Проблема классификации профессий в контексте изучения структуры и сегментации рынка труда




 

Под рынком труда понимаются социально-экономические отношения между нанимателями (работодателями) и нанимающимися (работниками), которые и являются основными субъектами рынка труда. Он охватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определенной территории, отрасли или группы профессий.

Рынок труда не является однородным. Выделяют такие факторы сегментации, как образование и профессиональные различия, гендерная, этническая и религиозная дискриминация, возраст, территория. В настоящей статье рассмотрим сегментацию рынка труда по критерию профессиональной принадлежности работников.

Под профессией будем понимать устойчивый и относительно широкий вид деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда.

В социологической традиции проблеме изучения рынка труда как системы особое внимание уделялось в рамках макросоциологического подхода, ориентированного на анализ крупномасштабных социальных явлений (социальных институтов и организаций, классов, социальных групп). К представителям макросоциологического подхода в социологии профессий можно отнести Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, с точки зрения которых, рынок труда не является однородным и состоит из определенных структурных элементов. Для Г. Спенсера и Э. Дюркгейма характерным является анализ профессий и рынка труда в контексте разделения труда и дифференциации социальной деятельности. Интерес Т. Парсонса был направлен на изучение профессионального комплекса.

Рассмотрим современное состояние проблемы структурирования рынка труда. В настоящее время на российском рынке труда насчитывается более 7,5 тыс. профессий. При этом нет единого общепринятого подхода к классификации профессий.

Вместе с тем актуальность проблемы классификации и систематизации поля профессий обусловлена как теоретическими, так и практическими аспектами. С точки зрения теории, представляется необходимым разработать единый подход к классификации, поскольку имеющиеся подходы либо представляют собой простой перечень профессий (не всегда исчерпывающий), либо при выделении категорий используется сразу несколько подходов, что приводит к совмещению оснований классификации.

Практическая значимость классификации профессий связана с проблематичностью проведения эмпирических социологических исследований, в частности разработки инструментария и интерпретации полученных результатов. Кроме того, применение единого подхода позволит проводить сравнительный анализ разных исследований и отслеживать тенденции и закономерности.

В ходе кабинетного исследования проблемы классификации, проведенного в январе-феврале 2008 г., были выявлены следующие основные подходы к структурированию рынка труда:

Создание перечня профессий с минимальной группировкой.

Наиболее известным примером такого подхода является «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР), который представляет собой перечень профессий, представленных на российском рынке труда, сгруппированных в 2 раздела: профессии рабочих и должности служащих.

Выделение групп профессий с использованием нескольких критериев классификации.

Зачастую таким образом профессии классифицируются на различных сайтах по трудоустройству. При этом основным критерием классификации выступает сфера деятельности (например, бухгалтерский учет и аудит/экономика; государственная служба; кадровые службы/HR; культура и искусство; маркетинг/реклама/PR; медицина/фармация; образование и наука). Дополнительными являются территориальный критерий (работа за рубежом), критерий целевой группы (работа для студентов) и критерий позиции на иерархической лестнице (топ-менеджмент).

Дисциплинарно-научный подход к классификации.

Согласно данному подходу, рынок труда сегментирован в соответствии с существующими структурными подразделениями вузов (факультетами), в рамках каждого из которых осуществляется профессиональная подготовка будущих субъектов рынка труда, и, следовательно, в соответствии с изучаемыми дисциплинами. Такой подход оправдан, поскольку, как показывают результаты авторских социологических исследований (в частности, исследование проблемы трудоустройства студентов ННГУ; анкетирование; март 2005 г.), среди студентов прежде всего выражена ориентация на те отрасли, виды деятельности и места работы, которые в наибольшей степени соответствуют получаемому образованию.

Автору представляется целесообразным при структурировании рынка труда и классификации профессий придерживаться критерия сферы деятельности и выделять следующие категории: государственная служба; экономика; бухгалтерия; кадры; торговля; стратегическое развитие; маркетинг; недвижимость; проектирование информационные технологии; телекоммуникации; транспорт;; сельское хозяйство; юриспруденция; складское хозяйство; туризм; фармацевтика; охрана; страхование; средства массовой информации; издательство; образование; наука; культура; бытовые услуги; фитнес; обслуживающий персонал.

Такой подход позволяет, с одной стороны, предоставить достаточно развернутый, но относительно немногочисленный перечень категорий, а с другой – производить классификацию по одному критерию (сфера деятельности).

 


Заключение

 

Сегодня работа для студента - получение практического профессионального опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа – возможность самостоятельно зарабатывать деньги.

Сегодняшние студенты – завтрашние молодые специалисты; они будут адаптироваться на своем первом месте работы, впитывая ценности, нормы, образцы поведения, принятые в этой компании; но культура труда при этом будет накладываться не на чистый лист – благодаря ВУЗу индивид уже будет обладать некоторой культурой труда. Представляется вероятным, что разные ВУЗы транслируют разную культуру труда своим выпускникам. Наряду с подготовкой профессиональных, компетентных молодых специалистов, ВУЗам необходимо обратить пристальное внимание на культуру труда, которая формируется у выпускников.

 


Список литературы

1. Ищенко Т.В.(2007)Место студенчества в социальной структуре общества//СОЦИС, №2.

2. Сорокина Н.Д. (2007)Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов//СОЦИС, № 10.

3. Боенко Н.И. Экономическая культура. СПб, 2005.

4. Бурдье П. Социология социального пространства. М., СПб, 2005.

5. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М., СПб, 2007.

6. Шершнева Е.Л., Фельдхоф Ю. Культура труда в процессе социально-экономических преобразований. СПб, 2008.

7. Радаев, В.В. (2007) Экономическая социология: Курс лекций. М.: Аспект-Пресс.

8. Российская социологическая энциклопедия (2008) / Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М.

9. Социологический энциклопедический словарь (2006) / Редактор-координатор – академик РАН Г.В. Осипов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: