Придание системе школьных музеев нового качества за счет эффективного использования культурного и природного наследия народов России в образовательном процессе:
- Переход от экскурсионно-мероприятийного подхода к программному, основанному на роли школьного музея как центра поисковой, экспедиционной и исследовательской работы с обучающими;
- расширение круга субъектоворганизации образования, включение в образовательный процесс учреждений культуры, государственных и муниципальных музеев, в том числе на принципах шефства и наставничества;
- обеспечение существенного количественного и качественного роста музейных программ, предназначенных для различных групп обучающихся, и направленных на предметное (по образовательным областям), патриотическое, эстетическое, экологическое просвещение и воспитание; гуманитарное, естественнонаучное и техническое образование.
- распространение моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций различных типов, научных организаций, организаций культуры, производственных предприятий и иных организаций в части экскурсионного обслуживания, методико-педагогической поддержки и наполнения экспозиций школьных музеев
- усиление воспитательного потенциала деятельности, организуемой на базе школьных музеев через создание новых возможностей дляиспользования получаемых знаний, для решения реальных проблем сообщества, страны:
- разработка и внедрение в программы воспитаниятуристско-краеведческой компоненты, реализуемой, в том числе, на через взаимодействие с активом школьных музееви включение в программу музейной педагогики,направленной на формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, чувства гордости за историю России, воспитание культуры межнационального общения;
|
- развитие дистанционных и мобильных форматов взаимодействия, как между школьными музеями, так и обучающимися. Организация информационной работы с семьями в части краеведческо-поисковой деятельности и сохранения семейных традиций, в том числе на примере генеалогических исследований;
- вовлечение обучающихся в изучение конкретной территории, как природно-культурной целостности через интеграцию знаний естественных, социальных и гуманитарных наук, использование исследовательских методов и реализация проектов учащихся, направленных на развитие территории своего проживания;
- поддержка моделей воспитания детей с использованием культурного наследия регионов, традиций народов Российской Федерации, направленных на сохранение и развития этнокультурного и языкового многообразия страны.
Создание условий для профессионального развития и самореализации работников, осуществляющих педагогическую деятельность с использованием ресурсов школьных музеев через обновленную систему повышения профессионального мастерства, профессиональных конкурсов:
- формирование механизмов массового привлечения педагогов к использованию туристско-краеведческой компоненты в образовательном процессе;
- развитие мотивирующих форматовпрофессионального развития педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность с использованием ресурсов школьных музеев (стажировки, кадровые школы, коучинг, наставничество со стороны признанных авторитетов в сфере музейного дела и экскурсионной деятельности);
|
- включение номинаций по тематике школьного музееведения в программы конкурсов профессионального мастерства;
Укрепление методической и ресурсной базы школьных музеев:
- разработка и реализация на базе школьных музеев дополнительных общеобразовательных программ, в том числе решающих задачи сохранения и поддержки этнокультурного и языкового многообразия народов Российской Федерации, культурного развития малочисленных народов, защиты их традиционн ых образа жизни, хозяйствования и промыслов;
- популяризация результатов деятельности школьных музеев в информационном пространстве, а также организация и участие в конкурсных мероприятиях по соответствующей тематике, в том числе в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество»;
- организации деятельности, направленной на культурную адаптацию детей из семей мигрантов, на примере их вовлечение в познавательную и исследовательскую деятельность по тематике места фактического проживания;
- оснащение школьных музеев современнымотечественным(а если что-то импортное?) учебным, экспозиционным оборудованием и средствами обучения,в том числе, в рамках реализации мероприятий по созданию новых мест в дополнительном образовании;
- поддержка проектов использования образовательных ресурсов городской и сельской среды (научной, исторической, этнокультурной, технологической) в воспитании и профессиональной ориентации обучающихся;
|
- использование ресурсов школьного музея, как практической площадки по развитию проектно-исследовательских компетенций иточки притяженияи интеграции направленностей дополнительного иобщего образования;
- разработка и реализация механизмов стимулированияпедагогов, осуществляющих образовательную деятельность с использованием ресурсов школьных музеев.
Совершенствование фондовой и экспозиционной деятельности школьных музеев:
- увеличение объемамузейно-выставочной деятельности как за счет организации выставок в самой образовательной организации, так и за ее пределами;
- формирование музейных фондов и музейных коллекций, связанных с историей развития образовательной организации, ее известными выпускниками, а также с известными земляками, юность которых связана с историей родного края;
- формирование и развитиебаз данных описаний и изображений музейных предметов, документальных источников, обеспечение доступа к ним всех заинтересованных лиц, в том числе с использованием возможностей Портала.