Предметные элементы научного исследования




К предметным элементам научного исследования относятся: объект исследования, предмет исследования, проблема и вопрос в структуре научного исследования, цели и задачи исследования, уровни научного исследования, результаты исследования. Объект исследования – это то, на что направлена творческая активность исследования, что противостоит ему как непознанное и неизвестное. Это определенный фрагмент реальности (практики или теории), например, библиотечного дела или библиотековедения, который представляет собой целостное явление или предмет, имеющие определенные свойства. Например, библиотечное обслуживание определенной группы читателей, комплектование фонда библиотеки, каталогизация, библиографическое обслуживание и т.д. и т.п. Как правило, в реальных научных исследованиях изучаются только определенные стороны, характеристики, параметры, аспекты объекта. Такого рода избирательное отношение к объекту фиксируется в понятии "предмет исследования". Основное содержательное отличие предмета научного исследования от объекта состоит в том, что в предмет включается лишь главное, наиболее существенные с точки зрения данного исследования признаки объекта, т.е. предмет всегда уже объекта. Например, Ю.Н. Столяров в монографии "Библиотека: функционально-структурный анализ" объектом является "библиотека", предметом – функции библиотеки и её структура.

В ходе научного исследования могут разрабатываться проблемы и вопросы. Проблемы – это целый комплекс вопросов, посредством которых фиксируется достигнутый уровень изученности объекта, и определяется направление дальнейшей работы. Например, информатизация публичных библиотек Министерства культуры, это крупная научно-практическая проблема, которая включает целый ряд вопросов: подготовка соответствующих кадров, программное обеспечение автоматизированных библиотечных систем, разработка формата, создание авторитетных файлов и т.д. Вопрос – это форма научного знания, фиксирующая его неполноту и содержащая установку на дополнение знания об объекте в определенном аспекте. Например, формирование информационной культуры в условиях публичной библиотеки. Крупные проблемы разрабатываются в докторских диссертациях, а иногда и в кандидатских. Вопросы исследуются в дипломных работах, магистерских диссертациях, кандидатских и т.д..

Цель исследования – это предвосхищение конечного результата исследования (не будет забывать, что результатом исследования является получение нового знания об объекте). Например, в кандидатской диссертации "Научно-технические библиотеки в системе информационного обеспечения маркетинговой деятельности предприятий" ставилась цель обосновать функции и задачи научно-технических библиотек в её структуре. Цель это проект действия, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов и операций.

Задачи исследования – это подцели, совокупность конкретных целевых установок, необходимых для получения конечного результата исследования. Если продолжать приведенный пример с диссертации Е.Е. Довгополовай, то задачи она сформировала так: 1) определить сущность информационного обеспечение маркетинговой деятельности предприятий; выявить информационные аспекты маркетинга, уточнить содержания понятия "маркетинговая информация" и обосновать классификацию маркетинговой информации; 2) выявить существующий уровень информационного обеспечения маркетинга предприятий и определить направления совершенствования деятельности научно-технических библиотек в данной сфере; 3) обосновать организационно-функциональную модель информационного обеспечения маркетинговой деятельности предприятий с участием научно-технических библиотек; разработать и апробировать структурно-видовую модель информационных ресурсов и видовую модель информационных продуктов и услуг научно-технических библиотек, обеспечивающих маркетинговую деятельность предприятий; 4) выявить требования к содержанию профессиональной подготовки специалистов для научно-технических библиотек с учетом задач по информационному обеспечению маркетинговой деятельности предприятий и разработать рекомендации по совершенствованию подготовки кадров.

Цель исследования определяет его ориентацию на уровень исследования – теоретический или эмпирический (прикладной). Теоретическое исследование направлено на получение научных знаний о сущности объекта, его свойствах, функциях, принципах, структуре, закономерностях, терминологических категориях и т.д. Прикладное (практическое) исследование ориентируется в первую очередь на разработку методов, технологий, задач практической деятельности, на организацию и управление определенным видам деятельности.

Результат исследование – это приращенное знание, представляющее собой решение проблемы или вопроса. Он фиксируется в форме новых научных фактов, понятий, категорий, научной картины исследуемой реальности, а в идеале – в научной теории, концепции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: