Практическое занятие №1. Вопросы для обсуждения




Методические рекомендации для студентов по выполнению семинарских, практических работ

Практическое занятие №1

 

Тема: Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего обучения

Вопросы для обсуждения:

1.Психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт в области теории и технологий математического развития дошкольников

2. Цель предматематической подготовки ребенка дошкольного возраста в русле идей развивающего обучения

3. Современное состояние методики математических представлений, проблемы логико-математического развития дошкольников на современном этапе

4. Содержание математического развития детей дошкольного возраста

5. Основные математические понятия в теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста

Вопросы, на которые нужно дать ответ в конце занятия:

1.Причины и предпосылки развития математической науки.

2. Перспективы развития математической науки.

3. Открытия и исследования наиболее значимые для математики в дошкольном период.

 

Литература для самостоятельного изучения:

1. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.

2. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия /Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н.- М.: Центр педагогического образования, 2008

3. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

4. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. -М.: Академия, 2000

5. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005

6. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.

 

Практические задания

1. Сформулировать обоснование к высказыванию: «Настоящее в прошлом, будущее- в настоящем».

2. Дайте краткую характеристику эмпирического этапа становления теории и технологии математического развития

3. Продолжите таблицу базовых теоретических направлений в методике развития математических представлений:

Основные научные направления в теории математического развития детей

 

№п\п Представители направления (авторы) Базовые положения
1. Ж Пиаже, Д. Эльконин, В Давыдов, Н. Поддъяков, А Столяр - наблюдательность, познавательные интересы детей; -умение сравнивать, выявлять зависимости, делать выводы; Осуществление действия в виде «умственного эксперимента»
     
     
     

 

4. Проанализировать в современных программах развития и воспитания детей дошкольного возраста блок математического развития детей и выделить характерные направления, данные занести в таблицу:

№ п/п Название программы Характерные направления в блоке математического развития детей в разных возрастных группах
  Детство  
  От рождения до школы  
  Истоки  
  Детский сад – дом радости  
5. Тропинки  
  На крыльях детства  
7. Березки  

4. Просмотреть периодические издания за последние 5 лет на предмет актуальных проблем математического развития дошкольников, обозначить проблемы и наметить пути их преодоления

5. Дать характеристику актуальным проблемам, касающимся математического развития детей, поступающим в первый класс. Попытаться проанализировать причины успехов и неуспехов будущих первоклассников при обучении математике в начальной школе

Практическое занятие № 2

Тема: Знакомство детей дошкольного возраста с множеством

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «множество». Свойства множества.

2. Понятие универсальное (основное) множество.

3. Свойства множества

4. Методика ознакомления детей с множеством в разных возрастных группах.

5. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте

6. Роль анализаторов в формировании представлений о множестве

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1974.

2. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.

3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

4. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2000.

5. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005

6. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Заполнение таблицы.

Название множества Элементы множества Подмножество Пересеченное множество Объединенное множество
Примеры (семья, посуда, мебель, животные)        

2. Анализ одной из образовательных программ: объем со­держания, представлений о свойствах и отношениях предме­тов, соответствие их возрастным возможностям детей, лини­ям развития познания. Педагогические выводы.

3.Составление словарика основных понятий.

4. Подобрать сказки, загадки, где в основе сюжета лежит проявление свойства, отношения.

Название Свойства. Отношения
Мальчик-с пальчик размер
   
   
   

 

5.Составление картотеки народных предметных игру­шек, способствующих развитию представлений о свойствах, отношениях; действий по выявлению свойств, отношений.

6. Выписать программные задачи по ознакомлению детей с множеством в разных возрастных группах

Практическое занятие №3

Тема: Особенности развития количественных представлений у детей в разных возрастных группах.

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие первоначальных количественных представлений у детей на основании опыта действий с предметами. Своеобразие количественных представлений младших дошкольников.

2. Особенности развития количественных представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

3. Дидактические игры по обучению детей счету в разных возрастных группах.

Литература для подготовки:

1. Брушлинский А.В. Некоторые вопросы детского мышления в условиях овладении счета/ Теории и технологии математичекого развития детей дошкольного возраста./ Сост З.А Михайлова, М.Н Полякова.- М.: Центр педагогического образования. 2008

2. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.

3. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987.

4. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия /Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н.- М.: Центр педагогического образования, 2008

5. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.

6. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. -М.: Академия, 2000

7. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005

8. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.

 

Практические задания

1. Тезисно ответить на вопросы плана

2. Сформулировать правила счета, используя принцип построения натурального ряда чисел

3. Составить 2-3 дидактических игры по обучению детей счету в разных возрастных группах. Указать особенности проведения их.

4. Сделать краткие рекомендации для родителей, относящиеся к организации дидактических игр дома

Практическое занятие № 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: