Что есть любовь.
Во все времена философы и поэты, художники и менестрели воспевали любовь. Упоминания о ней можно найти на страницах древних манускриптов, стенах гробниц фараонов и библейских заповедях. О любви создано много книг и сказано миллионы слов. Феномен любви интересовал многих философов разных времен. Создавались формулы любви, давались научные определения, философские трактаты, в попытке найти ей рациональное объяснение. Можно сравнить множество материалов – как художественных, так и научных, и, конечно же, заметить несколько знаменателей, схожих черт, однако общее представление о любви будет меняться от автора к автору. Так например античный философ Платон делил любовь на две ипостаси: высокую и низменную, где земная означала проявление низшее проявление человеческих чувств, тогда как небесная в противовес означала развитие – духовное начало, а не желание обладать. Розанов же считает любовь самым чистым и возвышенным чувством, отождествляя ее с понятием красоты и истины.
Но, не смотря на все сказанное, тема любви остается актуальна и в наше время. Любовь является ведущей потребностью человека, одним из главных способов укорениться в обществе. Без любви не может формироваться моральный облик человека. С самого рождения в нас закладывают основные понятия любви: ответственность, забота, сочувствие, нежность. Без любви человек неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины. Нельзя объяснить возникновение любви по какой-то причине, будь то красота, ум, сила, всегда найдется тот, кто обладает большими качествами. Так что есть любовь? Как объяснить ее проявления?
Любовь в античной философии.
|
О любви упоминается в самых древних мифах Греции. Однако античных философов мало интересовал вопрос что такое любовь. В ней не видели никакой тайны, она воспринималась как данность. Свое представление о любви философы античности отображали при помощи мифов. В древней Греции любовь разделялась на несколько видов: эрос, филия, сторге, агапэ. В отличие от современного времени, когда у любви одно название и не всегда можно понять что имеет в виду ваш оппонент, у греков таких проблем не возникало от части благодаря подобному разделению понятий.
«Эрос» - главным образом половая, страстная любовь. Желание обладать, подчинить. Люди подверженные такой любви могут совершать безумные поступки, устраняя все на пути к своей любви. Страстная любовь безумна и непродолжительна. Древний философ Платон, основываясь на своих более ранних предшественников Гомера и Гесиода, делил эрос на два понятия: эрот земной, страсть, похоть, желание обладать – фактор, тормозящий развитие человека, как личность. Эрот небесный олицетворяет собой развитие, выводя на первое место духовное единение. От этого и пошло понятие «платоническая любовь». Однако в 20 веке Зигмунд Фрейд полностью опроверг теорию Платона. Он считал что эрос это сексуальное влечение, инстинкт сохранения человеческой жизни. Самое настоящее проявление любви в самом широком смысле, со своей энергией, которой Фрейд дал название «либидо».
«Филия» - более спокойная любовь, скорее влюбленность. Филией называют любовь к родителям, дому, животным, стране, но она и не исключает из себя «эрос», как один из разновидностей «спокойной любви». Филия предполагает равноправие и гармонию сторон, в отличие от эроса, где одна сторона идет вопреки моральным и нравственным устоям. Филия – типичное выражение индивидуальности, которое позволяет человеку делать выбор в предпочтениях. В традициях христианской религии она отрицалась как таковая и всячески отторгалась. Любодеяние – второй после гордыни грех, считалась неприемлемой из-за своего демократизма, когда противоположенная сторона выбирается по желанию, тем самым идя против Бога, который повелевал «любить ближнего своего» без исключения. Однако «второе дыхание» филия получила в эпоху Возрождения, что прослеживается в итальянской поэзии соответствующего периода.
|
«Агапэ» - еще более мягкая любовь чем филия. В ее основе жертвенность и самоотверженность к ближнему. Такое понятие любви восхвалялось христианством. Агапэ не ставит условий так же как и «безусловная Божья любовь». Она концентрируется на делах а не на чувствах, независимо от того, достоин ли объект или нет, считаясь идеалом гуманной любви к ближнему. Ее активно брали на вооружение христианские последователи. Апостолы говорили «Бог любит нас не потуму что мы нужны ему, но потому что Он есть агапэ» (1(Ин. 4:7). Позже «агапэ» стали называть братские трапезы, вечера, устраиваемые христианами.
«Сторге» - доверие, терпение, предполагающее умение ждать и прощать. Любовь-привязанность, чаще всего встречается в семье, где люди привязаны настолько, что не могут представить себе жизнь друг без друга. Традиционной античной моделью сторге считалось пример родительско-детских отношений. Т.е. предмет любви не выбирался, но в силу обретения происходит привязанность. Что может быть выраженно не только в семейных отношениях, но и в любви к животным или дружбе. В классификации Льюиса Клайва: «строге (привязанность) смиренна, мы гордимся влюбленностью или дружбой. У привязанности – простое, неприметное лицо, и те, кто ее вызывает, часто просты и неприметны. Наша любовь к ним не свидетельствует о нашем вкусе или уме».
|
Одной из попыток понять, что же такое любовь в древнегреческих текстах это миф об андрогинах, рассказанным в диалоге Платона «Пир». В этом мифе рассказывается, что изначально род человеческий делился на три пола, мужской, что брал начало от Солнца, женский – от Земли и третий пол, совместивший в себе оба начала, от Луны, поскольку Луна совмещала в себе два вида. Люди тогда имели округлое тело, спина не отличалась от груди, у них было по четыре руки и ноги, два лица, которые глядели в разные стороны, ушей было четыре пары и срамных мест было два. «Передвигался такой человек либо прямо, во весь рост, – так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед». Имея силу и мощь, они хотели свергнуть богов и занять их место. Когда боги узнали об этом, они долго думали, как не допустить этого. Сначала они хотели убить их, но это было невыгодно богам, так как их почитать будет некому. И тогда Зевс сказал: «Кажется, я нашел способ, и сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, и тогда они, во-первых, станут слабее, а во-вторых, полезней для нас, потому что число их увеличится». И вот когда тела были, таким образом, рассечены пополам, каждая половина устремлялась к другой половине, они обнимались, сплетались и страстно желая опять срастись умирали от голода. И когда одна половина умирала, то оставшееся в живых искала себе другую половину и сплеталась с ней. Так они и умирали потихоньку. Тогда Зевс сжалился и переставил вперед срамные места, которые раньше были сзади, чтобы люди могли продолжать свой род.«Итак, каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину» - говорит Платон. Однако найти именно свою половину нелегко, поэтому люди находят утешение хотя бы во временном соединении не со своей половиной подходящего пола. Когда же двоим, удается встретить свои половинки, их охватывает невероятное чувство, именуемое любовью.
В диалоге Платона «Пир» звучит так же еще одно объяснение природы любви описанное Сократом. Он считал, что люди не стремятся к целостности, а хотят достичь бессмертия. Он считал, что когда встречаются два духовно развитых человека, то «происходит зачатие духовного детища». «Всегда помня о своем друге, где бы тот ни был – далеко или близко, он сообща с ним растит свое детище, благодаря чему они гораздо ближе друг другу, чем мать и отец, и дружба между ними прочнее, потому что связывающие их дети прекраснее и бессмертнее. Да и каждый, пожалуй, предпочтет иметь таких детей, а не обычных…». Дети души – это произведение искусства, поэзии, живописи. Их родители становятся бессмертными, их имена переходят из века в век. Таково еще одно объяснение любви в античной философии.
Тему любви затрагивает и Аристотель в своем труде «Этика к Никомаху». Он считает, что в душе есть три вещи – страсть, устои и способности. «Страстями, или переживания, я называю влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, ненависть, жалость, а также любовь – вообще все, чему сопутствуют удовольствия или страдания». От сюда можно сделать вывод, что любовь это либо страдание, либо удовольствие и вместе возникать не могут, потому что противоположены по природе. Аристотель резко разводит понятия «эрос» и «филия», отдавая предпочтение последней, ставя ее даже выше справедливости. «Когда люди дружны друг к другу, они не нуждаются в суде», - говорит Аристотель.
И все же любовь высоко ценилась в Древней Греции, воспеваясь во всех своих проявлениях в мифах и философских трудах. В диалоге Платона «Пир» говорится о ее нравственном положительном влиянии. «Ведь тому, чем надлежит руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь».
Любовь в средневековье.
Понятие любви в средневековье приобретает религиозный окрас. Любовь к Богу была призвана заменить все другие предпочтения человека. Христианская пропаганда совершенно исказила понятие любви человека к человеку, сводя все к пороку и похоти. Признавалась всеобъемлющая любовь, идеал которой возник в позднеантичном мире. И если в Ветхом завете главным принципом был страх перед Богом, то в Новом им стала любовь. Сом бог показал людям пример всеобъемлющей любви, послав сына своего на землю, где он принял смерть во спасение человечества. «Подражайте богу, как дети возлюбленные, и живите, жизнью отмеченной любовью, как Христос любил нас принес себя жертву ради нас». Сам же Иисус в своих проповедях выделял особо две заповеди: «Возлюби господа твоего всем сердцем твоим» и «Возлюби ближнего, как самого себя». Любовь вынуждает не причинять ему зла ближнему человеку, именно поэтому любовь является исполнение всех заповедей. Призывает любить не только человеческой любовью, но и божественной, какой Иисус любил людей, поднимая их из рабского состояния. Любовь в Новом завете рассматривается как добродетельная жизнь, исполнение этических норм и заповедей. Человек, который соблюдает правила христианства живет в любви. «Если будете следовать моим заповедям, то и в любви моей пребудете, как я следовал заповедям отца моего и пребываю в его любви». «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» - это глубинный общечеловеческий смысл христианства. Христианство сформировало новый идеал – любовь к Богу, бескорыстной, непохотливой, братской любви ко всем людям. Этот идеал в дальнейшем стал основой для появления нового типа любви – любви личности к личности, которую в современном мире называют "настоящей любовью".
В эпоху Возрождения любовь снова стала рассматриваться как космическая сила. Всё это было тесно связанно с новым взглядом на человека, его месте и значении в мире. Английский мыслитель позднего возрождения Френсис Бэкон рассуждая о любви, выделял два ряда аргументов: «за» и «против». За любовь являются следующие аргументы: благодаря любви человек находит самого себя; великая страсть – наилучшее состояние души; без любви человеку все кажется простым и скучным; любовь спасает от одиночества. Против – любовь хороша на сцене – в виде комедии или трагедии, но в жизни она приносит много несчастий. «Любовь вызывает у людей противоречия в мыслях и оценках. Она делает людей одержимыми одной мыслью, навязывает им слишком узкий взгляд на вещи».
Рене Декарт – французский философов и математик, один из основоположников философии Нового времени попытался подвергнуть любовь научно-теоретическому анализу. Вместо имеющихся ранее классификаций Декарт предложил различать три вида любви: привязанность, дружба и благоговение. Эти виды любви различались не по предмету, на который они направлены, а по степени ценности, которую люди извлекают при сравнение с собой. Если предмет цениться меньше себя, то это привязанность, если наравне с собой – дружба, ну а если больше себя, то это уже благоговение.
В конце XIX века самой нашумевшей теорией о любви стала работа австрийского психиатра Зигмунда Фрейда. Достаточно быстро его психоанализ стал доминирующей формой понимания феномена любви, и на протяжении десятилетий оставался ведущей теорией. Фрейд можно рассматривал ее с трех сторон: через призму брачных отношений между людьми, с помощью невротической потребности в любви или любви как решению проблемы человеческого существования. Понятие любви, в трактовке Зигмунда Фрейда, это обобщение всего того, что происходит от энергии либидо, т.е. это - половая любовь, а также любовь к себе, любовь родителей, любовь детей, дружба и общечеловеческая любовь. Он писал: "...Психоанализ научил нас рассматривать все эти явления как выражение одних и тех же побуждений первичных позывов..." Фрейд различает два течения любви – нежное и чувственное. В норме они должны сливаться вместе, в противном случае человек обречен страдать импотенцией или фригидностью. Из этих двух течений нежное зарождается намного раньше, чем чувственное, еще в детстве начинают появляться его зачатки. Оно сначала направлено на членов семьи, на тех, кто занят воспитанием ребенка. При половом созревании к нежному течению присоединяется чувственное, выбор посторонних опирается на первичные привязанности. Таким образом, нежное и чувственное течение должны слиться воедино. Однако это происходит не всегда. Если по каким либо причинам выбор постороннего человека запрещен, или детские привязанности обостряются, то начинает действовать общий механизм образования неврозов. Когда конфликт достигает невыносимой остроты, человек от него "сбегает в болезнь", ища в ней спасения от реальности. Это происходит из-за изначальных потребностей человека в любви, ласке и заботе. Такие формы выражения любви в детстве ребенок получал от матери и в период взросления и дальше постоянно нуждается в этом. Ключевым понимание концепции любви у Фрейда можно считать следующее утверждение: «Поскольку сама по себе любовь - это страстное желание и утрата, то влюбленные заботятся о себе и своих интересах, а вот быть любимым, получая в ответ взаимную любовь и обладая объектом любви, - значит вновь воскрешать ее».