Литературное чтение 06.04




Тема: Из старинных книг. Урок- обобщение по разделу «Жили-были буквы».

1.. Речевая минутка.
– Прочтите чистоговорку и доскажите словечко.

Ра-ра-ра – начинается … (игра).
Ры-ры-ры – у мальчиков … (шары).
Ро-ро-ро – у нас новое … (ведро).
Ру-ру-ру – продолжаем мы … (игру).
Ре-ре-ре – стоит домик на … (горе).
Ри-ри-ри – на ветках … (снегири).
Ар-ар-ар – кипит наш … (самовар).
Ор-ор-ор – созрел красный … (помидор).
Ир-ир-ир – мой папа … (командир).
Арь-арь-арь – на стене висит … (фонарь).
Ра-ра-ра – у мышки есть … (нора).
Ре-ре-ре – носим воду в … (решете).
2. Чтение советов из старинных книг (с. 22–23 учебника).
– Прочтите слова по слогам, а потом целыми словами:

при-вы-кай – привыкай
рас-ска-зы-вай – рассказывай
дейст-ви-тель-но – действительно
ут-верж-дай – утверждай
ос-па-ри-вай – оспаривай
ис-пол-няй – исполняй
пе-ре-би-вай – перебивай
от-кла-ды-вай – откладывай
3. Словарная работа. – Объясните значение слов:
намерен – хочет сделать что-либо
оспаривай – доказывай
взаймы – в долг
получил даром – получил в подарок
почитай – уважай
– С какими советами вы познакомились? Чему они учат?
– Можно ли сказать, что советы устарели?
4. Чтение стихотворений на «Разноцветных страницах» (с. 24–25 учебника).
– Прочтите стихотворение Т. Павловой сначала медленно, по слогам, а потом целыми словами, постепенно увеличивая темп чтения.
– Подберите заголовок к этому стихотворению.
– О каком звуке в нем рассказано? (О звуке Р.)
– Почему дети не смогли повторить за взрослым слова крот, марки, краски?
– Придумайте слова со слогом РЕ. (Река, репа, ремонт, редис, репей, резина и др.)
– Прочтите стихотворение В. Лунина.
– Какой звук постоянно встречается в этом стихотворении? (Звук Ш.)
– Какое название можно дать этому произведению?
– Прочтите стихотворение Ф. Бобылева.
– О каком звуке это стихотворение? (О звуке Х.)
– Попробуйте назвать слова, в которых встречаются и звук «Ш», и звук «Х».

Хлоп – и конфета стреляет как пушка!
Каждому ясно: это … (хлопушка).
Закрепление и обобщение.
1. Беседа по вопросам.

– Вспомните названия стихотворений, сказок, рассказов, в которых буквы оживают, шалят, играют, спорят.
– Кто наделяет их такими качествами: художник, писатель, учитель, поэт, рассказчик, ученый?
– Рассмотрите свои рисунки.
– Как вы изобразили характер сказочных букв?
– С помощью чего поэты и писатели рисуют картины и оживляют буквы?
– Прочтите стихотворения, где можно услышать, как жужжит пчела, ревет медведь.
– Вспомните стихотворения И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука» и «Кто как кричит?» И. Гамазковой. Что в этих стихотворениях общего и чем они отличаются?
– Как оживили буквы И. Гамазкова, Е. Григорьева в стихотворении «Живая азбука»?
– Вспомните стихотворение С. Черного «Живая азбука». Как поэт оживил буквы в этом стихотворении?
– Почему писателей называют настоящими волшебниками?
– Какой секрет мы раскрыли в стихотворении С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть»?
– Что интересного мы узнали в буквах, прочитав рассказ Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» – нет?».
– Что нового вы узнали о буквах?
– Чем отличаются тексты о буквах и звуках в учебниках «Русский язык» и «Родная речь»?
– Почему тема «Жили-были буквы» имеет сказочное название?
– Попробуйте придумать свою историю про буквы.
– Рассмотрите забавных животных на рисунке (с. 26 учебника).
– Что в них необычного?
– Дайте имена этим забавным существам.
– Существуют ли такие животные? Придумайте веселые истории про фантастических животных.
2. Игры Деда Буквоеда.
Прочтите веселую историю про льва на с. 27 учебника. В каких словах есть буквы «Л», «Е», «В»?
телевизор
левкои – садовое травянистое растение с пахучими цветками
клевер – луговое растение, сорт кормовой травы
сталевар – рабочий по выплавке стали
Игра «Рак». Попробуйте разгадать слова, в которых «спрятались» буквы «Р», «А», «К».


– А сейчас мы узнаем, кто из вас лучший наборщик слов.
Игра «Наборщик».
– Используя буквы из слова «Наборщик», составьте как можно больше слов. (Бор, борщик, нора, кино, борщ, роща, щи, бок, кора, рок, рак, рано.)
– Объясните значение составленных слов.
3. Создание книги «Русская азбука».
– Вы много нового узнали о буквах, прочитав произведения из раздела «Жили-были буквы». Попробуем создать свою книгу о буквах. Книгу будем создавать совместно. Каждый из вас должен подготовить свою страничку о букве. Необходимо составить план работы.
1. Сделать изображение буквы.
2. В транскрипции [ ] указать звуки.
3. Выполнить картинки.
4. Записать слова, имеющие в своём составе эту букву (букву выделить красным цветом).
5. Записать о букве загадку, скороговорку или стихотворение.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Почему в названии темы раздела встречаются слова «жили-были»?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: