ПРОЕКТ
Концепция развития школьных музеев
В Российской Федерации
Введение
Настоящая концепция предназначена для установления общих ориентиров и механизмов обновления содержания и технологий организации деятельности музеев образовательных организаций (далее – школьных музеев)[1] инаправлена на определение приоритетных целей, задач и механизмов развития школьного музееведения в Российской Федерации.
Актуальность разработки Концепции обусловлена следующими вызовами и изменениями:
внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания и усиления его роли в образовательном процессе;
реализация плана основных мероприятий проводимых в рамках Десятилетия детства на 2021-2024 годы и на период до 2027 года;
перечень поручений по итогам встречи Президента Российской ФедерацииВ.В. Путина со школьниками во Всероссийском детском центре «Океан», состоявшейся 1 сентября 2021 года (Пр-1806) предусматривающий организацию работы по комплексному обновлению системы преподавания истории на уровне общего образования, предусмотрев сочетание различных форм урочной и внеурочной деятельности, в том числе с использованием ресурсов организаций культуры и искусства, приобретение обучающимися навыков работы с архивными и другими историческими источниками, в том числе путем их привлечения к поисковой и исследовательской деятельности, а также развитием школьного познавательного туризма;
внесение изменений в действующее законодательство в части возможности использования сетевой формы реализации образовательных программ, которая обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, в том числе, занимающихся сохранением и популяризацией культурного и природного наследия народов Российской Федерации.
|
На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствуют нормативные и методические документы, в комплексе раскрывающие ключевые характеристики содержания деятельности школьных музеев (реализация на их базе дополнительных общеобразовательных программ, организация образовательной, поисковой, исследовательской,и экспедиционной и проектной деятельности, организация взаимодействия с государственными и муниципальными музеями).
Такаяситуация создает затруднения для формированияпрофессиональной идентичности педагогических работников, осуществляющих деятельность в качестве руководителей школьных музеев, организации их подготовки ипрофессионального развития в соответствии с требованиями сегодняшнего дня и перспективными задачами.
Наряду с потребностью в структурировании содержания деятельности школьных музеев, актуальность разработки концепции определяется задачами обновления содержания и технологий воспитательной работы со школьниками, в том числе с использованием культурного и природного наследия народов России.
I. Состояние проблемы деятельности школьных музеев
В Российской Федерации
Отечественная система организации деятельности школьных музеевимеетболее чем столетнюю истории. Уже в начале 20-го века в Российской империи издавался журнал «Школьные экскурсии и школьный музей», с 1974 года осуществляется паспортизация и регистрации школьных музеев, с 2020 года функционирует единый портал школьных музеев (далее – Портал). С 1975 года проводится Всероссийский конкурс школьных музеев.
|
В последние годы инициированы и получилиразвитие ряд проектов в области школьного музееведения, таких как: Школьный музей Победы, Школьный музей РДШ и т.д.
Вместе с тем в системе организации школьных музеев сохраняется ряд проблем, требующих решения.
Так, согласно данным мониторинга, проведенного Центром детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха детей и их оздоровления ФГБОУ ДО ФЦДО в ноябре – декабре 2021 года, в котором приняли участие более 9 тыс. руководителей школьных музеев получены следующие результаты.
Возраст руководителей школьных музеев составляет:
до 30 лет – 7,9 %;
30-40 лет – 14,8%;
40-50 лет – 24,7%;
50-60 лет – 32,6%;
более 60 – 20 %.
87,2% руководителейшкольных музеев по основной занимаемой должности являются учителями – предметниками, только 9% имеют основную должность руководителя музея, а 3,7% - пенсионеры, привлекаемые для работы в музее.
Более 36 % руководителей музеев образовательных организаций получают оплату за руководство, а для 31% предусмотрены иные меры стимулирования.
66,2% руководителей школьных музеев не проходили курсы повышения квалификации в течение последних 5 лет.
Только в 63,9% образовательных организацийрегулярно используют школьный музей для проведения занятий с обучающимися.
II. Цели и задачи Концепции
Цель Концепции:
Определение и обоснование основных направлений развития школьных музеев как структуры, интегрирующеймузейные и образовательные формы работы со школьниками в соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества, государства, с учетом развития науки, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
|
Задачи Концепции:
- определение путей (способов) обновлени я содержания, технологий и форматов организации деятельности школьных музеев в целях повышения качества образования;
- поддержка и инструктивно-методическое обеспечение деятельности образовательных организаций по использованию в урочной и во внеурочной деятельности (в рамках основного и дополнительного образования) музейной педагогики и активизации в создании и регистрации школьных музеев и экспозиций;
- укрепление роли культурного и природного наследия народов России в решении задач воспитания и взросления;
- обеспечение цифровой трансформациимузейных форм работы с обучающимися;
- совершенствование деятельности по формированию и наполнению музейных коллекций.