Психология в средние века




Психологические знания Средневековья основывались на религиозной антропологии, которая особенно глубоко была разработана христианством, особенно такими «отцами церкви», как Иоанн Златоуст (347-407), Августин Аврелий (354-430), Фома Аквинский (1225-1274) и др.

Христианская антропология исходит из теоцентрической картины мира и основного принципа христианской догматики — принципа креационизма, т.е. творения мира Божественным разумом.

Современному научно ориентированному мышлению очень трудно понять учения святых отцов, которые носят преимущественно символический характер.

Человек в учении святых отцов предстает как центральное существо во Вселенной, высшая ступень в иерархической лестнице те арного, т.е. сотворенного Богом мира.

К началу XVII века, когда получили уже значительное развитие механики, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром (то есть интроспекция).

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергну-ты математической обработке Г. Фехнером. Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования. Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев), экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.

психические процессы (бессознательное) и деятельность человека1.

В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке. Это такие направления как: Бихевиоризм, Гештальтпсихология, Глубинная психология, Когнитивная психология и т.д

Этап первый. Начиная с конца 19-го века и начала 20-го века, начинает развиваться экспериментальная психология. Основной вклад на данном этапе внес В. Вундт, который смог сделать науку объективной, экспериментальной. Благодаря Вундту, в том числе, назрел кризис в науке, который привел к образованию множества школ.

Этап второй. В начале двадцатого века, вплоть до 30-х годов наблюдается методологический кризис. Нет единого мнения в научной среде о том, как проводить эксперименты и что должно выступать в роли предмета эксперимента. На данном этапе большую роль сыграла молодая советскаяшкола.

Этап третий. Начиная с 40-х и заканчивая 60-ми годами, наблюдается появление гуманистической психологии. Предметом исследования выступают познавательные процессы, развитие интеллектуальных способностей и многое другое. Человек – уже не просто объект исследований, но и серьезных изучений с точки зрения гуманизма.
Этап четвертый. Данный этап развития длится до сих пор. Наука продолжает исследования в рамках различных школ. Большое внимание уделяется эксперименту, начинают появляться все новые методы по диагностике. Отдельные школы начинают объединяться, чтобы открыть новые горизонты в развитии науки. В заключении хочется еще раз отметить, что психология- это очень древняя и разносторонняя наука, что ее развитие сопоставимо со становлением человеческого кругозора и желанием человека постичь собственную природу путем изучения, как собственного поведения, так и поведения других людей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: