МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫИ СПОРТА
Кафедра АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Методические рекомендации
По дисциплине «Теория и методика гимнастики»
на тему:
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИМНАСТИКИ
Разработала старший преподаватель
Кафедры АФК
_______________В.СЛебедева
ИСТОРИ РАЗВИТИЯ ГИМНАСТИКИ.
ПЛАН.
1. Зарождение и эволюция гимнастики.
2. Создание национальных систем гимнастики.
3. Гимнастика в дореволюционной России.
4. Развитие гимнастики в СССР.
Вопросы и задания.
Литература.
Зарождение и эволюция гимнастики.
Впервые термин «гимнастика» появился у древних греков в период расцвета их культуры – в VIII веке до н.э. Занятия физическими упражнениями у древних эллинов проводились в «гимнасиях», занимались – в обнаженном виде («гимнос» – обнаженный). Уже в те времена эллины подразделяли физические упражнения, используемые с различной целью. Физические упражнения, применяемые для подготовки к соревнованиям назывались «агонистика», а физические упражнения, используемые для общего физического развития – «гимнастика».
Всеобщая история развития общества свидетельствует, что физические упражнения, напоминающие современные гимнастические, применялись с различной целью еще до греков. В Индии – дыхательная гимнастика, в Китае – лечебная, в Египте – ритуальная. А у древних народов Закавказья некоторые акробатические упражнения применялись как подготовительные при обучении борьбе. Большую роль в совершенствовании упражнений сыграли странствующие акробаты. Акробатика стала прародительницей специальных «искусственных» гимнастических упражнений.
Но не только культ красивого и сильного тела в древних Риме и Греции являлся стимулом для занятий физическими упражнениями, существенную роль играла подготовка воинов.
Преемники древнеэллинской культуры, древние римляне, внесли свое в «греческую гимнастику». Они ввели – деревянного коня, стенку, заборы, лестницы и другие снаряды для лазания, а такжедеревянный стол для прыжков. Римляне очень широко использовали различные акробатические упражнения. Таким образом, уже в древние времена средства гимнастики были очень разнообразными и применялись с различной направленностью. На развитие гимнастики оказывали свое влияние условия социально-экономической жизни общества: культура, наука, способы ведения войн и военная техника. Занятия физическими упражнениями были доступны только привилегированным классам. Женщины под страхом смертной казни не допускались на Олимпийские Игры даже в качестве зрителей.
Нашествие гуннов и готов (конец III и начало IV в. н.э.), возникновение различных религий, войны – привели к тому, что в средневековье процесс развития средств и методов физического воспитания, в том числе и гимнастики, затормозился на длительное время. Но несмотря на все это, средства физического воспитания все-таки совершенствовались благодаря широкому распространению рыцарских турниров – верховая езда, фехтование. Особое влияние на выбор средств физического воспитания в средневековье оказывали способы ведения войн и военная техника. Изобретение пороха и введение огнестрельного оружия внесли изменения в тактические порядки, в правила ведения боя. На основе этого возникли строевые и порядковые упражнения. Возникли и специальные упражнения – они легли в основу «Военно-полевой гимнастики ».
Наиболее ярким являлось течение – гуманизма. Самыми передовыми были взгляды на физическое воспитание венецианского врача Меркуриалиса (вторая половина XVI века). В своем труде «Об искусстве гимнастики» он первый классифицировал виды гимнастики на врачебную, военную и атлетическую. К этому времени старая система использования физических упражнений в привилегированных учебных заведениях стала изменяться. Кроме верховой езды и фехтования стали включать в обучение упражнения развитие на ловкости и точности. Возникли также понятия о краси вых движения х, об изящных манерах. Постепенно усложнялась техника упражнений, появились новые элементы и соединения. Появились новые снаряды – перекладина, трамплин и другие. Стали разрабатываться сложные технические упражнения на этих снарядах, особенно стали популярны акробатические упражнения. В 1559 году в Париже вышел труд Туккаро «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке», в котором он систематизировал все известные акробатические упражнения.
Многие гуманисты предлагали установить новую систему всестороннего воспитания юношества, чтобы избавиться от влияния старых феодальных традиций и догм. Наиболее сильное влияние – Жан-Жак Руссо (1712-1778) и Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827).
Руссо предлагал – главное внимание в процессе физического воспитания ребенка обращать на развитие органов чувств, совершенствование физических качеств для овладения умениями соизмерять свои силы в соответствии с двигательными задачами, рекомендовал пользоваться физические упражнениями и естественными факторами природы для закаливания, физического развития и совершенствования функций человека.
Песталоцци – главной целью физического воспитания ребенка является развитие сил и способностей, заложенных в нем, путем упражнений, важно развивать способность мыслить и действовать. Лучшими считал физические упражнения для овладения всеми движениями в суставах, дополнением к «суставной гимнастике» – труд ручной и подвижные игры, теоретически обосновал так называемые аналитические упражнения как средство совершенствования координационных способностей.
В 70-х годах XVIII в. в Германии появились новые школы – филантропины, в которых впервые попытались использовать идеи Руссо и Песталоцци. В них стали зарождаться основы будущих буржуазных гимнастических систем. Филантрописты Гергардт Ульрих Антон Фит и Иоган Христофор Густ-Мутс стремились к созданию стройной законченной системы гимнастики.
Антон Фит (1763-1836) – работал в первом филантропине. В 3-х томном труде обобщил и изложил свои взгляды на физическое воспитание и подверг теоретическому анализу все физические упражнения.
Гутс-Мутс (1759-1839) – придавал большое значение форме движений. Широко применял снаряды для лазания и упражнения в равновесии, применял предметы для метаний, большое внимание уделял гимнастическим играм и строевым упражнениям.