Областная еженедельная газета «Вече Твери» от 23.04.2010
Автор – Алина Колкер
САНЧЕС. ТАТУИРОВКА — ТАЙНА, КОТОРАЯ ОБЪЕДИНЯЕТ
В 13 лет я захотела сделать себе первую татуировку. Карту московского метрополитена на ступне. Чтобы мама не заметила, а то огорчится. Почему метро? А вот этого я не знаю, не помню. Но подозреваю, просто для того чтобы соригинальничать. Уже отдала деньги за «картинку», но во время одумалась, чему радуюсь по сей день.
Желание украсить свое тело появляется у меня периодически. То хочется дракошу из мультика на шею, то театральные маски на лопатку. Обычно жаждать тату я начинаю, когда в жизни возникают проблемы. Хотя вроде уже взрослый человек и понимаю, что татуировка проблем не решит. Но все таки… Есть в процессе нанесения краски под кожу некая магия, таинство, мистический ритуал. Завидую тем, кто решился, любуюсь красивыми татуировками. Но маму огорчать по-прежнему не хочется…
Мой «трудный» возраст выпал как раз на то время, когда татуировки, распихивая локтями все и вся, входили в моду. То есть почти каждый мой сверстник успел наколоть себе что-то эдакое. Спустя время некоторые жалеют о проделанных экспериментах, другие со своим тату срослись и превратились в единый образ, а третьим эта процедура настолько понравилась, что останавливаться на достигнутом они не собираются, дорисовывая к старой «татушке» все новые детали и расширяя масштаб нательной живописи.
В современном мире, где все зыбко и преходяще, татуировки парадоксальным образом превратились в признак прочности и стабильности. В обществе, живущем по принципу «использовал и выбросил», люди начинают наносить на собственное тело несмываемые знаки, ведь это единственная вещь, которая сопровождает их с рождения до смерти, единственный пожизненный капитал, который у них никто не сможет отнять.
|
Не последнюю роль играет стремление выделиться. Это способ быть самим собой и сохранять некую оригинальность. Наконец, для некоторых татуировки служат своего рода фотоальбомом. Как правило, они наносятся в связи с какими-то важными событиями: поступлением в университет, влюбленностью. Мой друг, например, набил на плече портрет своей трехлетней дочери. Чтобы ни случилось с ним дальше, его маленькое, чудесное продолжение всегда будет рядом. Рисунки становятся частью жизненной биографии…
Отыскать тату-студию, где работает лучший мастер Твери (сарафанное радио) Санчес, дело нелегкое. Девятиэтажка во дворах Юности, цокольный этаж. Спускаемся по ступенькам, что ждет впереди?
Небольшое помещение, стены в фотографиях, африканских масках, черепах и ключах. Они повсюду. Завораживает и отпугивает одновременно. Хозяин улыбчив, предлагает кофе, показывает свои работы.
Санчес скоро отправляется на фестиваль искусства тату в Москву, специально к этому событию он готовит спину своей изящной клиентки. Птица феникс — великолепное создание, исполняющее мечты, украшает девушку от лопаток до копчика. Целая картина, изысканность линий и пылающая острота цвета. Красиво? Очень. Смело? Безумно!
В портфолио мастера огромное количество татуировок. Они разные и по сюжету, и по цветам, и по размерам. Некоторые рождают зависть и мысли «хочу такую же», другие ничего кроме ужаса не вызывают (сложно понять, для чего человек на всю жизнь оставляет на своем теле чертей или черепа), каждому свое. Пока мы с фотографом восхищаемся и ужасаемся, Санчес мудро изрекает:
|
— На вкус и цвет фломастеры все разные.
Уже потом, в процессе разговора, станет понятным, что это любимая поговорка мастера. Действительно, сколько людей, столько и татуировок. Ведь в этом знаке все: индивидуальность, шифр, образ жизни, характер.
— Что появилось сначала? Любовь к рисованию или страсть к тату?
— Я с детства любил рисовать. Никакой художественной школы не оканчивал, самоучка. И картины, и холсты у меня оригинальные — живые люди.
Я уже 15 лет занимаюсь татуировками. И понял, что в этот мир можно углубляться всю жизнь. Не вижу себя занимающимся чем-то другим. Это мой путь, и я рад, что сразу это понял. А по образованию — обычный юрист.
— Помнишь свою первую татуировку?
— Конечно, мне было 13 лет. Первая татуировка — обычные узоры, которые повергли родителей в совершеннейший шок. А в 15 я сам сделал первое тату.
— Ты умеешь читать татуировки? Ведь каждая из них что то значит.
— Скорее могу, чем нет. Мне не всегда понятна мотивация нанесения той или иной татуировки, но психологический портрет по ним составить довольно просто. Татуировка — это личный символ, до конца понятный только тому, кто его носит. Человек, отметивший себя «вечным» знаком, должен понимать, зачем тот появился на его теле и что ему ждать от него в ближайшей и дальнейшей жизни. Вовсе не обязательно, чтобы значение такой глубоко личной татуировки понимали все окружающие. Я своего рода психолог. Ведь нанесение татуировки — очень сокровенный акт. Каждый день, общаясь с людьми, я залезаю к ним в душу. Пытаюсь точно понять, чего бы они хотели получить и зачем им это надо. Найти ключик для каждого. Поэтому в моей студии их так много.
|
— Бывает, что не видишь в человеке действительной потребности в татуировке (допустим, жертва моды) и отказываешь?
— Теперь в силу опыта и имени, на которое я работал 15 лет, я могу себе позволить браться за заказы, которые мне интересны. Коммерция ушла на второй план, сейчас я волен заниматься творчеством, отчего получаю огромный кайф. Мне неинтересен ширпотреб. Не люблю повторяться, пытаюсь делать эксклюзивную работу. Главное в татуировке идея. Нужно идти в салон подготовленным. Точно знать, чего ты хочешь и зачем. Бывает, люди приходят совершенно пустые. Если человек, прежде чем навсегда украсить свое тело каким-то знаком, не подумал, не удосужился посмотреть, почитать, определиться с мотивами, ему не сюда.
Бывает и другой вариант. У человека есть и идея, и желания, но только вот какая-то неуверенность в глазах. Тогда тоже не стоит. Рано. К этому нужно прийти. Нужно понимать, что это навсегда. Так что я даже чаще отговариваю, чем убеждаю преобразиться. Татуировка — это серьезный шаг.
— Часто люди, сделав первую татуировку, заболевают этим на всю жизнь. И превращаются просто в ходячее полотно. Похоже на наркоманию.
— Что-то общее действительно есть. Но не думаю, что желание носить на себе красоту — это болезнь. У меня самого далеко не единственная татуировка, считаю это красивым. А кому-то достаточно одной маленькой нежной тату. На вкус и цвет фломастеры все разные. Опять же, каждая тату с чем-то связана. Какая-то просто для красоты, другая — безмолвное напоминание, третья — талисман. Татуировка становится верным другом. Она не предаст, не изменит, не уйдет…
— Не надоест?
— А вот здесь все очень субъективно. Просто к каждой татуировке нужно быть готовым.
— Ты ни об одной своей не жалеешь?
— Конечно, нет, потому что я головой думаю. Если осознанно идешь на этот шаг, то о сделанном жалеть не будешь никогда. А вот если ты просто жертва моды, тогда могут ожидать большие неприятности. С татуировками лучше не шутить, это же своего рода ритуал (больно, дорого, навсегда), пройдя через который, переосмысливаешь что-то единственно важное для себя. Татуировка — оберег, который нельзя ни продать, ни подарить. Если ее удалить, то изображение может отомстить бывшему хозяину. Поэтому, прежде чем решиться на столь важный шаг, следует все тщательно обдумать, взвесить все за и против.
— Большинство людей до сих пор относятся к искусству татуировки отрицательно. Часто они ассоциируются с зоновским прошлым…
— Это все от незнания. Люди обычно отрицают все то, что им непонятно. А понять цель и предназначение тату можно только сделав ее, испытав на себе. Мода на татуировки пошла отнюдь не с зоны. Тату существует с первобытных времен. Его можно считать деградацией, кичем, а можно философией. Но их делали, делают и будут делать. Татуировки вечны, как и сама жизнь.
А что касаемо тюремных татуировок, так это только одно из направлений стиля. Их множество. За многовековую историю в искусстве татуирования сложились собственные традиции, школы и стили. Это связано с тем, что развитие татуирования как искусства — процесс не столько технический, сколько культурный. Биомеханика, кельтская, байкерская, религиозная, художественная и, наконец, тюремная татуировка. Важно даже не это. Самое главное, чем и определяется профессионализм мастера тату (как и художника), — чувство гармонии. Сочетание стиля, цвета, размера и места, где расположена татуировка, превращает рисунок в живую картину. Произведение искусства. Здорово ощущать, что мои холсты живут, ходят, дышат, радуются, а иногда они возвращаются…
— А ты можешь двумя словами объяснить обывателю в чем «фишка»? В чем смысл? Что объединяет всех этих людей совершенно разных профессий и разных жизней, когда они приходят к тебе и решаются на первую или очередную татуировку?
— Знаешь, у моего ребенка есть мультик, «Смешарики». Там в одной из серий Еж и Крош закапывают секретики. Бараш смотрел, смотрел на своих друзей и спрашивает:
— А в чем фишка?
— Ну как же ты не понимаешь, — отвечают ему друзья, — У нас теперь есть тайна, которая нас объединяет.
Алина Колкер