Грамотность использования исторических фактов и терминов




Историческое эссе

Историческое эссе является старейшим и одним из наиболее распространённых типов творческих заданий. В качестве тем для написания эссе обычно предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории и содержащих оценку тех или иных известных исторических событий или деятелей. Задача школьника — высказать и аргументировать свою позицию по выбранному им вопросу, опираясь на знание не только фактов, но и позиций исследователей, материал источников.

ЧТО ТАКОЕ ЭССЕ

Так в чём же состоит жанровое своеобразие исторического эссе? «Большой энциклопедический словарь» даёт следующее определение: «Эссе, жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные».

Историческому эссе присущи следующие признаки:

 

1. Наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. Тема эссе всегда конкретна.

 

2. Личностный характер восприятия проблемы и её осмысления. Эссе интересно именно тем, что даёт возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру. Эссе всегда должно выражать индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу.

 

3. Небольшой объём. Вопрос о том, каким должен быть объём эссе, — один из самых часто задаваемых. Каких-либо жёстких границ, конечно, не существует, но размеры олимпиадного эссе, как правило, не превышают двух-трёх страниц рукописного текста формата А 4. В определённой степени эта особенность связана с временными ограничениями: на написание эссе на олимпиаде обычно отводится 1,5 часа.

 

4. Внутреннее смысловое единство. Эссе должно обладать внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

 

5. Определённая открытость. Одной из характерных черт эссе традиционно считалась свободная композиция, однако необходимость ввести более чёткие критерии оценивания исторического эссе привела к тому, что структура эссе приобрела более формализованный характер.

Эссе при этом остаётся принципиально незавершённым — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Подводя небольшой итог, ещё раз подчеркнём, что в эссе должны быть отражены в первую очередь мировоззрение, мысли и чувства автора.

 

Критерии оценивания эссе

Для эффективной подготовки к написанию эссе требуется знание критериев оценивания такого непростого задания и качественное их применение.

 

1 Предлагаются критерии оценивания, разработанные ЦПМК по истории в 2014 г. и используемые для проверки работ на региональном и Заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников по истории. Максимальная оценка, которую может получить участник, составляет 50 баллов.

 

Классическое эссе, написанное в соответствии с методическими указаниями, которые включены в текст задания, состоит из трёх частей: введения, основной части и заключения.

ВВЕДЕНИЕ

Вводная часть к работе оценивается максимум в 10 баллов. Во введении в обязательном порядке должно быть дано обоснование выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник. Для удобства работы членов жюри и обеспечения максимальной объективности оценивания и общих подходов к проверке баллы, выставляемые за введение, распределяются поровну: до 5 баллов за обоснование выбора темы и до 5 баллов за постановку задач. Пятибалльная шкала оценивания привычна и школьнику, и учителю.

Обоснование выбора темы

Максимально 5 баллов может быть выставлено за внятное оригинальное и разноплановое объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме. Далее идёт снижение оценки за формальный подход к обоснованию (я выбрал, так как мне интересно или так как период важен, тема актуальна — без объяснения, чем интересен, важен, актуален и т.д.), отсутствие личной заинтересованности, излишнюю затянутость (рассуждения на общие темы).

Постановка задач работы

Максимально 5 баллов выставляется за чёткую постановку задач работы, исходя из понимания смысла высказывания (мне предстоит ответить на такие-то вопросы, я должен буду высказаться, определить своё отношение к таким-то проблемам и т.д. — рассматриваются в идеале минимум 4 проблемы). Далее идёт снижение оценки за понимание в целом смысла высказывания без выделения отдельных проблем; за задачи, сформулированные без прямой привязки к высказыванию; за недопонимание смысла высказывания в отдельных его частях (что повлекло за собой неверную постановку задач). Поскольку на основании предложенной темы эссе участник должен был сформулировать минимум четыре задачи (проблемы), основная часть работы должна последовательно раскрывать позицию автора эссе по каждой из проблем с опорой на знание основных фактов и терминов и исследовательскую литературу. «Раскрывать» в данном случае означает аргументированно показывать, в чём автор эссе согласен с автором высказывания, а в чём его позиция отлична от предложенной в формулировке темы. Раскрытие каждой из четырёх выделенных во введении задач (проблем) оценивается максимум в 5 баллов. Следовательно, потеря каждой из позиций влечёт за собой автоматически потерю 5 баллов! За исключением работ, в которых было выделено более четырёх проблем либо сформулированные три проблемы раскрыты глубоко, разнопланово и позволяют составить комплексное представление об отношении автора эссе к цитате.

При оценке каждой из выделенных проблем применяются следующие критерии: грамотность использования исторических фактов и терминов; аргументированность (чёткость, доказательность) авторской позиции.

Грамотность использования исторических фактов и терминов

Этот критерий означает, что эссе должно быть написано на хорошем фактологическом материале (приведённые факты верны и соответствуют теме), с грамотным использованием исторической терминологии (все приведённые термины использованы корректно и к месту (без них невозможно осветить проблему). Фактологические ошибки, «бытовая речь» или, напротив, перегруженность текста терминами, не соответствующими эпохе, непонимание смысла терминов влекут за собой снижение баллов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: