К 15-й годовщине Октябрьской революции вышел его первый звуковой фильм «Иван» (1932) о Днепрогэсе. В центре фильма – деревенский парень Иван, который становился передовым рабочим, коммунистом. В этом фильме Довженко в сотрудничестве с оператором Демуцким с особой силой передал образ реки Днепр, а также творческую силу человека, который использует силы природы.
В 1935 г. Довженко поставил фильм «Аэроград» о Дальнем Востоке, выразив свою веру в этот край будущего с его природными богатствами; в нем Довженко напоминал об опасности грядущей войны.
Герои воплощали противоборствующие силы: с одной стороны — патриот Глушак, с другой — предатель родины Худяков и раскольник Шабанов. Конфликт, начавшийся по причине классовой враждебности, разрешается трагически: друг убивает друга. Герои выступали олицетворением добра и злодейства. Обобщенность, поэтизация окружающего мира, даже в какой-то степени его ирреальность — эти свойства невольно заставляют вспомнить «Звенигору». Режиссер переосмысливает жизненную прозу поэтически, он ищет способ романтического изображения современника. И все же «Аэроград» оказался на тот момент времени исключением в потоке современной отечественной кинопродукции: в эстетике 1930-х годов реализм постепенно занимал главенствующую позицию. Лирические образы героев становились все более конкретно-жизненными, романтика все чаще выступала как частное свойство реалистического фильма.
6. Работа Довженко в военной кинодокументалистике.
Довженко первым из крупных мастеров игрового кино принял участие в разработке художественных средств военной кинопублицистики. В 1940 г. он поставил документальный фильм «Освобождение» о воссоединении Западной Украины с УССР (1939). В годы Великой Отечественной войны Довженко писал публицистические статьи, очерки, рассказы.
|
В 1943 г. поставил документальный фильм «Битва за нашу Советскую Украину», в 1945 г. – документальный фильм «Победа на Правобережной Украине». К материалу этих картин, снятому операторами в различных родах войск, в советском тылу, в тылу противника, у партизан, Довженко добавил кадры немецкой кинохроники. В 1946 г. был художественным руководителем документального фильма «Родная страна», повествующего о социалистическом строительстве в Армении.
7. Отношения со Сталиным. Киноповесть «Украина в огне».
Отношения режиссера и руководства страны осложнились после критики со стороны ЦК киноповести «Украина в огне» (1944 г.). Лично Сталин раскритиковал киноповесть за ревизию ленинизма, за выпад против политики партии, утверждений героев повести против классовой борьбы, а также за то, что Довженко выделяет Украину отдельно как воюющую страну, вместо всего Советского Союза. Критика Сталиным киноповести во многом обоснована и подкреплена прямыми цитатами из произведения. Художественный вымысел с политической точки зрения местами носит взрывной характер и недопустим в военное время.
К слову, из дневниковых записей Довженко следует, что до Сталина с повестью лично при встрече был ознакомлен Н. С. Хрущев, который её полностью одобрил и обещал напечатать полностью[13].
За критикой Сталина последовали и действия. 21 февраля 1944 года Довженко записал в дневнике: «Сегодня меня исключили из Всеславянского Комитета. Завтра, очевидно, исключат и из Комитета по Сталинским премиям и снимут с [должности] художественного руководителя (Киевской киностудии.— прим.). Таким образом, все успокоения моих друзей оказались тщетными. Оргвыводы начинают действовать, петля вокруг шеи затягивается.
|
Единственное, что меня успокаивает,— моя чистая совесть. Не буржуазный я и не националист. И ничего, кроме добра, счастья и победы, не желал я и русскому народу, и партии, и Сталину. И братство народов считал и считаю своим идеалом. Любовь же к своему народу и страдание его страданиями не может унизить моих взглядов».
В том же году выходит распоряжение органам цензуры на запрещение без особого распоряжения публикации произведений Довженко[14]. Самого Довженко снимают с ряда постов, в частности, с должности художественного руководителя Киевской киностудии[15]. Однако, дальше этого дело не пошло, и Довженко продолжал работать над новыми фильмами.
8. Вклад Довженко в формирование биографического жанра в советском кино (фильм «Мичурин»)
В 1949 году выходит на экраны исторический, биографический фильм А. Довженко «Мичурин». Фильм был снят на основе повести, написанной самим режиссером — «Жизнь в цвету». Первый вариант фильма также имел одноименное название.
Сам Александр Петрович так пишет о своём фильме: «Все сложнейшее содержание фильма сконцентрировано в образе Мичурина. Он присутствует во всех эпизодах, почти во всех кадрах, во всей сложности своего характера — целеустремленного исследователя и борца, страстного преобразователя природы, человека неустанного труда и неукротимой воли. Все это требовало от актера проникновения в душу великого ученого, понимания сущности его мировоззрения и научных принципов, точного представления об исторической роли основоположника новой, материалистической биологии.
|
[…] Незаметно я предложил ему для начала, не пугаясь подражания, пойти от предлагаемого мной внешнего рисунка роли […] [Это предложение] оказалось верным. Белов легко поборол наигрыш, стал простым и убедительным. Образ развивался, углублялся и скоро стал в полной мере его второй натурой. [16]
Современник создания фильма и его художественный руководитель – Григорий Александров[17], вспоминал впоследствии:«Одна из лучших картин Довженко «Мичурин» создавалась у меня на глазах … Несколько раз переписывался сценарий. Шел бой между сторонниками генетической теории и ортодоксами-эмпириками [18].
Мне, как худруку, доставалось со всех сторон: если заступался за Довженко, возмущались ученые, когда пытался уговорить Довженко чем-то поступиться, он гневно ругал меня, был тверд и бескомпромиссен.
В конце концов Довженко победил. Этот рожденный в борьбе фильм оказался этапным для советского кинематографа. Искусство режиссера было в нем на уровне ученого-творца, избранного в герои фильма. Не иллюстрация, не комментарий, а выражение сущности научного подвига лежит в основе этой работы» [19].
Довженко снимает не просто художественный фильм, а биографический фильм и поэтому ответственно подходит к истории жизни Мичурина. Ныне покойная дочь И.С. Горшкова[20] — Людмила Иосифовна вспоминает: «Я была тогда ребёнком, но хорошо помню, как у нас знаменитый режиссёр Александр Петрович Довженко снимал фильм о Мичурине. Папа, человек вечно занятый, на ногах с восхода до полуночи, тем не менее никогда не отказывал Александру Петровичу в помощи, охотно и подробно консультировал. Рассказывал о научной стороне деятельности Мичурина, да и личную жизнь Ивана Владимировича он знал до мелочей. Иногда я заставала отца за долгим телефонным разговором: это он отвечал на вопросы Довженко, звонившего из Москвы уже в процессе производства картины...» [21]
«Мичурин» стал этапом в развитии советского цветного кино.Цветовое решение в фильме было во многом новаторским. Как отмечает исследователь кинематографа Юренев: «В «Мичурине» Довженко и операторы Л. Косматов и Ю. Кун доказали, что возможности творческого применения цвета в кино беспредельны, так же как в живописи. Они дали примеры использования локальных цветов — Мичурин, подавляя самолюбие и гнев, мытарствует по кабинетам царских чиновников в поисках средств на научную работу. Ярко-синие и зеленые, холодные локальные цвета этих враждебных творчеству бюрократических кабинетов подчеркивали и безразличие чиновников и раздраженное состояние Мичурина. В павильонных же съемках было дано и мягкое тональное решение с группой по-рембрандтовски освещенных портретов в сцене вечеринки у професcора Кичунова. Тревожащую пестроту цветов в сочетании с тревожащим звуком — аритмичным ходом множества часов — использовал Довженко в сцене спора Мичурина с попом-садоводом Христофором».
Главное же достижение в «Мичурине», по мнению Юренева – это: «колорит его натурных кадров. Именно в творческой передаче реальной природы, ее бесчисленных оттенков и цветосочетаний открыли Довженко и его операторы неиссякаемое богатство кино. Они нащупали и то, чем кино […] будет богаче живописи: движение, изменение цвета». [22]
Источники:
1. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B2%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
2. Люди https://www.peoples.ru/art/cinema/producer/dovzhenko/index1.html
3. https://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/16235/bio
4. Автобиография А. Довженко https://www.archives.gov.ua/Sections/Dovzhenko_2/CDAMLM/index.php?22
5. Студенческие годы Довженко (на украинском) https://val.ua/ru/78814.html?m=07&y=2015
6. https://okultureno.ru/journal/view?id=535
7. Энциклопедия отечественного кино – фильм «Арсенал» https://2011.russiancinema.ru/index.php?e_dept_id=2&e_movie_id=283
8. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Довженко,_Александр_Петрович
9. https://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/16235/bio/
10. Рауль ХАУЗМАН. Довженковская "Земля". Киноведческие записки №58 https://www.kinozapiski.ru/ru/print/sendvalues/298/
11. Газета «Известия» (номер от 4 апреля 1930 года)
12. Энциклопедия отечественного кино https://2011.russiancinema.ru/index.php?e_dept_id=2&e_movie_id=2348
13. Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.И. Юткевич. М., 1987. – 640 с.
14. Манетти Р. «Чинимануово», 1968, № 128 // «Арсенал». М., 1977. C. 233.
15. Потемкина В.В. Образ положительного героя в контексте поэтического и прозаического направления киноязыка (На примере творчества Александра Довженко и Фридриха Эрмлера, конец 1920-х – середина 1930-х годов) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2011. Серия 2. № 2. С. 149-156. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-polozhitelnogo-geroya-v-kontekste-poeticheskogo-i-prozaicheskogo-napravleniy-kinoyazyka-na-primere-tvorchestva-aleksandra
16. Юренев Р.Н. Александр Довженко. М., 1959.
17. Газета «Мичуринская правда»// https://www.michpravda.ru/articles/filmy-o-michurine-10870
18. ДОВЖЕНКО А. Путь к образу // Избранное. М.: Искусство, 1957.
19. Журнал Новое Время №13 от 10 апреля 2015 года (Украина) https://nv.ua/publications/zemlya-obetovannaya-triumf-i-tragediya-gomera-ukrainskogo-kino-aleksandra-dovzhenko-43496.html
20. Александров Г. Эпоха и кино. М., 1983
21. Потемкина Вера Владимировна. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История № 2 / 2011. Образ положительного героя в контексте поэтического и прозаического направлений киноязыка (на примере творчества Александра Довженко и Фридриха Эрмлера, конец 1920-х - середина 1930-х годов)
Научная библиотека КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-polozhitelnogo-geroya-v-kontekste-poeticheskogo-i-prozaicheskogo-napravleniy-kinoyazyka-na-primere-tvorchestva-aleksandra#ixzz4aIXXzCpE https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-polozhitelnogo-geroya-v-kontekste-poeticheskogo-i-prozaicheskogo-napravleniy-kinoyazyka-na-primere-tvorchestva-aleksandra
22. Речь на заседании Политбюро ЦК ВКП(б)Сталин И.В. "Об антиленинских ошибках и националистических извращениях киноповести Довженко "Украина в огне"". https://www.archives.gov.ua/Sections/Dovzhenko_2/RGASPI/index.php?24#photo
23. А. Довженко. Дневниковые записи https://smart.kyivstar.ua/books/3516/read/50#4
24. 23 февраля 1944 г. Циркуляр начальника Главлита Н.Г.Садчикова всем органам цензуры о запрещении публикаций в гражданской и военной печати произведений А.П.Довженко без особого разрешения Главлита. Ф. 17, оп. 125, д. 293. л. 4. Машинописный текст. https://www.archives.gov.ua/Sections/Dovzhenko_2/RGASPI/index.php?20
25. 12 февраля 1944 Выдержка из протокола заседания Политбюро ЦК КП (б) У за подписью Хрущева Н.С. о выводе Довженко А.П. из состава Всеславянского комитета, Комитета по Сталинских премиях, редакции журнала "Украина" и освобождение от обязанностей художественного руководителя Киевской киностудии художественных фильмов https://www.archives.gov.ua/Sections/Dovzhenko_2/CDAMLM/index.php?47#photo
[1] 1939 А. Довженко. Автобиография Ф. 690, оп. 1, д. 16 л. 1-15. https://www.archives.gov.ua/Sections/Dovzhenko_2/CDAMLM/index.php?22
[2] Автобиография А. Довженко https://www.archives.gov.ua/Sections/Dovzhenko_2/CDAMLM/index.php?26#photo
[3] Автобиография А. Довженко https://www.archives.gov.ua/Sections/Dovzhenko_2/CDAMLM/index.php?26#photo
[4] Украи́нская Наро́дная Респу́блика, УНР — государственное образование в федеративной связи с Российской республикой, провозглашённое III Универсалом Украинской Центральной рады 7 (20) ноября 1917 года, после свержения Временного правительства России. 9 (22) января 1918 года IV Универсалом Центральной рады была провозглашена государственная самостоятельность УНР. В апреле 1918 года УНР была ликвидирована в результате государственного переворота гетмана П. П. Скоропадского, поддержанного германскими оккупационными войсками. В декабре 1918 года после свержения войсками Директории гетмана Скоропадского и его Украинской державы УНР была воссоздана.
22 января 1919 года произошло формальное объединение УНР с Западно-Украинской Народной Республикой (ЗУНР). УНР практически прекратила своё существование в ходе летнего наступления Красной Армии (1920 год). По Рижскому договору 1921 года бывшую территорию республики разделили между собой Польша и Украинская Советская Социалистическая Республика (УССР).
[5] Петр Панч (1881-1978) – украинский писатель. Основное в творчестве – историко-революционная тематика. Работал в направлении социалистического реализма. Автор книг «Голубые эшелоны», «Рождение», «Клокотала Украина» и др.
[6] Даниил Демуцкий – советский кинооператор. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1954). Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1954). Лауреат Сталинской премии первой степени (1952)
[7] Центральная рада – объединённый орган буржуазной и мелкобуржуазной националистических партий и организаций на Украине в 1917—18. Создана 4 (17) марта 1917 в Киеве на заседании совета Украинской партии социалистов-федералистов с участием Украинской социал-демократической рабочей партии, Украинской партии социалистов-революционеров, обществ и организаций. Поддержала Временное правительство, однако, вопреки его желанию провозгласила автономию Украины и создала правительство — Генеральный секретариат. Под ударами восставшего народа, Красной Гвардии и частей Красной Армии 26января (8 февраля) 1918 Ц. р. бежала из Киева на Волынь, где 27 января (9 февраля) заключила предательский Брест-Литовский договор с австро-германским блоком, и 1 марта вернулась в Киев вместе с австро-германскими войсками, которые в феврале— апреле оккупировали почти всю Украину. Поэтому 29 апреля германское командование разогнало Ц. р. и заменило её марионеточным правительством украинского помещика-монархиста гетмана П. П. Скоропадского.
[8]Анри́ Барбю́с (17 мая 1873, Аньер-сюр-Сен, Франция — 30 августа 1935, Москва, СССР) — французский писатель, журналист и общественный деятель. Член Французской коммунистической партии (с 1923). Иностранный почётный член АН СССР (1933)
[9] А. П. Довженко. Автобиография. 1939. https://www.archives.gov.ua/Sections/Dovzhenko_2/CDAMLM/index.php?32#photo
[10] Арнштам Лев. Человек, проживший тысячу жизней // Довженко в воспоминаниях современников. М.: Искусство, 1982. С. 118-121
[11] Юренев Р. Александр Довженко. М.: Искусство, 1959. С. 40-53
[12] Днепрогэс - им. В. И. Ленина, гидроэлектростанция на р. Днепре, у г. Запорожья, ниже днепровских порогов. Построена по плану ГОЭЛРО. Установленная мощность ГЭС 650 Мвт. Среднегодовая выработка энергии 3,64 млрд. квт·ч.
[13] А. Довженко. Дневниковые записи https://smart.kyivstar.ua/books/3516/read/50#4
[14] 23 февраля 1944 г. Циркуляр начальника Главлита Н.Г.Садчикова всем органам цензуры о запрещении публикаций в гражданской и военной печати произведений А.П.Довженко без особого разрешения Главлита. Ф. 17, оп. 125, д. 293. л. 4. Машинописный текст. https://www.archives.gov.ua/Sections/Dovzhenko_2/RGASPI/index.php?20
[15] 12 февраля 1944 Выдержка из протокола заседания Политбюро ЦК КП (б) У за подписью Хрущева Н.С. о выводе Довженко А.П. из состава Всеславянского комитета, Комитета по Сталинским премиям, редакции журнала "Украина" и освобождение от обязанностей художественного руководителя Киевской киностудии художественных фильмов https://www.archives.gov.ua/Sections/Dovzhenko_2/CDAMLM/index.php?47#photo
[16] Довженко А. Путь к образу // Избранное. М.: Искусство, 1957. С. 578
[17] Г. Александров - советский актёр немого кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог. Работал с С. Эйзенштейном в качестве актера, соавтора, сорежиссера.
[18] В последний год съемок фильма, в 1948 г. состоялась знаменитая «Августовская сессия ВАСХНИЛ», которая отмечается «разгромом генетики». Докладчик Т. Лысенко и его сторонники смешивали генетику с евгеникой и расистскими теориями, тем самым закрывая глаза на достигнутые успехи в этом направлении, и в частности на успехи по генетическим разработкам Мичурина.
[19] Александров Г. Эпоха и кино. М., 1983
[20] И.С. Горшков - советский учёный-генетик, селекционер-плодовод; доктор сельскохозяйственных наук. В 1919 г. познакомился с И.В. Мичуриным и стал его ближайшим помощником. С 1935 г. Директор ЦГЛ имени И. В. Мичурина
[21] Газета «Мичуринская правда»// https://www.michpravda.ru/articles/filmy-o-michurine-10870
[22] Юренев Р. Александр Довженко. М.: Искусство, 1959. С. 114—127