Правила апостолов об ереси




- По 45-му Правилу Св.Апостолов: «Епископ, или пресвитер, или дьякон с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителем церкви: да будет извержен». (Ап.10, 11, 46, 64; III Вселен. 2, 4; Лаод. 6, 9, 32, 33, 34, 37; Тимофея алекс. 9)

- По 65-му Правилу Св.Апостолов: «Аще кто из клира, или мирянин,в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться, да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного». (Ап.7, 45, 70, 71; Трул. 11; Антиох.1; Лаод. 6, 29, 33, 37, 38)

- По 46-му Правилу Св.Апостолов: «Епископа или пресвитера, приявших крещение, или жертву еретиков, извергати повелеваем. кое бо согласие Христови с велиаром; или кая часть верному с неверным». (Ап.47, 68; I Всел. 7;; Трул. 95; Лаод. 7, 8; Василия вел. 1, 47)

- По 33-му Правилу Лаодикийского Собора: «Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем». (Ап. 10, 11, 45, 46, 64; I Всел. 19; II Всел. 7; III Всел. 2, 4; Трул. 11, 95; Лаод. 6, 7, 8, 10, 14, 31, 32, 34, 37; Василий вел.1, 47; Тимофея Алекс. 9)

 

Учение Святых Отцов об отдаления народа Божьего от пастырей-еретиков было воплощено во многих Святых канонах. Отметим лишь некоторые из них.

 

3-е Правило III Вселенского Собора требует: «чтобы … члены клира, отнюдь никаким образом, не были подчинены отступившим, или отступающим от православия епископам». Здесь, конечно, подразумеваются не осужденные соборно епископы, потому что, если бы они были осуждены соборно, то они были бы низложены, и о послушании им не было бы речи, поскольку они были бы лишены сана и находились бы за пределами административной структуры Церкви.

 

«Что-то добавляющим или отнимающим от Предания Соборной Церкви анафема да будет» (тем, кто любое Предание церковное письменно или устно нарушает, да будет анафема», ─ объявляет Седьмой Вселенский Собор и, конечно, епископы не являются исключением66.

 

15-е Правило Двукратного Собора и 31-е Апостольское Правило считают достойными похвалы и почести тех, кто отделяется от епископа-еретика, потому что таковые предотвращают [распространение ереси] и защищают Церковь от расколов.

 

«Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов … окажется сообщающимся с отлученным от общения: да будет и сам вне общения церковнаго» (2-е Правило Антиохийского Собора). Апостольские Правила полностью поддерживают эту позицию: «Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен» 67.

 

Согласно решению Собора 1351 года, который анафематствовал Варлаама и Акиндина, мы должны прерывать общение не только с еретиками, но и с теми, кто состоит с ними в общении, которые «если они клирики, да будут извержены», а «если миряне, да будут отлучены» 68.

 

«Имеющим сознательное общение [с еретиками] ─ анафема». (Протоколы 7-го Вселенского Собора).

 

Св. Афанасий Великий писал: «Если епископ или пресвитер, будучи очами Церкви, имеют недоброе поведение и соблазняют народ, то следует их изгонять. Лучше без них собираться в доме молитвы, чем вместе с ними, как с Анной и Каиафой, быть вверженными в геенну огненную»4, ─ указывая на возможность существования Поместной Церкви без епископа во время ереси. Впрочем, такое случалось часто5. К такому же выводу мы приходим, читая его слова: «Если же кто-то притворяется, будто исповедует нашу веру, а, на самом деле, общается с теми, кто пребывает в зловерии, удалитесь от общения с ним. Если пообещает он прекратить это, почитайте его братом своим. А если противится исправлению – бегайте его»

 

Святой Иоанн Златоуст говорит: «Если у него [у пастыря] извращенная [искаженная] вера, не следуй за ним, даже если это ангел». «Если же проповедует извращенное учение, не принимай его, даже если это ангел». «Не принимай» употребляется здесь не только в смысле «не принимать учение», но и в смысле «не подчиняться», «не слушаться» его20. Кроме того, говоря о канонах, святой Иоанн Златоуст учит, что нет необходимости, чтобы епископ согрешил против всех канонов одновременно, «…но даже если они будут проповедовать в противоположность Преданию что-нибудь малейшее и даже если они исказят самую малость, да будет анафема»

 

Св. Василий Великий говорит следующие слова, относящиеся ко всем, не исключая и епископов: «Если кто притязает исповедовать вполне Православную Веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями»

 

Святой Ипатий вычеркнул имя Нестория из Диптихов (перестал поминать его), когда Патриарх Несторий провозгласил свое еретическое учение, говоря: «Это уже не епископ, прекращаю общение с ним»

 

Св. преподобный Максим Исповедник говорил, что обязательным условием для принадлежности кого-либо к Церкви является не объединение его с епископом, а его принятие им Истины. С епископом каждый должен объединяться только тогда, когда таковой принимает Истину38. На дознании, которое проводилось посланниками императора, чтобы переубедить св. пр. Максима, ему был задан следующий вопрос от епарха: «Соединишься ли ты с такой-то Церковью или не соединишься? ─ Св. пр. Максим ответил: «Не соединюсь». ─ «Скажи, по какой причине?». ─ Св. пр. Максим сказал: «Из-за неприятия Соборов». То есть он не имел церковного общения, потому что император и патриарх презирали Соборы. Все эти происходило за двадцать лет (в 680 г. н. э.) до созыва Пято-Шестого Вселенского Собора, который осудил ересь, анафематствовал всех тогдашних Патриархов Востока и Запада и оправдал св. пр. Максима Исповедника и двух его учеников-монахов! Для св. пр. Максима Соборная Церковь ─ это не епископ, а «…правое и спасительное исповедание веры в Него…».

 

Святой Григорий Палама в «Опровержении послания Игнатия Антиохийского» прямо отрицает достоинство епископа, когда таковой не следует Истине: «Ибо к Церкви Христовой принадлежат лишь те, кто принимают истину Церкви; те же, кто непослушны этой истине, никоим образом не могут составлять Церковь, не имеют к ней никакого отношения. Такие люди занимаются самообманом, даже если и именуют себя иереями или архиереями. Христианство, подлинное и истинное, характеризуется и определяется не личностями, но непреложной истиной и непреклонностью в вере: «И те, кто от Церкви Христовой, суть от истины, а те, кто не от истины, те и не от Церкви Христовой, сколь бы они ни возводили о себе лжи, когда называют самих себя святыми пастырями и архипастырями, и так зовутся другими. Ведь мы помним, что христианство определяется не внешним видом, но истинностью и точностью веры».

 

Святитель Герман в своем послании киприотам-мирянам, которые подчинились завоевателям-латинянам в 12-м и 13-м веке, пишет: «Народу Божьему на Кипре живущему, как истинным чадам Кафолической Церкви, повелеваю бежать от священников, которые поддались латинскому обману, не входить в их церкви, не подходить к ним под благословение. Ибо лучше молиться Богу у себя в доме, нежели вместе с латинами идти в церковь, а потом вместе с ними отправиться и в ад»

 

===========================================================

Отношение христианина к еретикам и инославным в свете канонов Православной церкви

---------------------------------------------------------------------------

Правила Святых Апостолов:

 

Правило 7: Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священного чина.

 

Правило 45: Епископ, или пресвитер, или диакон с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет извержен.

 

Правило 46: Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром; или кая часть верному с неверным.

 

Правило 47: Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся Кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников.

 

Правило 60: Аще кто подложные книги нечестивых, аки святые в церкви оглашает, ко вреду народа и клира: да будет извержен.

 

Правило 65: Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного.

 

Правило 70: Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то, опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен.

 

Правило 71: Аще который христианин принесет елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздники или возжет свещу: да будет отлучен от общения церковного.

 

Правила VI Вселенского Собора:

--------------------------------------------------

Правило 11: Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, ни в банях купно с ними мытися. Аще кто дерзнет сие творити: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

 

Правило 72: Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем либо: брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частию Христовою жребий грешников. Аще кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком: потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету Истины, а другий остался в узах заблуждения, не желая воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже.

 

Правила VII Вселенского Никейского Собора:

-----------------------------------------------------------------

Правило 8: Поелику некоторые из еврейского вероисповедания, блуждая, возомнили ругатися Христу Богу нашему, притворно делаяся христианами, втайне же отвергаяся Его, и скрытно субботствуя, и прочее иудейское исполняя: то определяем, сих ни во общение, ни к молитве, ни в Церковь не приимати: но явно быти им, по их вероисповеданию, евреями: и детей их не крестити, и раба им не покупати, или не приобретати. Аще же кто из них с искреннею верою обратится, и исповедует оную от всего сердца, торжественно отвергая еврейские их обычаи и дела, дабы через то и других обличити и исправити: сего принимати и крещати детей его, и утверждати их во отвержении еврейских умышлений. Аще же не таковы будут: отнюдь не приимати их.

 

Правила Святаго Поместного Собора Лаодикийского:

---------------------------------------------------------------------------

Правило 6: Не попускати еретикам, коснеющим в ереси, входити в Дом Божий.

 

Правило 9: На кладбища всяких еретиков, или в так именуемые у них мученические места, да не будет позволено церковным ходити для молитвы, или для врачевания. А ходящим, аще суть верные, быти лишенным церковного общения на некое время. Кающихся же и исповедающих, яко согрешили, приимати в общение.

 

Правило 10: Не должно церковным, без разбора, совокупляти детей своих брачным союзом с еретиками.

 

Правило 29: Не подобает христианам иудействовати, и в субботу праздновати, но делати в сей день: а день воскресный преимущественно праздновати, аще могут, яко христианам. Аще обрящутся иудействующие: да будет анафема от Христа.

 

Правило 31: Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти.

 

Правило 32: Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения.

 

Правило 33: Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем.

 

Правило 34: Всякому христианину не подобает оставляти мучеников Христовых, и отходити ко лжемученикам, которые, то есть у еретиков находятся, или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога: того ради прибегающие к ним да будут под клятвою.

 

Правило 35: Не подобает христианам оставляти Церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению.

 

Правило 37: Не должно принимати праздничные дары, посылаемые от иудеев, или еретиков, ниже праздновати с ними.

 

Правило 38: Не должно принимати от иудеев опресноки, или приобщатися нечестиям их.

 

Дополнения по теме:

«На Крите впали в ересь»: письмо иеромонаха Тихона (Биволяну) (Румыния)

 

Обращение священника Олега Боровикова

 

Епископ Лонгин: «Пришло время исповедничества»!https://antieres.wordpress.com/2016/10/18/episkop_longin_zhar_propoved_na_prazdnik_pokrova/

 

За антиэкуменическую позицию запрещен в служении игумен Роман (Загребнев)

 

Иеросхимонах Иулиан, румынский старец, гора Афон: «Мы не должны молчать!»

https://antieres.wordpress.com/2016/11/13/ieroshimonah_iulian_lazar_mi_ne_dolzhni_molchat/

Афонские монахи отвечают на вопросы о Критском Соборе и экуменизме

 

Священник Дмитрий Ненароков: «Ваша победа — от Господа».

 

Письмо румынского священника к своему иерарху

 

Иеромонах Рафаил (Мишин). Разбор «Гаванской унии»

 

Письмо-обращение верных чад Русской Православной Церкви против ереси экуменизма

 

Обращение к священникам РПЦ

 

Прекращение церковного общения в святоотеческом Предании

 

Каноны Православной Церкви об отношении к ереси и еретикам

 

Святые об антихристе и апостасии

 

«15-е правило Двукратного Собора — единственная возможность противостоять ереси»

 

О запрете евхаристического общения с еретиками и с сочувствующими им

 

Архиепископ Феофан (Полтавский) об апостасии в Церкви

 

Преп. Нил Мироточивый об апостасии

 

Архиепископ Аверкий (Таушев): “Мир и непримиримость”

 

Священномученик Гермоген Тобольский о временах апостасии

Поделиться ссылкой:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: