Задача 2 В какой парадигме работает психолог. Ответ аргументируйте.




Задача 1 В какой парадигме работает психолог. Ответ аргументируйте.

1. Психолог комментирует каждое движение Виктора -кладет ли тот ногу на ногу, складывает ли руки на груди, куса­ет ли губы или почесывает голову.

2. Саша стесняется торговать. Психолог дает ей задание на дом - она должна наняться на работу на ближайшем рынке и про­давать там изделия ручного труда.

3. Психотерапевт толкует сны Юлии. Она должна попы­таться расслабиться и вспомнить как можно больше.

4. Психотерапевт подробно рассматривает проблему жиз­ненных ценностей Анатолия. Анатолий пытается понять истин­ный смысл своей жизни.

Задача 2 В какой парадигме работает психолог. Ответ аргументируйте.

1. Психотерапевт подробно рассматривает проблему жиз­ненных ценностей Анатолия. Анатолий пытается понять истин­ный смысл своей жизни.

2. Вячеслав пытается постепенно преодолеть страх перед ездой на автомобиле. На прошлой неделе по инициативе психо­терапевта опытный водитель взял его с собой в машину. На сле­дующей неделе Вячеслав сам поведет автомобиль по той же доро­ге. После этого, как он надеется, страх перед автомобильными поездками исчезнет у него навсегда.

3. На психотерапевтическом сеансе Жанна говорит боль­ше психолога, а он внимательно ее слушает. Кажется, что ему действительно небезразличны ее чувства и переживания и что он понимает ее.

4. Марк уверен, его плохие оценки в школе означают, что он никогда не преуспеет в бизнесе. Его психолог говорит на это, что многие весьма удачливые бизнесмены тоже плохо учились.

 

Ситуация 3 Денис отвечает дома за собаку по кличке Лорд - кормит, моет, гуляет и играет с ней каждый день. Однако не­сколько дней подряд Денис был настолько увлечен играми со своими друзьями, что забывал погулять и поиграть со своим псом. Лорд очень любит бегать по окрестностям и играть с деть­ми и теперь, когда про него забыли, заскучал и начал грызть свой ремешок. Наконец он перегрыз его и с радостью убежал гу­лять. Вечером Денис пришел кормить собаку и обнаружил по­рванный ремешок. Он очень огорчился и почувствовал себя ужасно из-за пропажи собаки. Однако Денис не хочет брать на себя ответственность за плохой уход за собакой и считает, что виноват Лорд, - он не захотел оставаться дома, и поэтому он пло­хой пес.

Вопросы. Какая часть ответственности лежит на Денисе? Какая часть ответственности лежит на Лорде? Какая часть ответственности лежит на остальных? Что можно было сделать Денису по-другому, чтобы Лорд не убежал?

Ситуативная задача 4. В консультацию обратились супруги по поводу сына 15 лет, который не желает ничего слушать, упрям, пытается пить, курить, грубит, и сладу с ним нет. Сразу же выяснилось, что сына привести родители не смогут. Запрос: «Что нам делать? Нам стыдно за сына, мы же интеллигентные люди, а сын — хулиган». С первых слов стала видна не только не­согласованность родительских позиций, но и взаимное не­довольство супругов. Жена активна, постоянно прерывает мужа, доказывает, что он не прав, не так все понимает, упре­кает мужа в том, что он ничего не делает. На все обвинения муж досадливо морщится и замолкает, все реже высказыва­ет свое мнение, несмотря на поддержку психолога.

Сформулируйте психологическую гипотезу относительно причин семейных конфликтов.

 

 

Ситуативная задача 5. Измученная женщина рассказывала:

— Длительное время я даже себе не признавалась, что не люблю своего старшего сына. Повторяется ситуация, кото­рая сложилась когда-то у меня с моими родителями. Я была старшим ребенком, которого не любили. Дошло до того, что в лет 12 я даже заявила родителям, что они меня взяли из детского дома. И вот теперь все повторяется в моей семье. Я не люблю своего сына, изо всех сил пытаюсь это скрыть, но он меня раздражает все чаще, и я бессильна что-то сде­лать. Это раздражение появилось еще до рождения второ­го ребенка, когда старшему было 5 лет. Причем сын ко мне очень хорошо относится, он и расспросит о моих делах, и посочувствует. Но даже это меня раздражает. Я, бывает, на него кричу, а муж, видя, что переступаю предел дозволенно­го, мне говорит: «Лучше бы ты разрядилась на мне, чем на нем». Что мне делать? Объясните, с чем связаны проблемы матери? Какие глубин­ные психологические образования провоцируют возникновение подобных чувств?

Ситуативная задача 6. Во втором полугодии выпускного класса Анжела К. вдруг испортилась: стала пропускать занятия, запустила уче­бу. Перед ней замаячила перспектива не получить аттестат. Такие перемены в конце обучения были непонятны. Обеспо­коенная классная руководительница безуспешно старалась что-то выяснить. Видимых причин вроде бы не было. Дома тоже ничего не могли понять. Наконец в одном из довери­тельных разговоров классного руководителя с подружкой-одноклассницей Анжелы та по секрету, как женщина женщи­не призналась: Анжела беременна. Это результат несчастной любви со студентом-авиатехником. Жениться на девушке он не собирался, да и Анжела больше не хотела его видеть. Не зная, что делать в такой ситуации, классный руководитель обратилась к школьному психологу.

Как можно помочь девушке? Что следует и чего не следует делать в подобных ситуациях? О чем мог беседовать психолог с классным руководителем? Смоделируйте подобный диалог.

Ситуативная задача 7. Она переводчица, ей 36 лет. Есть сын 8 лет. Год на­зад она влюбилась в случайного человека, увела его от жены, стала с ним жить. Встал вопрос: с кем останется сын? Новый муж переводчицы заявил: «Не для того я бросил своего сына, чтобы воспитывать твоего. Будем жить для себя. Сына оставь его отцу. Пусть он им занимается».

Так и решили. Отец прилагал героические усилия, что­бы воспитать сына. Но материнское сердце ныло. Хотелось к сыну. Отец настроил того против матери. Когда мать караулила сына возле школы, сын от нее убегал.

Мать пошла к завучу школы и просила образумить маль­чика: «Я же ему мать, он не имеет права меня игнорировать, он обязан со мной разговаривать». Завуч не знала, как посту­пить

Дайте психологическую интерпретацию возникшей ситу­ации. Какая дополнительная информация Вам нужна для полно­ценной консультации? Сформулируйте возможные гипотезы относительно причин и дальнейшего развития проблемы и на­метьте пути ее решения.

 

Ситуативная задача 8. После краха развода все кажется нормализовалось: и отец, и мать создали новые семьи. Вот только с дочерью про­блемы. Ей 8 лет. Она не хочет жить с отчимом. Все время тре­бует отправить ее к родному отцу. В своей неприязни к матери доходит до ненависти. Требует изменить имя на грузинское (ее родной отец — грузин), не уважает мать за то, что она не гру­зинка. Отец девочки имеет другую семью и брать ее к себе не собирается. Мама вынуждена была обратиться к психологу.

Дайте психологическую интерпретацию возникшей ситу­ации. Какая дополнительная информация Вам нужна для полно­ценной консультации? Сформулируйте возможные гипотезы относительно причин и дальнейшего развития проблемы и на­метьте пути ее решения.

 

Ситуативная задача 9. Маша только что узнала, что ее мама и папа собираются развестись. Они сказали ей, что некоторое время она будет жить у тети Кати, пока все образуется. Маша плачет, рас­сказывая вам об этом.

1. Дайте психологическую интерпретацию возникшей ситу­ации.

2. Сформулируйте возможные гипотезы относительно причин и дальнейшего развития проблемы и на­метьте пути ее решения.

 

Ситуационная задача 10. На консультацию пришли родители подростка. Сыну 16 лет. В интерпретации он ведет себя странно: стал нервным, скрытным. Часто у него «блестят глаза». Ухудшились успеваемость и поведение.

Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.

По каким признакам родители могут определить, что их ребенок стал употреблять спиртное (другие психоактивные вещества)? Определите основные этапы работы над проблемой.

 

 

Ситуационная задача 11. Вы решили создать консультационный психологический центр. Что необходимо для того, чтобы центр начал функционировать?

