль; в коринфском же ордере высота архитрава еще несколько больше, а именно— М/а модуля.

Теперь, когда размеры одной из составных частей антаблемента выяснились, можно обратиться к определению высоты карнизов. Для этого можно руководствоваться следующими соображениями. В том случае, когда фриз представляет собой простую гладкую полосу, лишенную ка кой-либо обработки, было бы не логично придавать ему такую же ширину, как и карнизу, который не только делится на три основные части, но часто имеет еще более мелкие членения. Поэтому для карниза вполне естественно дать несколько большую высоту, чем для фриза. Практически следует поступать так: разделить временно всю часть, предназначенную для фриза и карниза, пополам и затем опустить немного (на- глаз) точку деления. Это имеет место в тосканском, ионическом и коринфском ордерах. В дорическом ордере, где фриз разработан больше, чем во всех других ордерах, и расчленен на чередующиеся слегка вытянутые в вертикальном направлении тонкие накладки и квадратные впадины, называемые триглифами и метопами, высота фриза делается одинаковой с карнизом, что и представляется вполне естественным.

О составных частях карниза мы уже имеем представление; остается указать, каким образом изобразить в массах карнизы всех ордеров.

Прежде всего, необходимо определить относ или вынос карниза. Примем для простоты, что относ карниза равен его ширине, так что самая выступающая точка карниза определяется проведением наклонной под углом 45° прямой от нижней части карниза. Разделив высоту карниза на три равные части, мы получаем профиль карниза в массах, причем средняя часть выступает вперед, имея свес в виде горизонтальной прямой, составляющей нижнюю часть слезникового камня (рис. 23).

Если просмотреть все карнизы, приведенные в ордерах Виньолы, римские и итальянские эпохи Возрождения, не трудно убедиться, что, хотя они бесконечно разнообразны, но все это разнообразие сказывается лишь на большем или меньшем богатстве разработки нижней, поддерживающей части карнизов. Что же касается свешивающейся и венчающей части, то они остаются во всех карнизах одинаковыми.

В том случае, когда поддерживающая часть значительно развита, для нее вполне естественно следует дать и большие размеры, что и осуществляется в ордерах. В тосканском карнизе поддерживающая часть совсем простая, поэтому она и по своим размерам не отличается от двух других частей карниза, т. е. поддерживающая часть в тосканском карнизе равняется '/з высоты всего карниза. В дорическом и ионическом карнизах поддерживающая часть более развита, и потому для нее отводится уже '/2 высоты всего карниза. Оставшаяся же верхняя половина предназначена для слезника и части венчающей, поэтому часть эта, в свою очередь, делится пополам. Наконец, в коринфском ордере поддерживающая часть еще более усложняется и, в свою очередь, расчленяется на несколько составных частей. Поэтому здесь поддерживающая часть занимает уже 2/з высоты всего карниза, а остальная V3 делится пополам для образования слезника и венчающей части.

Таким образом, мы получили изображения четырех римских ордеров в массах. Необходимо хорошо усвоить приведенные здесь немногочисленные и простые размеры, потому что на практике, при композиции фасадов различных зданий, применяя ордера, приходится вычерчивать их в таком малом масштабе, что детальные изображения их совершенно невозможны; поэтому остается довольстваться изображениями их в массах. Делая архитектурные наброски, выискивая мотивы обработки фасада, важно владеть формами совершенно свободно, легко, не затрачивая много труда на вычерчивание их. Ввиду всех этих соображений, мы придаем очень важное значение табл. I, на которой ордера изображены в простейшем виде, но с сохранением их основных пропорций и типичных характерных особенностей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: