Военная тема в фольклоре




Духовные стихи в традиционной культуре

Духовные стихи это особый жанр русского фольклора. Духовными стихами называют песни и стихи на на темы, взятые из Священного писания и житийной литературы. Они исполняются дома, в период постов заменяют формы светского пения. Духовные стихи в большей части имеют отношение к былинным текстам, часто рифмованы, связаны с книжной культурой. По ритмике они связаны с книжной культурой, с русской поэзией XVII-XVIII веков, или с литературой более позднего содержания. Традиция духовных стихов родственна текстам псалмов, кантов.

Духовный стих сложился на пересечении православной и фольклорной певческих традиций. Духовное пение в домашней среде складывалась на основании взаимодействия церковных песнопений с народной традицией (включении церковного содержания в народные духовные тексты; обратного действия, в котором народная стилистика входила в церковное богослужение; и рождение авторских тексты, в большом количестве появляющихся в народной духовной певческой традиции).

Духовный стих – важный источник изучения народного мировоззрения, народных неканонических верований, эмоциональное и поэтическое восприятие христианских догм. Традиция создания и воспроизведения духовных стихов не утрачена до нашего времени. Практика духовных песнопения тесно связана с бытовой культурой проведения постов, занимающий в бытовой культуре важное место и не утрачивающих влияния в современности. Духовные стихи сохраняются в бытовой культуре в многочисленных списках, тетрадках, разрозненных листках, в домашних певческих группах женщин, которые поют и читают духовные стихи.

Духовные стихи в народной среде закрепляются в православном цикле подобно народным календарным обрядам: от Рождества до Рождества. (Это Рождественские песнопения, песнопения Великого поста, Пасхальные песнопения). Второй крупный блок духовных стихов связан с похоронной традицией. Можно выделить большой современный блок духовных стихов связанных с авторской традицией, традицией исполнения текстов духовного содержания под музыкальное сопровождение (духовное пение с гитарным сопровождением), распевание литературных текстов духовного содержания. В предлагаемое издание входят духовные стихи №№__________.

Военная тема в фольклоре

Военная тема сопровождала русскую историю на всем пути её существования. Воин, воинство в русской культурной традиции связывается с подвигом спасения Родины, родной земли. Военный фольклор это песни, рассказы, былички, созданные во время войны, о войне и приуроченные к войне, военным действиям. Тексты традиционных песен о войне часто кочуют из одного военного периода к другому, заменяя неактуальные фрагменты, или изменяя содержание в связи с изменением культурного контекста. Двадцать лет казачьей службы, сабля лиходейка, добрый конь, спасающий воина, крест за подвиг – все это знаки первой мировой войны, однако, они устойчиво повторяются в фольклоре 1941-45гг.

Вспомним братцы, оренбуржцы.

Как стояли да, мы на лужке,

Да жены наши, да, они провожали, да

И родные, да, все мои….

Рассказу о военных событиях, сражениях, сопутствуют драматические повествования, о любви, разлуке, возвращении к мирной жизни. Фольклорная традиция периода Великой Отечественной войны активно использована советскую авторскую песню и на знакомые мелодии сочинялись новые тексты. Условия формирования песенной традиции существенным образом влияли на манеру пения, фольклор крестьянских и казачьих сел расположенных близко друг от друга различается. В казачьей культуре сформированной стихийно, или по распоряжению правительства фольклор различался. Стиль оренбургских казаков имеет мощный внутренний нерв, напряжение, жесткость в исполнении песен, тогда как мощь и лихость[5] доминирует в манере Дона, или Кубани.

К фольклору, раскрывающему военную тему, мы можем отнести казачий фольклор. Фольклор оренбургских казаков – молодой, самобытный, не получивший времени для создания устойчивого, завершенного стиля, как это сформировалось в культуре Дона или Кубани. Для оренбургского мужского пения характерен свободный запев говорком, общий подхват, мощное звучание, сочетание силы и строгости: «Казаки вечером, сидят, поют – лампа над столом качается!» – рассказывают нам женщины о своих отцах.

Самосознание, в котором казак ощущал себя человеком государственным, служилым, способным отдать жизнь за Родину сохранилось до нашего времени. И.И. Шангина (заведующая историческим отделом Санкт-Петербургского исторического музея), совместно с научными сотрудниками Оренбургского губернаторского краеведческого музея[6], проводившая исследование самосознания оренбургских казаков отмечала эту характеристику, как ключевую, дающую представление об оренбургском казачестве. Патриотизм, постоянно подкрепляемый пограничным состоянием культуры, связанным с опасностью военных столкновений, добавлял суровость, строгость в исполнение казачьих песен мужчинами и женщинами. Часть казачьих песен имеют родство с крестьянским фольклором, ряд сюжетов существует как в казачьих, так и в крестьянских селах. Так баллада о встрече жены с мужем и сыном, которые двадцать лет были на войне и вернулись в родной дом неузнанными родилась на рубеже XIX-XX веков и возродилась в фольклоре 1941 года:

Я мужа не узнала

Он был весь седой

Я сына не узнала

Он трижды был герой[7]

В нашем издании эта популярная и в крестьянских и в казачьх селах баллада дается в трех вариантах: «Под зелёным дубом», – запись сделана в с. Кинзели Красногвардейского района Оренбургской области[8]; «Над белаю берёзой» – записана в с. Андреевка[9], Абдулинского р-на Оренбургской обл.; «Между двумя соснами» – зап. сделана в с. Аркаевка[10], Абдулинского р-на Оренбургской области. Варианты этой баллады можно найти в других селах и станицах Оренбуржья.

В период Великой Отечественной войны в оренбургском фольклоре на основе текстов имеющих древнюю историю (это баллады, казачьи строевые, женская лирика) формировались новые темы о защите советского отечества, страдании жен и матерей, героических подвигах народа:

Как в сорок первом годику[11]

Как началась волна,

Я мужа проводила

Сыночка сокола.

Узнай, узнай хозяюшка

Ты мужа своего

Прижми, прижми к середечку,

Сыночка своего

Значительное число фольклорных песен военного периода это соединение авторской музыки полюбившейся в мирное советское время с вновь сложенными актуальными текстами. Это многообразные варианты военных и солдатских песен: «Среди Маньчжуры и Китая», «Эсминец на рейде» и другие. Для них существуют их прототипы – песни советской эстрады, однако, мы не можем не рассматривать эти варианты фольклорного творчества. Военный период отмечен многочисленными вариантами и версиями частушек, пришедших на смену сложным казачьим песенным формам. Частушка актуально отражала отношения, настроения человека в трудных военных обстоятельствах, оптимизировала ситуацию, задавала позитивный настрой:

Девочки-девченочки не будьте гордоватые

Любите раненых ребят, они не виноватые.

Я свой шелковый платочек не буду завязывать,

Пошлю милому в окопы раны перевязывать.

Военный фольклор в нашем сборнике это №№ стр…..

6 Традиционный песенный фольклор русских сел Оренбургской области

6.1 Свадебные и приуроченные к свадебным

1. В нас по садику, садику [12]

 

 

В нас по садику, садику По зеленому виноградику Ой, ли, ой люли ой, люли По зеленому виноградику   Там каталися два яб(ы)лочка Два яблыка два садовенькие   Два яблычка два садовенькие Да ишо да два медовенькие   Как и первое в саду яб(ы)лочек Что Мария Ивановна   А другое в саду яблочек Что Иван то Иванович   В нас по улице метелица метет По широкой снежок порошит  

 

2. Как по травке по канавке [13]

 

Как по травке по канавке Как по травке по канавке Как по травке по канавке растет травка Как по травке по канавке растет травка   Растет травка зеленая Растет травка зеленая Зеленая, муравая шелковая Зеленая, муравая шелковая   Я по той траве со милым Я по той траве со милым Я по то траве со миленьким гуляла Я по то траве со миленьким гуляла   Я золытая колечка Я золытая колечка Я золытая колечко потеряла Я золытая колечко потеряла   А кто найдет тот подымет А кто найдет тот подымет А кто найдет тот подымет я тому бы А кто найдет тот подымет я тому бы   Я тому бы за работу Я тому бы за работу Я тому бы за работу заплатила Я тому бы за работу заплатила   Я не в три косы косила Я не в три косы косила Я не в три косы косила Ради друга   Ради друга ради гостя Ради друга, ради гостя Ради друга, ради гостя Дружка дорогова  

3. Как посаду было садику [14]

 

Как посаду было садику По зелену виноградику Ой ли, ой лю-ли, ой лю-ли По зелену виноградику   Тут катилися два яблычка Два яблычка два садовае   Два яблычка два садовае Два садовые медовые   Как и перво в саду яблочко Свет Мария Николаевна   А второе в саду яблычко Свет Иван Сергеевич   Вдоль по улице метелица метет По широкой снежок порошит   По широкой снежок порошит По слединочке коляска катит По слединочке коляска катит Во коляске Мария сидит Во коляске Николаевна сидит   Во коляске Николаевна сидит За коляской Иван сударь бежит За коляской Сергеевич бежит   Расшатались шелковы поводья Оборвались серебряны удела   Как пустился конь вдоль улице бежать Вдоль улице вдоль широкаю   Ократился возле милого двора Ократился Николаевны   Ты Мария открывайте ворота Николаевна принимай гостя   Иван Сударь не открою ворота Сергеевич не приму гостя  

 

Что вчерашний ты мне вечер досадил С отцом матерью на веки разлучил С отцом матерью на веки разлучил Со любезнами подружками

4. Как при вечере было вечере [15]

 

Как при вечере было вечере ды При вечере была зоренька   При вечере была зоренька ды Со(я)биралися там девушки э   Собиралися там девушки ды Все любезнае подруженьки ды   Все любезнае подруженьки ды Все садилися равнехонько   Все садилися равнехонько ды Одна девица повыше всех   Одна девица повыше всех Держит голову по ниже всех   Держит голову по ниже всех Думы, думает по крепче всех эх   Думы, думает по крепче всех Еше думает Мария та душа   Еще думает Николаевна Тут летел(ы) млад ясён(ы) сокол   Тут летел(ы) млад ясён сокол Свет Иван(ы) да Сергеевич   Свет Иван да Сергеевич Он летел высокохонько   Он летел высокохонько дэ Он спускал(ы)ся низехонько   Он спускал(ы)ся низехонько Он садился на дубовый тестин двор   Он садился на дубовый тестин двор Он по дворику похаживает   Он по дворику похаживает Про житье бытье выспрашивает   Про житье бытье выспрашивает Про Марию та выведывает   Про Сергеевну выведывает Если спит то не будите ее   Если спит то не будите ее ды Если шьет то не мешайте вы ей   Если шьет то не мешайте вы ей Если так сидит вышла встретила меня   Если так сидит вышла встретила меня Выходила свет Мариюшка душа   Выходила Николаевна Выносила трое золота ключей   На серебрянной тарелочке На атласной алой ленточке   На атласной алой ленточке Отдала ключи подруженьки   Отдала ключи подруженьки Свет Татьяне то Владимировне  

 

 

5. Как на ком, на ком кудри русаи [16]

 

Как на ком, на ком кудри русаи Ой, лёли, лёли кудри рысаи   По плечам лежат ровно жар горят   Ни кто к кудрюшкам, не приступиться   Приступалася родна мамушка   Родна мамушка свет Мариюшка   Уж взяла кудри на белаи ручки   На белаи ручки на злотые кольца

 

 

6. Как у нас(ы) за столом(ы) [17]

Как у нас(ы) за столом(ы) Пирожки с таврожком Кабы было с кем Разломил да съел   Кабы было бы с кем(ы) Разломил(ы) дабы съел Свому милому середочку Постылому конец   Свому милому середочку Постылому конец Я зато ему конец Разудалый молодец   Я зато ему конец Разудалый молодец Не ходи милый по сенечкам Не топай ногой   Не ходи милый по сенечкам Не топай не ногой Ты не топай ногой Ни качай головой Ты не топай ногой Ни качай головой Ни качай головой Мне не быть за тобой   Ни качай головой Мне не быть за тобой Быть за Ванюшкой За Иванушкой   Быть за Ванюшкой За Иванушкой У Ивана кудряша Нету денег ни гроша   У Ивана кудряша Нету денег ни гроша Нету денег ни гроша Походочка хороша   Нету денег ни гроша Походочка хороша Целовать миловать Николаевну

7. По-над садом, по-над садом [18]

 

 

По-над садом, по-над садом По-над зеленаю Летел голубь, летел голубь Со голубицею   Летел голубь, летел голубь Со голубицею У голуби у седого Золотая голова   У голубя у седого Золотая голова У голубушки его Позолоченая   У голубушки яго Позолоченая У кого же у нас братцы Молодая та жена   У кого же у нас братцы Молодая та жена Молодая та жена Свет Ивановна душа   Кабы эта брат жена Во моем доме жила Я бы летом, я бы летом На колясочке возил   Я бы летом, я бы летом На колясочке возил А зимою студеною Я на писанных санях   А зимою студеною Я на писанных санях Я на писанных санях На вороних лошадях

8. Потерял милый колечко [19]

 

 

Потерял милый коле(е)чко да По...те(е)ря(я)ла ды я, я любо..ов(и) ды Я, я любо.. э-е Э-ех(ы) ды по(я)теря(я)ла ды я, я любовь.   Как об этыму коле(е)чку я Бу...ду п(ы)ла(я)кать де(е)нь и ночи ды Де(е)нь и ночи е Э-ех(ы) ды буду пла(я)кать день, день и нощь   Не плачь девица слезою да Бу...деш(и) веч(и)ноя(я) моя Ох(ы) ды всё (ё) моя э-е Э-ех(ы) будешь вечно моя   Куда ж делси тот цветощек да Всю до(я)ле(е)ну сук(ы)ра(я)шал Ук(ы)ра(я)шаял дэ э-е Э-е(хы) да всю, всю долину ды сук(ы)ра(я)шал   Сокрасил милый долину да Сам уе(е)хал(ы) нав(ы)сиг(ы)да Ох(ы) да нав(ы)сиг(ы)да э-е Е-ех(ы) да са(я)м уехал нав(ы)сиг(ы)да   Сам уехал мене бросил да Сам са малоют(ы)ках на руках На руках э-е-е Э-ех(ы)да сам с малюткой на руках   Я отдам сестре малю(ю)тку да Сама дэ в море ё(ё)топлюсь утоплюсь э-е-е Сама в море ды я втоплюсь   Ох сколько раз я утопля(я)лась Не нашла я в(ы) мо(ё)ре дна Ох в море дна э-е Э-ех(ы)не нашла я в море д(ы)на  

 

 

9. Полно-полно вам ребята [20]

 

 

 

  Полно-полно вам ребята Чужо пиво пити Не пора ли вам ребята Сваво наварити   Не пора ли вам ребята Сваво наварити У нас солод да на вине А хмель на тычине   У нас солода да на вине А хмель на тычине На тычине, на тычине На самой вершине     На тычине, на тычине На самой вершине Тычинушка к низку гентся А хмель выше вьётся   Тычинушка к низку гентся А хмель выше вьётся Влюблялася красна девка Под белой березой   Влюблялася красна девка Под белой березой Расставлась красна девка Под горькой осиной  

 

 

10. Уж ты Ванюшка не чванься [21]

 

 

Уж ты Ванюшка не чванься ты не чванься

Сергеевич не ломайся, не ломайся

Дари девок не скупися, не скупися

Златой гривой расступися, расступися

Нам девушкам много надо, много надо

На беаую на белилу, на белилу

На краснаю на румяну, на румяну

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: