1. Цель науки: а. прогнозирование на основе обобщения эмпирического опыта; б. изучение закономерностей устройства мира; в. определение законов изменения и развития объектов; г. формирование картины мира.
2. Научное знание формируется, в первую очередь, на основе: а. знания – интуиции; б. знания – информации; в. знания – умения; г. знания – оценки.
3. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это: а. системность; б. обоснованность; в. верифицируемость; г. фальсифицируемость.
4. Паранаучное знание – это: а. спекуляция вокруг популярных теорий б. не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом в. новые отрасли знания, еще не получившие общетеоретического статуса г. знание, связанное с религией
5. Антинаучное знание – это знание: а. опирающееся на методы насилия и принуждения б. сознательно искажающее представления о действительности в. обыденное знание г. мифологическое знание
7. Обыденное знание отличается от научного тем, что: а. не предполагает доказательности б. не апеллирует к научным текстам в. не может вывести закономерности г. не имеет систематизированного характера
8. Объективность научного знания означает: а. независимость знания от человека б. независимость от личности исследователя – субъекта в. абсолютность – незыблемость знаний г. независимость знания от метода получения.
9. Мифологическое сознание имеет сходство с научным: а. по масштабу осмысления реальности б. в терминологическом плане
10. К критериям научности не относится: а. рефлексивность б. системность в. образность г. объективность
11. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется: а. эмпиризм; б. сциентизм; в. социоцентризм; г. герменевтика.
|
12. Логически организованная система научных знаний, которая дает целостное и всестороннее описание объекта, - а. научная программа б. теория в. метод г. парадигма.
13. Что, по Т. Куну, представляет собой парадигма в науке? а. особенность подхода к решению научных проблем б. мыслительный алгоритм, характерный для конкретной эпохи в. обязательное условие научной деятельности г. механизм формирования научных сообществ
14. Какое высказывание наиболее точно выражает отношение философии к науке? а. философия – вообще не наука. б. философия – всеобщая наука в. философия – может быть научной г. философия – одна из специальных наук
15. Язык науки отличается от языка философии: а. большей точностью б. большим разнообразием в. снижение полисемантизма г. более высокий уровень саморефлексии ученого
16. К эмпирическим научным методам относится: а. анализ; б. наблюдение; в. дедукция; г. измерение; д. предметное моделирование.
17. К теоретическим научным методам относится: а. эксперимент; б. синтез; в. индукция; г. идеализация; д. группировка/систематизация фактов
18. Научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки, называется а. верификация; б. фальсифицируемость; в. дедукция; г. фальсификация.
19. Решающим условием перехода от мифа к научному сознанию является: а. развитие ремесла б. преодоление «логики мифа»в. развитие абстрактного мышления г. рост самосознания человека
|
20. Классическая парадигма науки предполагает: а. различные критерии истинности для естественных и гуманитарных наук; б. дифференциацию знания; в. объективность научных теорий; г. единые критерии истинности для всех научных дисциплин.
21. Постнеклассическая парадигма науки предполагает: а. абсолютность научных теорий; б. отсутствие единого критерия истины; в. практическое применение теорий; г. необходимость подтверждать научную гипотезу фактами.
22. В Древнем Египте наукой занимались в основном: а. правители б. жрецы в. ремесленники г. торговцы
23. Знание Ближнего Востока на ранних этапах исторического развития нельзя называть научным в полной мере, поскольку: а. это индуктивные знания б. велика роль рецептов и догм в. велика социальная детерминированность познавательного процесса г. практически-ориентированные знания
24. Античность можно считать колыбелью научного знания, поскольку: а. здесь произошло разделение физического и интеллектуального труда б. реализована идея доказательности знания в. наука признана социально-значимой г. развивается гуманитарное, естественнонаучное и математическое знание.
25. К чертам средневековой науки не относится: а. эмпиризмб. рационализм в. символизм г. иерархичность
26. Согласно О. Конту, задача позитивной науки заключается в том чтобы: а. изучать первопричины и первоначала; б. открывать объективные закономерности объективно существующий явлений и процессов; в. открывать связи между явлениями, знание о которых необходимо практикам; г. обобщать устойчивые связи между явлениями.
|
27. «Науки о духе» отличаются от «наук о природе»: а. тем, что изучают внутренний, а не внешний опыт; б. используют описательные методы; в. выявляют причинно-следственные связи между явлениями; г. выявляют смысл явлений в контексте жизненного мира человека.
28. Гносеология – это учение: а. о бытии б. о познании в. о воспитанииг. о ценностях
29. Философская категория бытия означает: а. все реально и потенциально существующее б. существование сущего в. существенные характеристики чего-либо г. сущность вещи
30. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование: а. биокосмология; б.социал-дарвинизм; в. космогенез; г.историософия.
31. Расположите феномены в порядке от наиболее общих (абстрактных) к конкретным: 5- а. научно-техническая революция 2-б. Информатизация 4-в. прогресс 1-г. Развитие 3- д. изменение
32. Метод познания – это: а. приемы абстрагирования. б. совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. в. система знаний о материи г. мировоззренческие установки исследовательской деятельности