Применительно к НИР студентов-магистрантов можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:
- подготовительный;
- проведение теоретических и эмпирических исследований;
- работа над рукописью и её оформление;
- внедрение результатов научного исследования;
- публичная защита выполненной работы.
Первый подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение объекта и предмета исследования; интерпретация основных понятий, формулирование рабочих гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария). Полезным элементом на этом этапе является написание реферата по избранной теме.
Тема может быть отнесена к определенному научному направлению или научной проблеме. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке — это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.
Правильная и ясная формулировка и постановка проблем имеют важное значение для выполнения научно-исследовательской работы.
Темы могут быть теоретическими, которые разрабатываются преимущественно с использованием информационных источников, практическими, которые разрабатываются на основе изучения, обобщения и анализа практики и смешанными. Обычно последним отдается преимущество.
|
Объект исследования - это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию. Предмет исследования - это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.
Цель исследования - это общая его направленность на конечный результат.
Задачи исследования - это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ.
Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов, проведения теоретических и эмпирических исследований. При этом следует использовать оптимальные методы исследования. Необходимо собрать, проанализировать и обобщить научные факты и практические материалы, а также аргументировать выводы, обосновать предложения и рекомендации.
Третий этап включает оформление отчета: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение темы, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.
Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но некоторые научные работы могут рекомендоваться для внедрения в практическую деятельность и в учебный процесс.
Публичная защита включает подготовку доклада и презентации, с которой автор работы выступает перед научным руководителем и группой студентов. Вопросы может задавать как руководитель, так и студенты. При этом оценивается уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций студентов-магистрантов.
|
Овладев навыками научного исследования и написания научных работ, в дальнейшем магистрант с успехом может использовать приобретенный опыт для умножения своих знаний, повышения качества практической деятельности, а также для обучения в аспирантуре или в порядке соискательства.
Литература
Основная
- ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»
· Научные работы: Методика подготовки и оформления / И.Н. Кузнецов. – М: «Амалфея», 2000. - 554с.
· Кузин, Ф. А. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистров / Ф. А. Кузин. – М., 2001.
· Леонов В. П. Реферирование и аннотирование научной литературы / В. П. Леонов. – Новосибирск, 1986.
· Усачёв И. В., Ильясов И. И. Методика писка научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования: проведение информационного этапа научно-исследовательской работы / И. В. Усачёв, И. И. Ильясов. – М., 1980.
Дополнительная
· Ануфриев А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А. Ф. Ануфриев. – М., 2002.
· Балашов, В.В. Магистратура в вузах России / В.В.Балашов, Д.К.Захаров и др. – М., 1999. – 132.с.
· Герасимов И. Г. Научное исследование / И. Г. Герасимов. – М., 1972.
· Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
|
· Захаров В.П. Применение математических методов в социально-психологических исследованиях: учеб. пособие. – Л., 1985. – 64 с.
· Зельдович Б.З. Ситуационное обучение управленческим дисциплинам: Учеб. пособие. – М., Экзамен, 2008. – 542 с.
· Как провести социологическое исследование/ под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. - М.: Политиздат, 1985.
· Коулопоулос Т.М., Фраппаоло Управление знаниями/ пер. с англ. [Текст]. – М.: Эксмо, 2008. – 224 с.
· Кузин Ф. А. Магистерская диссертация / Ф. А. Кузин. – М., 1999.
· Кузин, Ф. А. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистров / Ф. А. Кузин. – М., 2001.
· Новые правила защиты диссертаций и присвоения учёных званий. – М., 2004.
· Папковская П. Я. Методология научных исследований: Курс лекций / П. Я. Папковская. – Минск, 2002.
· Приходько П. Г. Путь в науку: беседы по организации труда начинающих исследователей / П. Г. Приходько. – М., 1973.
· Райзберг Б. А. Диссертация и учёная степень: пособие для соискателей / Б. А. Райзберг. – М.,2002.
· Солганик Г. Я. Стилистика текста [Текст]: учебное пособие / Г. Я. Солганик. – 4-е изд. – М., 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Примерная тематика НИР
1. Исследование проблем создания и развития государственного и муниципального управления;
2. Исследование проблем создания и развития местного самоуправления;
3. Исследование проблем дистрибьюторской деятельности на Российском рынке фармацевтических услуг.
4. Повышение эффективности ЖКХ на основе оптимизации хозяйственной и управленческой деятельности.
5. Исследование и прогнозирование спроса на (различные виды социальных услуг и пр.).
6. Автоматизация бизнес-процессов и маркетинговой деятельности
7. Разработка маркетинговой концепции управления и механизма ее реализации в социальном развитии региона
8. Эффективность инвестиций и оценка степени риска при инвестировании в социальное развитие
9. Использование информационных технологий при оценке инвестиционной привлекательности территории
10. Управление маркетинговой деятельностью в регионе
11. Современные социально-демографические проблемы Нижегородской области, города, района и возможности регулирования со стороны органов власти различного уровня
12. Процесс коммуникации и пути его оптимизации в административных органах
13. Личностные качества и статусное положение руководителя в организации
14. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата в коллективе
15. Молодежная политика как направление социальной политики
16. Роль организационной диагностики в организации деятельности персонала в муниципальных органах власти
17. Деятельность органов социальной защиты по решению
проблем детской безнадзорности
18. Организационные формы управления персоналом в местных административных органах управления
19. Информационные технологии как средство повышения эффективности управления
20. Разработка оптимальной стратегии поведения организации в условиях конкуренции
21. Формирование информационного обеспечения и программы по управлению конфликтами в организации муниципальной службы
22. Использование информационных технологий в социальной защите военнослужащих, уволенных в запас, социальная работа с ними
ПРИЛОЖЕНИЕ Б