Ход урока
Речевая зарядка.
Тема: «В гостях у бабушки»
Þ Посмотрите на рисунок;
Þ У кого мы сегодня в гостях?
Þ У вас есть бабушка? Расскажите какая она.
Þ Что она любит делать?
Þ У бабушки в саду много цветов.
А)Давайте понюхаем цветы.
Задание: вдыхаем аромат цветов (долгий полный вдох 3-4 раза, и долгий выдох).
б) Давайте рассмотрим цветы, которые мы нюхали.Приготовились
(у учителя рисунок цветка)
Анютины глазки: произнести удивлением: о-о-о!
Чему вы удивились?
Как называются эти цветы?
Розы: произнесите с восхищением а-а-а!
Почему вы восхитились?
Как называются эти цветы?
Что вы знаете о розе?
Шиповник: произнесите сердито: У-у-у!
Почему вы рассердились?
Что это за цветок?
Что вы знаете о шиповнике?
Мак: произнесите радостно: и-и-и!
Почему вы обрадовались?
Что это за цветок? (когда он отцветает, то остаётся коробочка с семенами).
Что будет с ними делать бабушка? (рисунки цветов выставляются на наборное полотно)
Þ Посмотрите, какие красивые цветы в саду у бабушки. Как вы думаете, нет ли здесь цветка, который «заблудился»?
Þ Какой это цветок?
Þ Почему вы так решили? (шиповник - это лесное растение)
Þ А остальные цветы садовые.
Упражнение на дикцию, выразительное чтение с постановкой логического ударения.
У бабушки есть любимая внучка. Бабушка сделала внучке подарок. Для того чтобы узнать какой подарок мы прочитаем скороговорку.
Мы читаем скороговорку, каждый раз делая ударение на одно из слов, уч-ся отвечают с ударением на том же слове:
Купила бабуся бусы Марусе?
Купила бабуся бусы Марусе?
Купила бабуся бусы Марусе?
Купила бабуся бусы Марусе!
Купила бабуся бусы Марусе!
Купила бабуся бусы Марусе!
У бабушки есть ещё один любимчик. Хотите узнать, кто это? Тогда посмотрите на рисунки. Он утащил это у бабушки
(На наборном полотне рисунки)
клубок | очки | тапки | игрушки | конфеты |
Задание: выделить только первый звук в каждом слове и соединить их.
Þ Что получилось? ([к] [о] [т] [и] [к] - котик)
Þ Вот какой котик живёт у бабушки, (показываю картинку с изображением котёнка)
Þ Он большой озорник, но бабушка его любит.
3. Формирование представлений о звуке [ ц ].
А) Выделение звука.
У бабушки много интересного. В саду мы рассматривали цветы. Вот на грядке много вкусных, хрустящих огурцов. На столе ягодки лежат на блюдце. А в огороде за капустой притаился заяц.
(рисунки выставлены на наборном полотне)
Þ Посмотрите на рисунки. Назовите предметы {цветы, огурцы, блюдце, заяц)
Þ Какой звук общий в этих словах?
Þ Где его место в слове?
б) Учимся произносить звук [ ц ].
Þ Поучимся произносить звук, посмотрим на соседа, как он произносит звук.
Þ Губы в улыбке, зубы видны;
Þ Верхние и нижние зубы совсем близко, но не соединяются;
Þ Широкий кончик языка упирается в нижние зубы;
Þ По середине языка идёт сильная короткая воздушная струя;
Þ Потренируйтесь в произношении;
в) Характеристика звука.
Расскажите о звуке [ц] (Согласный, непарный, глухой, твёрдый)
г) Упражнение в выделении звука [ц] из потока речи.
Немного устали. Положите голову на парту, опустите плечи, закройте глаза. Послушайте рассказ о бабушке и внучке. Запомните все слова, в которых есть новый звук [ц].
Летом на улице ярко светит солнце. В огороде у бабушки растут огурцы, помидоры, капуста, редис. Но вот беда! На капусту напали гусеницы. Бабушка собирает их в банку. А Маруся говорит:
- Сейчас я тебе помогу, бабушка! Побежала Маруся во двор, а обратно идёт и несёт корзинку.
Что принесла Маруся в корзине? Как вы думаете?
А в корзине были цыплята. Выпустила их Маруся на грядки. Цыплята стали клевать гусениц.
Бабушка сказала Марусе
- Ты молодец, Маруся!
Поднимите головы, повторите, какие слова запомнили со звуком [ц]?