Дисциплина КСЕ относится к базовому циклу ООП. Требования к уровню подготовки студентов определяются требованиями ФГОС общего (среднего) образования. Условием успешного освоения студентами дисциплины КСЕ являются следующие предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:
- сформированность основ целостной научной картины мира;
- сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, социальную и нравственную сферу деятельности человека;
- сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию.
Взаимосвязь с последующими дисциплинами
Изучение и освоение философии непосредственно связано с дисциплинами Философия, История, Культурология, Экология, Теория управления.
Структура учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.
Аудиторная нагрузка:
Лекции — 6 часов,
Практические занятия — 4 часа.
Самостоятельная работа — 58 часов.
Подготовка к зачету — 4 часа.
Тематические планы курса
Для студентов заочной формы обучения, обучающихся на базе среднего общего образования (5 лет)
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Всего часов | ||
Лекции | Практические занятия (семинары) | Самост. работа | |||
1. | Наука и естествознание: их сущность, происхождение, структура и динамика | 0,5 | 10,5 | ||
2. | Методы естественнонаучного познания | 0,5 | 8,5 | ||
3. | История естествознания | ||||
4. | Актуальные проблемы современной физики и космологии | ||||
5. | Актуальные проблемы современной биологии | ||||
6. | Порядок и беспорядок в природе. Самоорганизация. | ||||
7. | Зачет | ||||
Итого |
Тематические планы курса
Для студентов заочной формы обучения, обучающихся на базе высшего образования (3,5 года)
№ п/п | Раздел учебной дисциплины | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Всего часов | ||
Лекции | Практические занятия (семинары) | Самост. работа | |||
1. | Наука и естествознание: их сущность, происхождение, структура и динамика | ||||
2. | Методы естественнонаучного познания | ||||
3. | История естествознания | ||||
4. | Актуальные проблемы современной физики и космологии | ||||
5. | Актуальные проблемы современной биологии | ||||
6. | Порядок и беспорядок в природе. Самоорганизация. | ||||
7. | Зачет | ||||
Итого |
Планируемые результаты освоения научной дисциплины
В результате изучения и освоения дисциплины КСЕ базовой части ГСЭ обучающийся должен приобрести:
– умение обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;
– умение правильно организовывать свой труд в процессе поиска и обработки информации;
– иметь представление о естественнонаучной и гуманитарной культуре;
— о принципах относительности пространства и времени; о порядке и беспорядке в природе; о генетике и эволюции; о многообразии живых организмов; о химических процессах, протекающих в природе;
– умение грамотно оформлять результаты своих исследований в виде отчётов, аналитических докладов и статей; логично отстаивать свою точку зрения, а также быть способным осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т. д.;
– владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий;
– знание общих принципов познания и методов научной работы.
Содержание дисциплины (программа курса)
Тема 1. Наука и естествознание: их сущность, происхождение,
структура и динамика
Наука как явление культуры, её сущность, происхождение и основные черты. Концепции развития науки. Научные, технические и научно-технические революции: сущность и особенности проявления в современной техногенной цивилизации. Естественнонаучная и гуманитарная культуры как разные подходы понимания и изучения явлений реальности. Естествознание как единая наука о природе, его предмет, структура и составные части.
Тема 2. Методы естественнонаучного познания
Основные уровни, формы и методы естественнонаучного познания. Чувственный опыт, логическое мышление, интуиция. Эмпирические методы познания (наблюдение, эксперимент и их разновидности), теоретические методы познания (гипотезы, теории, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, анализ, синтез, математизация науки). Возможности и ограниченность научных методов. Эволюция методологического сознания в философии и науке. Проблема истинности в научном познании (объективность и субъективность, абсолютность и относительность).