Написание текста научной работы и его оформление.




В арсенале авторов научных работ имеется несколько методических приемов написания текста. Наиболее часто используются следующие приемы: а) строго последовательный (в соответствии с заранее составленной структурой научной работы); б) целостный (с последующей обработкой каждой главы); в) выборочный (главы или их параграфы пишутся отдельно в любой последовательности). Строго последовательное изложение материала работы требует сравнительно много времени, так как пока ее автор не закончил полностью очередной раздел, он не может переходить к следующему. Но для обработки одной главы или параграфа требуется иногда перерабатывать несколько вариантов, пока не найден лучший из них. В это время материал, который почти не требует черновой обработки, ожидает очереди и лежит без движения.

Целостный прием, по утверждению М.Н. Кузнецова, требует почти вдвое меньше времени на подготовку деловой рукописи, так как сначала пишутся все главы и параграфы вчерне, как бы "грубыми мазками" (И.Н. Кузнецов), затем производится его обработка в частях и деталях, при этом вносятся дополнения и исправления. Выборочное написание параграфов и глав также часто применяется исследователями. Остановимся более подробно на последнем варианте. Начинать писать научную работу можно тогда, когда накоплен материал по определенной главе или параграфу (может быть не только первому по плану). Для этого необходимо определить цель, результат, к которому вы должны придти, вопросы, на которые вы должны в нем ответить и, наконец, составить план главы (параграфа). Первоначально не надо много времени тратить на формулировки, т.е. поменьше внимания уделять на литературную сторону создаваемого текста, ибо вы еще не раз вернетесь к началу и по ходу дела улучшите стиль вашего изложения. В процессе написания нового текста выбирайте знакомые вам слова, старайтесь строить фразы простыми и ясными. Однако нельзя забывать, что вы пишете научный текст и язык должен быть научным (а не житейским с различными жаргонами). Текст следует писать на стандартных листах бумаги с одной стороны, оставляя поля по краям (слева - большие). Если в процессе работы накапливается большое количество исправлений, вставок, дополнений, перепишите все заново. Это не лишняя трата времени: переписывая, Вы можете обнаружить всякие несуразности, не видимые в исправленном, перечеркнутом тексте.

В процессе написания текста параграфа может возникнуть вопрос — с чего начать параграф? Если согласиться с утверждением доктора философских наук, профессора Беркова В.Ф., что научная работа носит вопросно-ответный характер, то нужно поставить вопросы, на которые следует ответить в параграфе. Например, при написании параграфа (или статьи) по теме «Информационно-психологическая безопасность читателя», первым вопросом может быть: какие факторы привели к тому, что читателя нужно обезопашивать от информации? Следовательно, нужно раскрыть эти факторы. Вторым, не менее важным вопросом является: какие угрозы существуют (и в чем их сущность), которые могут отрицательно воздействовать на психику читателя? А следующий вопрос — что может сделать библиотека (какие мероприятия), чтобы обезопасить читателя от этих угроз и т.д. и т.п.

Второй этап после написания параграфа (или главы) это обработка рукописи. Она включает: оценку построения, логичность и последовательность изложения материала; достаточно ли аргументов для выдвинутых в параграфе положений (мыслей), выделены ли основные положения. С особой тщательностью проверяются все формулировки и определения. Следующий этап — проверка правильности оформления рукописи. Эти приемы и способы написания текста характерны для всех глав и параграфов текста научной работы.

А сейчас ответим на вопрос, как правильно оформлять текст рукописи научной работы?

В процессе написания текста научной работы Вы должны использовать материалы, накопленные на стадии сбора информации. Что это означает. Для подтверждения выдвинутых Вами положений, можно (а вернее, нужно) использовать факты, добытые и опубликованные другими учеными. Их нужно использовать, но обязательное требование – делать библиографические ссылки на этих авторов.

Сложились три вида таких ссылок: внутритекстовые ссылки. Например, в тексте указывается, что в изданном в 2006 году научно-практическом пособии «Отечественное библиографоведение» (М., 2006) В.А. Фокеев утверждает, что непосредственным объектом библиографии является широкий круг фиксированных текстов (С. 26). Вторым видом библиографических ссылок являются ссылки в подстрочных примечаниях, Это значит, что на определенной странице после текста указываются сведения об источнике, а в самом тексте только номер его. Третий вид библиографических ссылок, который в основном в настоящее время используется в монографических и научных статьях, называется затекстовые ссылки. В конце текста есть библиографический список использованных источников, он обязательно нумеруется и в тексте указывается лишь номер того автора, на который ссылается исследователь. Кроме научных фактов, исследователь может цитировать отдельных ученых. Как правило, нужно цитировать крупных ученых, деятелей культуры, авторитет которых в определенной науке является бесспорным. Цитаты должны быть образными, емкими. Каково же назначение цитаты? Ссылкой на авторитетные высказывания исследователь стремится подчеркнуть свои мысли или заимствовать ценный фактический материал. Можно использовать цитаты не только для доказательства определенного положения, но и для опровержения ошибочных утверждений других авторов. Ведь известно, что любая научная работа должна носить полемический характер. Это значит — что-то утверждать и доказывать, а что-то опровергать. Таким способом реализуется эвристическая функция науки как области деятельности (поиск истины).

В научных тексах применяются также сноски. Сноски (авторские пояснения, способствующие правильному пониманию текста) размещаются внизу страницы под горизонтальной чертой. В основном тексте на их наличие указывают знаком * (звездочка). Если на одной странице имеется несколько сносок, для обозначения каждой последующей добавляют еще один однотипный знак (** и т.д.).

Завершая наши рассуждения о написании текста научной работы, следует сказать о ее структуре. Научная работа состоит из следующих структурных элементов: титульный лист, оглавление (содержание), перечень условных обозначений (при необходимости), введение, общая характеристика работа, основная часть, заключение, библиографический список, приложение (при необходимости). Содержание каждого элемента научной работы каждый студент усваивает самостоятельно и представляет на проверку преподавателю в форме программы (плана) научного исследования.

 

Ключевые слова: методика научного исследования, поиск источников информации, виды чтения текстов, план, тезисы, конспект, цитаты, библиографические ссылки, сноска, план (программа) исследования, структура работы.

 

Вопросы для повторения:

1. Что обозначает понятие «методика научного исследования»?

2. Какие виды поиска источников информации применяют исследователи?

3. Какие существуют виды чтения источников информации?

4. Какие виды выписок из текста источников применяют исследователи?

5. Какие приемы изложения (написания нового текста) применяют ученые?

 

Творческое задание

Изучив четвертую тему курса, каждый студент должен составить в письменной форме план (программу) научного исследования, которая должна включить следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Введение (актуальность темы исследования).

3. Объект и предмет исследования.

4. Цели и задачи исследования.

5. Методы исследования.

6. Источники для написания работы.

7. Структура научной работы (основная часть должна быть – главы и параграфы).

8. Поиск источников информации по теме (с указанием возможных текущих, ретроспективных, сигнальных и реферативных источников по теме исследования).

 

Темой исследования является тема курсовой работы за 2 курс.

 

Литература:

Основная

1. Крейденко, В.С. Библиотечные исследования: учебно-методическое пособие / В.С. Крейденко. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – С. 109-202.

2. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: Амалфея, 1998. – С. 75-83; 94-98.

3. Лукашевич, В.К. основы методологии научных исследований: учебное пособие / В.К. Лукашевич. – Мн.: Элайда, 2002. – С. 71-79.

 

Дополнительная

4. Кузнецов, О.А. Техника быстрого чтения / О.А. Кузнецов, Л.Н. хромов. – М.: Книга, 1977. – С. 96-109.

5. Гецов, Г. Работа с книгой: рациональные приемы / Г. Гецов. – Мн.: Полымя, 1989. – С. 90-115.

6. Как научиться быстро читать / Авт.-сост. А. Шимен. – М.: Харвест, 1999. – С. 5-12; 46-54; 242-248.

7. Работа с текстом. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 1 / Белорус. гос. ун-т. Центр проблем развития образования. – Мн.: РИВШ БГУ, 2003. – 124 с. – Особенно статью из текста Карпиевич Е.Ф., Краснова Т.И. Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии Б. Блума). – С. 21–47.

8. Панковская, П.Я. Методология научных исследований: курс лекций / П.Я. Панковская. – Мн.: ООО «Информпресс», 2002. – 175 с.


Тема 5. особенности методического обеспечения учебных и учебно-исследовательских работ

 

Вопросы:

1. Учебный реферат и контрольная работа, их цели, методические требования, этапы написания.

2. Подготовка, оформления и защита курсовой работы.

3. Особенности подготовки, оформления и защиты дипломной работы.

 

Цель лекции – усвоение студентами основных видов учебных и учебно-научных работ, специфики, методики, содержания, основных этапов их написания и защиты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: