Проведенный теоретический анализ позволил прийти к единственному пониманию карьеры, которое применимо к термину «предпринимательская карьера» в малом бизнесе – это не служебное должностное продвижение, а развитие профессионализма и социально-психологическое развитие, достижение общественного признания в профессиональной среде. Исходя из этого, оценка успешности карьеры не может осуществляться лишь по объективным внешним проявлениям (таким как смена должностей), и строится в системе объективных (достижение, получающее социальную оценку) и субъективных критериев (самооценка, строящаяся на основе соотношения ожиданий достижениям).
В предпринимательской среде успешность карьеры идентифицируется с успешным развитием собственной фирмы. При этом предпринимателями признается существование пробела в знаниях о возможных способах и средствах развития карьеры. Как правило, бизнес и карьера строятся интуитивно, допускается много ошибок, нередко приводящих к развалу бизнеса.
Сложность достижения карьерного успеха в малом бизнесе определяется обусловленностью ее множеством факторов, которые были разделены на внутренние и внешние. При этом под внутренними факторами понимаются социально-психологические характеристики организации личности предпринимателя, а к внешним факторам относятся факторы среды, в которой развивается карьера.
Для системного и комплексного исследования социально-психологических детерминант карьерного успеха предпринимателей малого бизнеса были разработаны необходимые методики определения успешности карьеры, актуального состояния карьерной среды и социально-психологического содержания личности предпринимателя.
|
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить связи между социально-психологическим и факторами, определяющими карьерную успешность, и установить на практике в каждой выделенной теоретически группе факторов ведущие детерминанты.
Эмпирически доказано, что успешность карьеры предпринимателя в малом бизнесе определяется доминирующей ролью неформальных взаимоотношений, основанных на единении предпринимателя с персоналом, взаимной поддержке и положительных эмоциональных связях между предпринимателем и сотрудниками. Характерно, что успешные предприниматели принимают активное участие в рабочем процессе наравне с подчиненными. Установлено, что узловым фактором успешности карьеры является персонал-ориентированность, выражающаяся в проявлении интереса руководителя к каждому работнику как личности. Так же в среде успешных предпринимателей определился фактор неформального лидерства, проявляющийся в виде готовности персонала при необходимости пойти навстречу руководителю. Для успешных организаций малого бизнеса оказалось характерным участие персонала в процессе управления.
Вычислено, что существует высокая корреляция между карьерной успешностью и эмоциональной оценкой руководителя персоналом: чем выше эмоциональная оценка подчиненных, тем выше показатель субъективной карьерной успешности.
Обнаружена тенденция в оценке важности для достижения успеха в карьере определенных социально-психологических личностных качеств. Успешные бизнесмены к числу этих качеств отнесли порядочность, постоянство деловых контактов, ориентир на сотрудничество, компромисность, персонал-ориентированность и клиентоориентированность при ведении бизнеса и т.д. Неуспешные бизнесмены считают важными другой набор качеств: опытность, профессионализм, лидерство и т.д. При этом установлено, что определяющие успешность факторы в большей степени совпадают со списком важных для успешных бизнесменов качеств. Это означает большую адекватность оценки необходимых для карьеры социально-психологических качеств личности успешными бизнесменами по сравнению с неуспешными.
|
Выводы:
Полученные в ходе показанного исследования данные подтверждают выдвинутые гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
1. Карьерная успешность предпринимателя зависит от социально-психологических факторов среды. В число ведущих факторов внутренней среды вошли индикаторы хорошего социально-психологического климата и гомфотерности коллектива. Среди факторов внешней среды первостепенную роль играют инвариантность деловых отношений с партнерами, конкурентами и клиентоориентированность при ведении бизнеса.
2. Степень успешности карьеры в малом бизнесе определяется организацией личности предпринимателя из определенного набора социально-психологических качеств, которые образуют связанные группы: ориентация бизнеса «на людей», настрой на сотрудничество и компромиссность, инвариантность поведения, порядочность.
3. Чем ближе лежит оценка степени важности для карьеры выявленных социально-психологических факторов, тем ближе предприниматель придвигается к поставленным карьерным целям.
|
4. Карьерный успех может быть достигнут путем накопления предпринимателем социально-психологического потенциала за счёт усиления действия положительных и нивелировки отрицательных социально-психологических факторов, выделенных в диссертационной работе.
Полученные и проанализированные в ходе исследования данные, сформулированные теоретические выводы позволяют выдвинуть практические рекомендации и наметить направления дальнейших исследований по проблематике карьеры в малом бизнесе:
1. В ходе осуществления предпринимательской деятельности рекомендуется проводить систематический анализ актуального состояния внутренней и внешней социально-психологической среды фирмы, осуществлять оценку своего личностного потенциала.
2. В работе с подчиненными предпочтительней стремиться к согласованию целей и ценностей, эмоциональных настроений, к максимальной степени единения. Рекомендуется соблюдать принцип соразмерности собственного продвижения с общим продвижением созданной команды.
3. Основным приоритетом в личностном развитии должны стать обучение компромиссному поведению, проявлению толерантности, порядочности и т.д.
4. В дальнейшем построенная концепция может быть доработана и конкретизирована путем выявления специфики и закономерностей достижения карьерной успешности по отраслям деятельности, стадиям развития организаций, половому, возрастному, национальному и пр. разделениям предпринимателей.
Во все времена одним из критериев потенциальной успешности было творческое отношение к собственной жизни. Можно искать удобные ниши, приспосабливаться, адаптироваться. Создавать новые – не более сложно, стоит лишь ощутить себя гармоничной частью мира – имеющей право не только на существование, но и на творчество.
Для признания социальной успешности потребуется выполнение дополнительных необходимых шагов:
1. Проблематизация. Определиться с причиной будущих действий - найти проблему, требующую вашего активного вмешательства. Что в жизни вы хотите решить/изменить/улучшить, что сделает вас более счастливым? Превратить проблему в цель.
2. Предмет. Определиться с задачами, какие конкретные шаги нужно предпринять, чтобы достичь поставленной цели – отсечь второстепенное, обозначить главное.
3. Общественная целесообразность. Определиться с пользой: найти зоны, в которых достижение ваших личных целей совпадает с нуждами окружающей среды – общественными, экологическими, производственными.
4. Инструментарий. Определиться со средствами: использовать весь арсенал внутренних и внешних факторов, помогающих наиболее эффективному движению вперед.
5. Стратегия поведения. Быть решительным и гибким в достижении цели - высокая готовность к непредвиденным обстоятельствам позволит более точно выбрать соотношение средств, наиболее удачного момента времени и пространства, в которых реализуется поставленная цель.
6. PR. Внедрить идею собственной успешности в умы окружающих. Хорошо организованная связь с внешним миром позволит создать наиболее благоприятные условия для использования имеющихся в арсенале и привлечения новых средств.
Один из необходимых инструментов достижения статуса успешности сегодня – информация, которой коммерсант владеет и управляет, её количество и качество. Умение добывать, использовать и создавать информацию, правильно выбрать социальный круг, в котором она будет обладать наибольшей ценностью, увеличение количества знаний, контактов, связей – то, без чего немыслима успешность бизнеса. Информация позволяет не только верно чувствовать веяния рынка и ожидания потребителя, но и укрепляет позиции.
То, как вы обозначаете себя на рынке, в целевой аудитории, будет вам помощью или нанесет вред. «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел» – знаменитая фраза Дэниэла Уэбстера справедлива для того, кто способен дать обществу позитивную информацию о себе, кто в состоянии любые события своей жизни интерпретировать как успешные. Хорошая репутация создаётся не только из поступков и личных качеств коммерсанта, но и из того, в каком свете он их подает, как он сам к ним относится.
Список использованных источников и литературы:
1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С.; «Социологический словарь»; Казань,
2. 1997 г.;
3. Андреева Г.М.; «Социальная психология»; М., 1994 г.;
4. Деларю В.В.; «Социальная экология и массовое сознание»; Волгоград, 2000 г.;
5. Клеймёнова Ю.Э.; «Влияние социально-психологических факторов на успешность карьеры в малом бизнесе»; М., 2007 г.;
6. Клейменова Ю.Э.; «Социально-психологические критерии успешности карьеры предпринимателя» // Вестник университета (ГУУ). Серия: Социология и управление персоналом. №5 (21) /2006 г.;
7. Комаров М.С., Яковлев М.А.; «Социология. Словарь-справочник.»; М., 1990 г.;
8. Осипов Г.В., Кабыща А.В.; «Социология. Учебник для вузов.»; М., 1995 г.;
9. Рябова Ю.Э.; Социально-психологическая диагностика предпринимателей и их карьеры в малом бизнесе. // Актуальные проблемы управления - 2006: Материалы международной научно-практической конференции: Вып. 4 / ГУУ. - М., 2006 г.;
10. Слепенков И.М., Аверин Ю.П.; «Основы теории социального управления»; М., 1994 г.;
11. Ядов В.А., Семенова В.В.; «Стратегия социологического исследования»; М., 1998 г.;
12. Ядов В.А.; «Методы сбора социологической информации»; М., 1990 г.
[1] Ядов В.А. «Стратегия социологического исследования»
[2] Осипов, Г.В.: «Рабочая книга социолога»