Личностно-отчужденные | Личностно-ориентированные |
· Дидактоцентрические · Технократические · Авторитарные | · Антропоцентрические · Гуманистические · Сотрудничества |
Характерные черты: | |
◦ учащийся – объект; | ◦ учащийся – субъект деятельности; |
◦ цель – просвещение обучающихся; | ◦ цель – развитие Личности; |
◦ авторитарный стиль управления; | ◦ демократический стиль управления; |
◦ подавление инициативы и самостоятельности; | ◦ самостоятельность, творчество, предоставление свободы выбора; |
◦ приоритет обучения; | ◦ приоритет воспитания; |
◦ ориентация на среднего ученика; | ◦ индивидуализация обучения; |
◦ оценка по внешним показателям; | ◦ сочетание общепринятых и индивидуальных эталонов оценивания; |
◦ методы принуждения, предъявления требований; | ◦ методы стимулирования и мотивации; |
◦ разрушение здоровья | ◦ сохранение и укрепление здоровья |
В качестве комментария к левой колонке табл. 7 напомним, что на протяжении XIX–ХХ вв. основополагающими идеями отечественной педагогики признавались следующие:
– цель – просвещение обучающихся;
– единообразие в содержании и формах;
– доминирование обучения над учением;
– разделение обучения и воспитания (с приоритетом обучения);
– ориентация на внешние показатели;
– регламентированное исполнительство;
– подмена внутренней мотивации внешним стимулированием.
Функционирование педагогического процесса с такими чертами порождало негативные последствия для личностного развития детей:
– репрессивную среду в школе;
– забвение развития личности;
– разрушение здоровья детей [2].
В настоящее время данные признаки образовательного процесса явно противоречат всем положениям современной дидактической концепции и потому они подверглись справедливой острой критике.
В связи с закономерным развитием науки, разработкой новых теоретических концепций, с учетом пересмотра целей образования в современных социокультурных условиях России, обновляется содержание образования, обосновываются адекватные формы и методы обучения, внедряются новые современные средства обучения. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. Поэтому переориентация современной педагогики на человека и его развитие, разработка и внедрение новых личностно-ориентированных технологий являются важнейшими задачами в сфере образования.
По отношению к ребенку весьма условно образовательные технологии можно сгруппировать следующим образом (табл. 8):
– технологии с явно выраженными чертами личностно-отчужденного типа (цель обучения – освоение знаний; технократический подход в выборе ценностно-смысловойосновы и авторитарный стиль в реализации технологии на практике);
– группа технологий, занимающая промежуточное положение, так как в своем теоретическом обосновании они имеют предпосылки личностной направленности, но опыт их реализации показал склонность к традиционной знаниево-ориентированной парадигме;
– личностно-ориентированные технологии обучения, базирующиеся на гуманистической методологии, признающие целью развитие Личности и реализующие идеи педагогики сотрудничества.
Таблица 8
Классификация образовательных технологий