 

 

Ситуационная задача 12. психологу пришла мама ученицы, которая учится в 10 классе и попросила помощи. Она рассказала, что ее дочь до 6-7 класса была веселой, активной девочкой, хорошо училась в школе, любила общаться с детьми и одноклассниками, много времени отдавала внеклассной работе. Сейчас, она совсем изменилась. Замкнулась, перестала общаться с друзьями, теряется в присутствии незнакомых людей, сторонится компаний и шумных собраний. Стала хуже учиться. Все свободное время проводит в своей комнате. Придирчиво относится к своей внешности. Живет своей довольно напряженной жизнью, иногда прорывающейся в нервных репликах и подавленном настроении. На искренний разговор не идет. Как вернуть дочь к нормальной жизни? Что с ней происходит?

 

Сформулируйте возможные гипотезы относительно причин и дальнейшего развития проблемы и на­метьте пути ее решения.

 

Ситуационная задача № 13. «Мой муж умер в день 13-летия сына. После похорон сын стал очень замкнутым, хотя до этого он делился со мной своими мыслями и впечатлениями. Замкнутый и неразговорчивый он везде: и дома, и в школе, в окружении друзей. Такое впечатление, что он перестал даже интересоваться тем, что до этих трагических событий его увлекало. Что сделать, чтобы он стал таким, каким был?»

 

1. В приведенном выше фрагменте консультативного приема найдите и выделите наиболее значимую для решения проблемы клиента информацию.

2. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.

3. Определите основные этапы работы над проблемой.

Ситуационная задача 14. В консультативный центр обратилась женщина с жалобами на дочь Таню 8 лет. По словам матери, Таня безответственна и безвольна. Мама полагала, что отсутствие этих качеств может свидетельствовать о психической патологии, и просила обследовать девочку.

Приходя из школы домой, Таня играла в игрушки и ела сладости, вместо того чтобы обедать и делать уроки. Затем, по маминому плану, Таня должна была идти гулять. Мама приходила с работы к 19 ч. Таня весь день находилась дома одна. Мама часто звонила ей с работы и пыталась контролировать, но безуспешно. Указания по телефону девочка не выполняла, одна дома не обедала и уроков не делала.

Борясь с безволием и безответственностью, мама убрала на антресоли все ее игрушки, краски и цветные карандаши. Тогда Таня начала царапать клеенку на кухонном столе. Заподозрив у девочки психическое заболевание, мама обратилась за помощью.

Сама мама закончила школу с золотой медалью. Она росла в большой семье в провинциальном городе, в доме всегда были люди. «Со мной никто не занимался, я все делала сама», - говорила она.

Психологическое обследование Тани никакой патологии не выявило. Оказалось, что она обладает повышенным уровнем тревожности.

 

1. В приведенном выше фрагменте консультативного приема найдите и выделите наиболее значимую для решения проблемы клиента информацию.

2. Сформулируйте возникшие у вас гипотезы о возможных причинах трудностей клиента.

 

Ситуационная задача 15. Женщина, мать двоих девочек на приеме у психолога-консультанта. В беседе открылись некоторые подробности неблагополучной семейной жизни. Муж систематически выпивает, но наотрез отрицает то, что это болезнь. Уже начал выносить вещи из дома. Живут в 1-комнатной квартире – идти некуда. Старшая дочь (ему неродная, от первого брака), доведена им до отчаяния. Младшая, семиклассница, время от времени пропускает занятия в школе. А когда приходит, то зачастую с синяками, выглядит как затравленный зверек. Женщина слезно просила психолога вмешаться в их семейные дела, поговорит с мужем.

 

Как помочь этой семье? На что необходимо обратить внимание при работе с клиентом?

 

 

Ситуационная задача 16. Родители обратились по поводу сына 14,5 лет, который всего боится, ни с кем не дружит, с трудом вступает в контакт с незнакомыми людьми, упрямый, дома часто плачет, из класса убегает, объяснить причины не может. Семья дружная, есть младший сын – противоположность первому. Старший унаследовал от отца его нелюдимость и замкнутость. Самому отцу с ним трудно общаться. Мать отзывчивая женщина, замученная страхами, тревожная, гиперсоциализирующая.

 

Какие гипотезы, относительно причин поведения парня можно построить? Определите основные этапы работы над проблемой.

 

Ситуационная задача 17. Предположим, что к вам как к психологу-консультанту обратился родитель с просьбой дать ему практические рекомендации о том, стоит или не стоит отдавать ребенка в школу в возрасте до семи лет.

Какие психодиагностические методики вы в данном случае можете использовать для того, чтобы изучить ребенка и дать его родителю обоснованные психологические рекомендации?

 

 

Ситуационная задача 18. Какой из перечисленных внешних факторов играет самую важную роль в интеллектуальном развитии младенца:

а) питание; б) правильный уход; в)воспитание родной матерью; г) психическая стимуляция.

Ответ поясните.

 

Ситуационная задача 19. Объясните, почему психолог-консультант должен обладать следующими качествами которые он должен проявлять в общении с клиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

2. Открытость.

3. Доброжелательность.

4. Безоценочное отношение к клиенту.

5. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

6. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

 

Ситуационная задача 20. В конце первой четверти кабинет психолога посетила мать первоклассника. Запрос: «Все ли в порядке с моим сыном? Нет ли у него умственных отклонений, т.к. его обучение продвигается с большими затруднениями». Ребенок тихий, ласковый. Детский сад не посещал, читать, считать научился дома, рос «домашним ребенком» в семейном кругу, где умели уделить внимание ребенку. Но с начала учебного обучения спокойствие в доме кончилось. Мальчик стал беспокойным, часто плачет, вздрагивает от любого звука, плохо спит по ночам.

 

Как вы считает, что обусловило подобное состояние мальчика? Что нужно предпринять, чтобы помочь ребенку и его маме?

 

Ситуационная задача 21. Девочка-подросток страдает из-за семейных конфликтов. Причиной этих ссор является она сама, вернее, ее воспитание. Родители упрекают друг друга, обвиняют, сканда­лят. Каждый считает, что вина в том, что дочь отбивается от рук, в другом. Девочка тяжело переживает эти раздоры, очень эмоционально реагирует на них. Главное заключается в том, что она считает себя хорошей и ей обидно, когда в нее не верят.

Какие гипотезы, относительно причин поведения девочки можно построить? Определите основные этапы работы над проблемой.

 

 

Ситуационная задача 22. Отец постоянно ругает своего сына, «пилит» по поводу и без. Он же просто теряется, так как не знает, как тому угодить. Чувствует себя униженным, суетится всякий раз, когда отец кричит на него. Ему очень горько, что его никто не защищает и не любит.

Какие гипотезы, относительно причин поведения отца и сына можно построить? Определите основные этапы работы над проблемой.

 

Ситуационная задача 23. Девочки-сестры враждуют между собой. Стар­шая насмехается над младшей, издевается над ее внешностью, манерой одеваться, причесываться, говорить. Она выставляет в смешном свете все, чем занимается младшая. Когда дома нико­го нет - обзывает младшую и даже бьет. На попытки младшей се­стры искать защиту и поддержку у родителей, те отвечают ей, что она это все выдумывает.

Какие гипотезы, относительно причин поведения сестер можно построить? Определите основные этапы работы над проблемой.

 

Ситуационная задача 24. Старшеклассница жалуется на отсутствие друзей, с ней никто не хочет дружить, из компаний ее просто прогоняют. Она думает, что это связано с ее некрасивой внеш­ностью, которая всех отталкивает. Надежду обрести друзей она уже утратила. Одиночество стало таким всеобъемлющим, что ей уже не хочется жить.

Дайте психологическую интерпретацию возникшей ситу­ации. Какая дополнительная информация Вам нужна для полно­ценной консультации? Сформулируйте возможные гипотезы относительно причин и дальнейшего развития проблемы. Определите основные этапы работы над проблемой.

Ситуационная задача 25.Ситуация. Мать подростка, придя на прием к школьному психологу, рассказывает: «Моему сыну Саше 14 лет. Неожиданно в нем проснулось чувство бунтарства, какого я никогда не встречала у детей. Он не признает никаких правил и, кажется, ненавидит всю нашу семью. Он приходит в ярость, когда мы пытаемся заставить его соблюдать дисциплину. В конфликтных ситуациях он неуправляем».

Дайте психологическую интерпретацию возникшей ситу­ации. Сформулируйте возможные гипотезы относительно причин и дальнейшего развития проблемы. Определите основные этапы работы над проблемой.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: