Наличный денежный оборот в Российской Федерации




 

В периоды политических и экономических потрясений существенно возрастает значение наличных денег в экономической жизни страны. На объемы и вектор движения наличных денег оказывает влияние ряд факторов. Во-первых, структура реального сектора региональной экономики. В регионах, где структурообразующими отраслями являются предприятия военно-промышленного и нефтехимического комплексов и другие производства, не выпускающие товары народного потребления, как правило, происходит эмиссия наличных денег. Наоборот, в регионах, выпускающих товары конечного потребления, преимущественно происходит изъятие наличных денег из обращения.

Во-вторых, решающее влияние на состояние наличного денежного обращения оказывает государственная политика. Законодательная и нормативная база, регулирующая наличное денежное обращение, постоянно совершенствуется, образовавшиеся в первые годы реформ «белые пятна» и противоречивые требования постепенно устраняются. Например, за годы реформ в Российской Федерации появилось более 100 законодательных и нормативных актов, связанных с регулированием наличного денежного обращения. Однако структура денежной массы в России все еще существенно отличается от аналогичных показателей стран с развитой рыночной экономикой.[23]

Сфера использования наличных денег в Российской Федерации в основном связана с доходами и расходами населения:

– расчеты населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;

– оплата труда предприятиями и организациями, выплата других денежных доходов;

– внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;

– выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещений по договорам страхования;

– выдача кредитными организациями потребительского кредита;

– оплата ценных бумаг и выплата по ним дохода;

– платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать;

– уплата населением налогов в бюджет и др.

Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем.

В современных условиях порядок осуществления наличного денежного оборота регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденным Банком России 5 января 1998 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Статьи 140, 861–885 Гражданского кодекса РФ предусматривают применение на территории Российской Федерации платежей в наличной и безналичной формах и раскрывают сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.

Установлен различный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от того, как связаны эти платежи с их предпринимательской деятельностью. С участием граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, разрешено осуществлять расчеты как наличными деньгами без ограничения сумм, так и в безналичной форме. Однако расчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должны производиться, как правило, в безналичном порядке.

В настоящее время юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 60 тыс. руб. Платежи между юридическими лицами сверх указанной суммы должны осуществляться в безналичном порядке.

Положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 5 января 1998 г.[24] обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории Российской Федерации.

В соответствии с этими правилами организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счет этих предприятий. Денежная наличность сдается ими непосредственно в кассы учреждений банков через объединенные кассы при предприятиях. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу». Лимит остатка кассы устанавливается исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. Этот лимит может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и т.д.), а также в соответствии с договором с учреждениями банков.

Предприятия должны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе. Они могут хранить в кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи заработной платы, выплат социального характера и стипендий не более трех рабочих дней.

По согласованию с обслуживающими учреждениями банков предприятия могут расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.

С 1991 г. в нашей стране осуществлен переход от кредитного и кассового планирования денежного обращения к составлению прогнозов кассовых оборотов. Основной их целью являются определение потребности в наличных деньгах в целом по Российской Федерации, по регионам и учреждениям банков и в соответствии с этим разработка мероприятий по стабилизации денежного обращения. Прогнозы отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление их выдач предприятиям, организациям, учреждениям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, то есть сумму выпуска или изъятия их из обращения.

Основная задача банков всех уровней в работе по прогнозированию кассовых оборотов заключается в достижении наибольшей достоверности и реальности составляемых расчетов и определении изменения наличной денежной массы в обороте. Важным этапом является и разработка мероприятий по увеличению поступлений наличных денег, их экономному использованию с целью ограничения эмиссии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: