Элементы гимнастики в быту народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Праздничные развлечения включали выступления скоморохов, акробатов, канатоходцев, борьба, верховая езда, вольтижировка. Развитию гимнастики в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Основы физической подготовки были заложены при Петре I. По его указу гимнастика была введена так же в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершенствованию системы физической подготовки русской армии уделяли выдающиеся полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адмирал Ф. Ушаков и др. Традиции А.В. Суворова продолжил М.И. Кутузов. С 1825г. в войсках вводится муштра, прусская система. А с 1830 г. – возобновляются обязательные занятия гимнастикой под руководством де Паули. Гимнастические упражнения делятся на две части:
· гигиенического характера – укрепление здоровья, развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости («Упражнения телесных способностей»);
· прикладного характера – специальная прикладная гимнастика («Собственно-военные упражнения»).
Но к большому сожалению не прижилась и в 1839 г. заменена шведской, которая то же не прижилась.
Только после Крымской войны (1853–1856)гимнастика – обязательный предмет в войсках. Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в русской армии принадлежит генералу
М.И. Драгомирову (1830–1915). Он определил цели и задачи физической подготовки войск, разработал систему и методику практических занятий гимнастикой в армии. Позднее в русской армии преимущество стали отдавать упражнениям на гимнастических снарядах, и с 1910 г. в основу физической подготовки была положена сокольская система гимнастики и вплоть до революции в учебных заведениях преподавалась гимнастика, заимствованная из различных систем.
Существенную роль в развитии гимнастики в России сыграл видный ученый анатом и педагог П.Ф. Лесгафт (1838–1909). В 1875 г. он побывал в ряде западноевропейских стран и познакомился с постановкой физического воспитания. В1880 г. вышла его книга «Приготовление учителей гимнастики в странах Западной Европы», а затем «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». Физические упражнения по Лесгафту – средства, способствующие развитию интеллекта через сознательное овладение элементами движений собственного тела. Заслуга П.Ф. Лесгафта состоит в том, что он первым разработал научно обоснованную систему физического воспитания детей, что означало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране.
1863 – создано гимнастическое общество «Пальма» в Петербурге.
1868 – создано «Московское гимнастическое общество».
1869 – создано «Петербужское гимнастическое общество».
1883 – «Русское гимнастическое общество», его членами были Чехов, Гиляровский.
1885 – первые соревнования, приняло участие 11 человек.
1892 – соревнования, в которых приняло участие 20 человек.
1903 – соревнования, в которых приняло участие 15 человек.
В конце XIX в. развитие спортивной гимнастики было тесно связано с развитием спорта и международных спортивных связей, образованием в 1881г. Международной федерации гимнастики – ФИЖ.
Развитие гимнастики в СССР.
После Великой Октябрьской социалистической революции в стране появились большие возможности для развития гимнастики. При этом прослеживается ряд этапов, которые неразрывно связаны с политической, экономической и социальной жизнью страны. Новые задачи, поставленные в этот период, определили и содержание гимнастики.
1918 – 1930гг.
1918 – введен Всеобуч, под руководством Подвойского, 1923 – расформирован.
1920 – массовое гимнастическое выступление на Ходынском поле, участвовало 2000 человек.
1921-1922 – появились гимнастические ячейки «Спартака», «Муравья».
1923 – создан Высший Совет физической культуры при ВЦИКе РСФСР.
1925 – постановление ЦК РКП(б) «О задачах партии в области физической культуры»(гимнастика -–основное средство физического воспитания).
1926 – введен секционный метод занятий гимнастикой.
1926-1927 – физическая культура введена в школы как учебный предмет.
1928 – проведена I Всесоюзная Спартакиада народов СССР, гимнастика – незачетный вид.
1929 – физическая культура введена в вузы как учебный предмет.
1929 – состоялась научно-методическая конференция по гимнастике. Гимнастика была разделена на отдельные виды, началась передача утренней гимнастики по радио. Гимнастика составляла основное содержание физического воспитания.
1930 – международная встреча по гимнастике.
1931 – 1940
1931 – по инициативе Ленинского комсомола введен Всесоюзный физкультурный комплекс «ГТО», что ознаменовало собой новый виток в развитии гимнастики.
1932 – введена II ступень «ГТО», проведено второе первенство страны по гимнастике в г. Ленинграде, участвовало 70 человек.
1933 – в Москве состоялась Международная конференция по гимнастике, ставшая и первой всесоюзной, отделены прикладные виды. Проведено третье первенство СССР по гимнастике – 193 участника.
1934 – в институтах через аспирантуру стали готовить научно-педагогические кадры по гимнастике.
1935 – введена классификационная программа по гимнастике.
1936 – впервые на первенстве страны 12 человек получили почетное звание МС СССР,
1937 – III Международная Олимпиада рабочего спорта в Антверпене, победителями стали советские гимнасты Н. Серый и М. Тышко. Начал издаваться журнал «Гимнастика».
1941 – 1945
1943 – проведено личноепервенствоСССР.
1944 – проведено личноепервенствоСССР.
1945 – проведено лично-командное первенство страны, сложность программы гимнастов была на уровне мировых требований. В августе 1945 г. на Красной площади в Москве состоялся Всесоюзный парад физкультурников, посвященный победе советского народа в Великой Отечественной войне, подготовка к нему стимулировала занятия гимнастикой во всех республиках.
1945 – 1951
1948 – большую роль в развитии гимнастики сыграло Постановление ЦК партии от 27 декабря о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов. В декабре в Ленинграде прошла II Всесоюзная конференция, принято решение о выделении акробатики и художественной гимнастики в отдельные виды.
1949 – советские гимнасты приняты в состав ФИЖ.
1952 – 1959
1952 – 15 Олимпийские Игры в Хельсинки, абсолютными чемпионами стали В. Чукарин и М. Гороховская – украинские гимнасты.
1954 – 14 первенство мира советские гимнасты чемпионы в командном и личном зачете.
1956 – 16 Олимпийские Игры в Мельбурне, абсолютными чемпионами стали В. Чукарин и Л. Латынина.
1958 – 15 первенство мира, Москва, чемпионами в личном зачете стали Б. Шахлин и Л. Латынина.
1960 – 1991
Продолжалось победное шествие советских гимнастов на всех международных соревнованиях.
1966 – ЦК КПСС и Совет Министров приняли Постановление о мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта, которое содействовало улучшению работы по гимнастике.
1968 – в апреле в Москве состоялась II Всесоюзная конференция по гимнастике намечены перспективы дальнейшей работы.
Несмотря на все трудности, гимнастика в Украине продолжает свое трудное существование.
1996 – Игры 26 Олимпиады, посвященные 100-летию современных Олимпийских Игр, абсолютной чемпионкой стала наша землячка – Лилия Подкопаева.
Вопросы и задания:
- Зарождение и эволюция гимнастики.
- Гимнастика в новое время.
- Создание национальных систем гимнастики.
- Характеристика немецкой, шведской, французской и “сокольской” систем гимнастики.
- Гимнастика в дореволюционной России. Система гимнастики П.Ф. Лесгафта.
- Развитие гимнастики в СССР.
Литература.
- Гимнастика. Под ред. А.Т. Брыкина и В.М. Смолевского. – М.: «Ф и С», 1985.
- Гимнастика. В.Д. Палыга. – М.: «Просвещение», 1982.
- Гимнастика. Под ред. М.Л.Украна и А.М. Шлемина. – М.: «Ф и С», 1977.
- Гимнастика. Под ред. А.М. Шлемина и А.Т. Брыкина. – М.: «Ф и С», 1979.
- Гимнастика и методика преподавания. Под ред. В.М.Смолевского. – М.:«Ф и С», 1987.
- Гимнастика с методикой преподавания. Под ред. Н.К.Меньшикова. – М.: «Просвещение», 1990.
- Гимнастика с методикой преподавания. Под ред. И.Б.Павлова и В.М.Баршая. – М.: «Просвещение», 1985.
- Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И.Филипповича. – М.: «Просвещение», 1971.
- Основы методики преподавания гимнастики. О.Н.Худолей. – Харьков.: «Консум», 1998.
10. Гимнастика и методика ее преподавания. Уч-ник для ф-тов физ.культуры. Под ред. Н.К.Меньшикова.- СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 1998.
11. Методика преподавания гимнастики. П.К.Петров. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.
12. Гимнастика. Уч-ник для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.