Факторы формирования культуры труда молодых специалистов




 

Со времени перестройки прошло больше 15 лет. В течение этого периода в научном дискурсе периодически поднимается вопрос об особенностях культуры труда в современной России, о ее истоках и тех изменениях, которым она подвергалась.

В советское время значительную роль в формировании культуры труда играла идеология. В иерархии Гражданин, Семьянин, Работник и Личность первое место занимала роль Работника, поскольку можно сказать, что труд был стержнем всей системы ценностей. В обществе существовал идеальный образ Работника. Однако существование такого образа отнюдь не тождественно интериоризации ценностей, связанных с образом Советского Работника, и таким образом стремления соответствовать ему.

С развалом СССР исчезла господствующая идеология. На ее месте возник вакуум, т.к. нельзя считать заменой идею бесконечного обогащения любой ценой. Без прежней идеологической базы культура труда трансформировалась, но не исчезла. Заменой этой базы стали представления о западных и о дореволюционных российских образцах. Однако, до сих пор одной из доминант остались аспекты советской культуры труда. Возможно, это является причиной того, что клиентоориентированность, которая является нормой для западного общества, так сложно приживается в России: в СССР удовлетворенность клиента не фигурировала среди критериев оценки качества работы. Таким образом, не сложилось привычки воспринимать клиента, потребителя как ориентир в своей трудовой деятельности. Несмотря на весь консерватизм, культура труда не остается неизменной: с каждым новым поколением привносится что-то новое. Но и каждое новое поколение усваивает уже сложившуюся культуру труда, социализируется.

Какие же факторы играют первостепенную роль в социализации молодых специалистов? В первую очередь, это институт семьи, который готовит ребенка к выходу во взрослую самостоятельную жизнь; в семье закладывается определенное отношение к труду (например, труд как ценность); родители – первый и основной образец поведения. Именно благодаря этому возникают семейные династии актеров, врачей, ювелиров. Несомненно, кроме того что человек с детства погружен в атмосферу той или иной профессиональной деятельности, узнает какие-то профессиональные секреты, он усваивает от родителей «профессиональный кодекс», этические принципы предпринимателя, преподавателя, ученого. Поэтому вызывают уважение и пользуются кредитом доверия компании, представляющие собой семейный бизнес и обладающие при этом солидной историей. Репутация в данном случае коррелирует с высокой культурой труда.

Важными трансляторами культуры труда являются СМИ и кинофильмы: они способствуют формированию представлений в первую очередь, о том, что является основным источником средств к существованию, насколько важна работа в жизни. СМИ показывают наборы стратегий поведения (какие-то чаще, какие-то реже, какие-то не показывают вообще), тем самым делая популярным какой-то один/несколько. Так, в начале 1990-х не популяризировались ценности честного труда – в большем почете были бандитские «ценности»; криминальная «культура». В настоящее время картина постепенно меняется, но все же остается тенденция показывать роскошную жизнь, не показывая при этом тех усилий, той работы, которыми все было заработано. Таким образом, зрителей ориентируют на легкие пути получения денег: не столько зарабатывания, сколько именно получения.

Третьим фактором можно назвать образование (школа, техникум, ПТУ, ВУЗ). Согласно П. Бурдье, именно высшее образование является основным институтом воспроизводства, понимаемого в узком смысле, а именно как передачи, переработки и усвоения тех ценностей - элементов символического капитала - которые помогают индивиду достичь лучшего положения в обществе и таким образом получить доступ к ресурсам, благам. Т.Е. ВУЗы транслируют те или иные нормы и ценности, формируют аспекты культуры труда среди студентов - будущих специалистов.

По сути, обучение в ВУЗе уже во многом рассчитано на автономную, взрослую личность. Получение высшего образования - это приобретение и профессиональных знаний, и навыков учиться, т.е. ВУЗ приучает студента к труду, прививает определенную культуру труда. В каждом ВУЗе, на каждом факультете и кафедре существует свой набор приемлемых и неприемлемых стратегий поведения, информация о которых передается по неформальным каналам.

Часто играет важную роль основа обучения (бюджетная или коммерческая), степень коррумпированности образовательных учреждений. Платная форма может "развратить" студента, т.к. лишает его стимулов к учебе (сессию можно пересдать неоднократно, значительно снижаются шансы быть исключенным, стипендии нет в любом случае независимо от экзаменационных оценок). Взяточничество, в свою очередь, однозначно способствует формированию патологической культуры труда будущего специалиста, т.к. позволяет получать желаемое (в данном случае, хорошие оценки) без усилий. Студент не обретает привычки трудиться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: