Под рынком труда понимаются социально-экономические отношения между нанимателями (работодателями) и нанимающимися (работниками), которые и являются основными субъектами рынка труда. Он охватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определенной территории, отрасли или группы профессий.
Рынок труда не является однородным. Выделяют такие факторы сегментации, как образование и профессиональные различия, гендерная, этническая и религиозная дискриминация, возраст, территория. В настоящей статье рассмотрим сегментацию рынка труда по критерию профессиональной принадлежности работников.
Под профессией будем понимать устойчивый и относительно широкий вид деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда.
В социологической традиции проблеме изучения рынка труда как системы особое внимание уделялось в рамках макросоциологического подхода, ориентированного на анализ крупномасштабных социальных явлений (социальных институтов и организаций, классов, социальных групп). К представителям макросоциологического подхода в социологии профессий можно отнести Г. Спенсера, Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, с точки зрения которых, рынок труда не является однородным и состоит из определенных структурных элементов. Для Г. Спенсера и Э. Дюркгейма характерным является анализ профессий и рынка труда в контексте разделения труда и дифференциации социальной деятельности. Интерес Т. Парсонса был направлен на изучение профессионального комплекса.
Рассмотрим современное состояние проблемы структурирования рынка труда. В настоящее время на российском рынке труда насчитывается более 7,5 тыс. профессий. При этом нет единого общепринятого подхода к классификации профессий.
|
Вместе с тем актуальность проблемы классификации и систематизации поля профессий обусловлена как теоретическими, так и практическими аспектами. С точки зрения теории, представляется необходимым разработать единый подход к классификации, поскольку имеющиеся подходы либо представляют собой простой перечень профессий (не всегда исчерпывающий), либо при выделении категорий используется сразу несколько подходов, что приводит к совмещению оснований классификации.
Практическая значимость классификации профессий связана с проблематичностью проведения эмпирических социологических исследований, в частности разработки инструментария и интерпретации полученных результатов. Кроме того, применение единого подхода позволит проводить сравнительный анализ разных исследований и отслеживать тенденции и закономерности.
В ходе кабинетного исследования проблемы классификации, проведенного в январе-феврале 2008 г., были выявлены следующие основные подходы к структурированию рынка труда:
Создание перечня профессий с минимальной группировкой.
Наиболее известным примером такого подхода является «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР), который представляет собой перечень профессий, представленных на российском рынке труда, сгруппированных в 2 раздела: профессии рабочих и должности служащих.
|
Выделение групп профессий с использованием нескольких критериев классификации.
Зачастую таким образом профессии классифицируются на различных сайтах по трудоустройству. При этом основным критерием классификации выступает сфера деятельности (например, бухгалтерский учет и аудит/экономика; государственная служба; кадровые службы/HR; культура и искусство; маркетинг/реклама/PR; медицина/фармация; образование и наука). Дополнительными являются территориальный критерий (работа за рубежом), критерий целевой группы (работа для студентов) и критерий позиции на иерархической лестнице (топ-менеджмент).
Дисциплинарно-научный подход к классификации.
Согласно данному подходу, рынок труда сегментирован в соответствии с существующими структурными подразделениями вузов (факультетами), в рамках каждого из которых осуществляется профессиональная подготовка будущих субъектов рынка труда, и, следовательно, в соответствии с изучаемыми дисциплинами. Такой подход оправдан, поскольку, как показывают результаты авторских социологических исследований (в частности, исследование проблемы трудоустройства студентов ННГУ; анкетирование; март 2005 г.), среди студентов прежде всего выражена ориентация на те отрасли, виды деятельности и места работы, которые в наибольшей степени соответствуют получаемому образованию.
Автору представляется целесообразным при структурировании рынка труда и классификации профессий придерживаться критерия сферы деятельности и выделять следующие категории: государственная служба; экономика; бухгалтерия; кадры; торговля; стратегическое развитие; маркетинг; недвижимость; проектирование информационные технологии; телекоммуникации; транспорт;; сельское хозяйство; юриспруденция; складское хозяйство; туризм; фармацевтика; охрана; страхование; средства массовой информации; издательство; образование; наука; культура; бытовые услуги; фитнес; обслуживающий персонал.
|
Такой подход позволяет, с одной стороны, предоставить достаточно развернутый, но относительно немногочисленный перечень категорий, а с другой – производить классификацию по одному критерию (сфера деятельности).
Заключение
Сегодня работа для студента - получение практического профессионального опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа – возможность самостоятельно зарабатывать деньги.
Сегодняшние студенты – завтрашние молодые специалисты; они будут адаптироваться на своем первом месте работы, впитывая ценности, нормы, образцы поведения, принятые в этой компании; но культура труда при этом будет накладываться не на чистый лист – благодаря ВУЗу индивид уже будет обладать некоторой культурой труда. Представляется вероятным, что разные ВУЗы транслируют разную культуру труда своим выпускникам. Наряду с подготовкой профессиональных, компетентных молодых специалистов, ВУЗам необходимо обратить пристальное внимание на культуру труда, которая формируется у выпускников.
Список литературы
1. Ищенко Т.В.(2007)Место студенчества в социальной структуре общества//СОЦИС, №2.
2. Сорокина Н.Д. (2007)Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов//СОЦИС, № 10.
3. Боенко Н.И. Экономическая культура. СПб, 2005.
4. Бурдье П. Социология социального пространства. М., СПб, 2005.
5. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М., СПб, 2007.
6. Шершнева Е.Л., Фельдхоф Ю. Культура труда в процессе социально-экономических преобразований. СПб, 2008.
7. Радаев, В.В. (2007) Экономическая социология: Курс лекций. М.: Аспект-Пресс.
8. Российская социологическая энциклопедия (2008) / Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М.
9. Социологический энциклопедический словарь (2006) / Редактор-координатор – академик РАН Г.В. Осипов. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М).