но и в умении прилагать знание на деле»




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Незабудка»

(МБДОУ «Детский сад №18 «Незабудка»)

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредствам математических сказок»

Обобщение опыта работы с 01.09.2013 по 01.09.2017 г.

Автор:Сухарева О. Л.

ВоспитательМБДОУ

«Детский сад № 18 «Незабудка»

Междуреченский городской округ, 2018 г

«Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле»

Аристотель

Актуальность

Большое значение в умственном воспитании детей имеет развитие элементарных математических представлений.

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Проблема: Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста.

Цель: Выявить возможности математических сказок, каксредства для усвоения материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи:

· изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;

· изучить передовой педагогический опыт использования математических сказок как средстваорганизации познавательной активности дошкольников в процессе обученияматематики;

· активизировать совместную деятельность родителей и воспитателя;

· создать базу математических сказок по возрастам.

Этапы работы:

Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений является: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников в своей работеиспользую следующие методы:

•элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);

• сравнение;

• метод моделирования;

• метод повторов и конструирования;

• метод вопрос

• решение логических задач;

• экспериментирование и опыты.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками провожу в различных формах:

• организованная образовательная деятельность;

• демонстрационные опыты;

• сенсорные праздники на основе народного календаря;

• театрализация с математическим содержанием;

• обучение в повседневных бытовых ситуациях;

• беседы;

• самостоятельная деятельность в развивающей среде.

Изучив работу педагогов - исследователейтаких как, Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и другихпришла к выводу, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить не принужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

Поэтому для освоения детьми элементарных математических представлений использую математические сказки. Что же это такое?

Математические сказки - художественный текст, основанный на жанре приключений. В сюжете главные герои связаны с определёнными математическими понятиями, которые имеют необычный, «живой» вид, привлекающий внимание читателей. Выдуманные персонажи во время подвигов осуществляют логические операции, и ребёнок проворачивает процесс у себя в голове, что является первостепенной задачей игрового обучения. Поразительно, что в сказках часто отсутствует логика, но в математических сказках она незаметно оседает в памяти слушателей ценными знаниями.

Цели и задачи текстов для разных возрастных групп

В младшей группе воспитатель с помощью математических сказок знакомит детей с простейшими количественными понятиями, такими как «много», «один», «ни одного».

В обычных же сказках он указывает на формы предметов, связанные с геометрическими фигурами.

В средней группе поставлены следующие задачи:

· Научиться считать до пяти;

· Освоить знания о количественных и порядковых числах, долях и целой части;

· Закрепить умение ориентироваться во времени;

· Закрепить навык узнавания геометрических фигур;

· Тренировать пространственное ориентирование (осознание ребёнком направлений: между, под, за, спереди и т. д.).

В старшей группе героями сказок становятся математические понятия, будь то ноль или квадрат. При знакомстве дошкольников со сказкой воспитатель не должен забывать следить за тем, чтобы дети понимали сюжет и смысл повествования. Вспомогательными инструментами послужат увлекательные игры, связанные с логикой, такие как:

· Подбор одинаковых пар;

· Изготовление прямоугольника, равного предоставленному образцу;

· Определение, каких предметов больше.

Игры помогут ребёнку утвердить представление о равенстве и целостности чисел и вещей. Проводимые детьми операции способствуют умственному развитию, вырабатыванию умений синтезировать, анализировать и сравнивать данные.

В старшей группе математические сказки используются для достижения следующих целей:

· Научиться считать до двадцати, узнавать пропущенное число и вести счёт в обратном порядке;

· Соотносить количество вещей с цифрой;

· Понимать значение величин: «ширина», «длина», «высота», «объем» (вместимость) и «масса» (вес).

· Уметь различать и понимать сложные геометрические фигуры: «отрезок», «угол», «многоугольник», «объёмные фигуры».

· Развивать умение ориентироваться по часам, быстро определять час и проговаривать его вслух.

· Уметь выполнять простейшие арифметические действия.

· Запомнить наименование дней недели и месяцев и их очерёдность.

В подготовительной группе в сказки включаются задачи на простые математические действия (в два действия), логические операции и способы их решения. Важно познакомить детей с эталонами мер длинны: метром, сантиметром, рассказать в сказочной форме о деньгах, их правильном использовании.

Сказки классифицируются по жанрам: сказки о животных, социально-бытовые, волшебные. У каждой разновидности свои правила построения сюжета и создания персонажей.

Детей старшего дошкольного возраста привлекают волшебные сказки.

Ключевые специфические черты волшебных сказок математического склада заключаются в существенно развитом сюжете действий. Это выражается не только в специальных приемах и методах композиции, повествования и стиля, но и необходимости преодоления героем ряда препятствий, совершая математические действия ради достижения цели.

Виды математических сказок:

· Цифровые;

· Ориентированно-временные;

· Геометрические;

· Комплексные;

· Понятийные.

Каждая сказка имеетструктуру, состоящую из трёх основных частей: воображаемая страна, конфликт между героями, разрешение конфликта, счастливый конец. Математическая сказка непременно имеет уклон в какую-то одну область математики: арифметики или простой геометрии. Если в сюжете представлены фигуры, то ребёнок запомнит названия форм и их вид, а если цифры — то скорее научится считать.

Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Так как основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.

Поэтому для обучения детей 4-7 лет я использую математические сказки с познавательным содержанием.Чтобы занятия по ФЭМП были интересны и познавательны, использую в своей работе сочетание «Квест игры» и математической сказки.

Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventuregame) —один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собойинтерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.

На основе математической сказки ребята выполняют разные задания, ищут ответы на вопросы, сравнивают, делают умозаключения.

Принципы составления познавательных сказок состоит в следующем:

· Содержательной основой таких сказок является познавательная, а не развлекательная информация;

· В сказках действуют вымышленные персонажи, либо реальные вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями.

Главная особенность познавательной сказки для дошкольников заключается в том, что все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира. Применение сказок, в моей работе, оказывает положительное влияние на более прочное и быстрое усвоение знаний использование их при решении проблемных ситуаций, у дошкольников повышается интерес к математике, возрастает их активность, желание познавать.

В процессе проделанной работы выявила следующие условия эффективного использования математических сказок:

· При рассказывании сказок необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка;

· Сказки должны преподноситься детям в определенной последовательности с постепенным усложнением материала;

· Рассказывание сказки следует сопровождать показом наглядного материала (ИКТ).

При рассказывании математических сказок использую следующие рекомендации:

· Сказки необходимо рассказывать, а не читать, так как в живом рассказе взрослого они звучат более эмоционально;

· Перед рассказыванием нужно настроить детей на слушание текста, для этого можно использовать сюрпризный момент;

· В процессе рассказывания сказки с целью активизации мыслительной деятельности использую заранее подготовленную наглядную иллюстрацию и проблемную ситуацию.

Процесс воспитания и обучения детей непрерывно связан с партнерством с родителями, поэтому в своей работе я использую:

· Анкетирование и опросы;

· Родительские собрания в форме круглых столов, мастер-классов, дебатов и т.д;

· Дни открытых дверей;

Совместное творчество детей и родителей:

· Работа над образовательными и творческими проектами;

· Досуговые мероприятия;

· Экскурсии и выставки.

Результат опыта:

Для определения эффективности своей работы исхожу из наблюдений, за детьми и карт индивидуального развития, начиная с младшего дошкольного возраста. Наблюдения показали, что регулярное использование в образовательнойдеятельности по формированию элементарных математических представлений математических сказок направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Благодаря использованию продуманной системы математических сказок (по нарастающему усложнению материала) в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Итак, математические сказки являются важным эффективным средством, способствующим овладению элементарнымиматематическими знаниями и умениями, дальнейшему умственному развитию детей.

Следовательно, математические сказки должны использоваться в образовательной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: