Государственное устройство. Новая Зеландия




Новая Зеландия

 

Государство в юго-западной части Тихого океана, на островах Северный и Южный, разделенных проливом Кука, близлежащих и отдаленных островах.

Территория - 268,7 тыс. кв. км. Столица - г.Веллингтон.

Население - 3,78 млн. чел. (1996 г.); из них: 73,2% новозеландцы, выходцы из Европы, главным образом из Великобритании, 9,5% - маори (коренные жители), 17,3% - представители азиатских, полинезийских и других этнических групп.

Официальный язык - английский.

Религия - большинство верующих - христиане (протестанты).

Территория Новой Зеландии была заселена в начале II тысячелетия н.э. предками современных маори, прибывшими из Восточной Полинезии. В начале XIX в. в Новой Зеландии появляются европейские колонисты. В 1840 г. в поселке Ваитанги англичане заключили договор с маорийскими вождями об установлении над островами британского суверенитета. В 1854 г. стране было предоставлено внутреннее самоуправление, в 1907 г. - статус доминиона. По Вестминстерскому статуту 1931 г., принятому английским парламентом, Новая Зеландия получила право на полную самостоятельность во внутренних и внешних делах.

 

Государственное устройство

 

Новая Зеландия - унитарное государство. В административном отношении оно делится на 10 провинций и 109 графств. Местные органы самоуправления советы графств, графских городских территорий и сельских округов фактически подчинены центральным органам управления.

Новая Зеландия не имеет писаной конституции. Неписаную составляют законодательные акты, конституционные соглашения, прецеденты. По форме правления Новая Зеландия - конституционная парламентская монархия. Политический режим - демократический. Впервые в мире в 1893 г. в Новой Зеландии было предоставлено избирательное право женщинам.

Главой государства является британская Королева, которая осуществляет свою власть через назначаемого ею Генерал-губернатора. Срок его полномочий - 5 лет. Генерал-губернатор наделен высшей исполнительной властью. Первоначально он сам принимал все решения и был ответствен только перед Королевой и правительством Великобритании. Однако по решению Имперской конференции 1926 г. Генерал-губернатор был лишен права действовать самостоятельно; ныне все свои функции он может осуществлять только "по совету министров Новой Зеландии". Генерал-губернатор назначает Премьер-министра (им должен быть лидер победившей на выборах партии), высших должностных лиц, обладает правом помилования, является верховным главнокомандующим, назначает послов и других дипломатических работников. Генерал-губернатор обладает важными правомочиями по отношению к законодательной власти: созывает парламентские сессии, вправе прервать их или продлить. Акты, изданные парламентом, не могут вступить в силу без одобрения генерал-губернатора (однако он не вправе их не одобрить). В свою очередь Генерал-губернатор имеет право издавать различные акты, которые нуждаются в министерской контрасигнации. Формально Генерал-губернатор осуществляет свои полномочия с помощью Исполнительного совета. Однако на деле Исполнительному совету принадлежат практически все функции, возложенные на Генерал-губернатора. Сконцентрировав в своих руках наиболее важные полномочия по государственному управлению, этот орган направляет всю внутреннюю и внешнюю политику страны. Кабинет является коллегиальным органом, решения принимаются им единогласно. В него помимо Генерал-губернатора входят Премьер-министр и министры. Министры, которые назначаются Генерал-губернатором по рекомендации Премьер-министра, руководят работой соответствующих министерств и контролируют деятельность правительственных департаментов (таких, как департамент внутренних доходов, законодательный департамент, департамент научных исследований). Помимо руководства государственным аппаратом Исполнительный совет осуществляет нормотворческую деятельность в соответствии с законодательными полномочиями, делегированными ему парламентом. Нормативные акты, издаваемые советом, должны быть впоследствии утверждены парламентом, однако эта процедура носит чисто формальный характер. Исполнительный совет распоряжается финансами государства и составляет бюджет. За свою деятельность он отвечает перед парламентом.

Законодательная власть возложена на однопалатный парламент Палату представителей (120 мест), избираемую сроком на 3 года путем всеобщих и прямых выборов. Парламент собирается на сессии, которые длятся почти год с перерывом на летние каникулы. Заседания в парламенте проходят под председательством спикера. Он следит за ходом дебатов, устанавливает регламент выступлений, подписывает документы, издаваемые Палатой. Раньше полномочия парламента были ограничены: он был не вправе принимать акты, противоречащие законам британского парламента. С принятием в 1947 г. Вестминстерского статута эти ограничения сняты, и в настоящее время Палата представителей может принимать законы по любому вопросу. Право законодательной инициативы юридически принадлежит депутатам, однако фактически подавляющее большинство законопроектов готовит правительство. Они проходят три чтения. Первое - внесение законопроекта в Палату и распространение его среди депутатов. Во время второго чтения депутаты обсуждают основные положения законопроекта, и затем он передается в комитет. По окончании работы комитет докладывает о законопроекте в Палате. Депутаты проводят постатейное обсуждение, предлагают свои дополнения и поправки. Третье чтение - голосование по законопроекту. Если законопроект принимается, его отсылают Генерал-губернатору для одобрения. Помимо законодательных правомочий парламент обладает исключительным правомочием принятия бюджета и введения налогов. За ним также закреплен контроль деятельности правительства - формально правительство находится у власти, пока пользуется доверием Палаты представителей. Если Палата примет резолюцию недоверия, правительство будет вынуждено уйти в отставку.

 

Правовая система

 

Общая характеристика

 

Новая Зеландия входит в семью английского общего права. Ее современная правовая система в основных чертах начала складываться с 1840 г., когда страна стала английской колонией. На ее территорию было распространено действие как статутов - законов, принятых британским парламентом, так и общего права - совокупности норм, выработанных в решениях судов первоначально в Англии, а затем и в ее заморских владениях. Хотя с 1947 г. Новая Зеландия стала полностью самостоятельным государством, в ней сохраняют действие британские законы, принятые в 1840-1947 гг., если при их издании было оговорено, что они распространяются на Новую Зеландию. Единственным источником дальнейшего развития законодательства с 1947 г. служат акты учрежденного еще в 1852 г. новозеландского парламента, который заменил многие из ранее действовавших английских законов. В месте с тем система общего права по-прежнему остается важным и самостоятельным источником права. При этом новозеландские юристы и судьи исходят из положения, что существует некая система общего права, единая для всех государств, где оно применяется, и поэтому признают силу убеждающего судебного прецедента за решениями, вынесенными высшими судебными инстанциями Великобритании, Австралии, Канады и др. Что касается решений вышестоящих новозеландских судов, то они признаются имеющими силу обязательного прецедента для них самих и для всех нижестоящих судов.

С 1937 г. в Новой Зеландии функционирует комитет по реформе права, возглавляемый генеральным атторнеем, куда входят представители различных политических партий, университетские профессора-юристы, судьи. Среди высших государственных учреждений наряду с министерством юстиции имеется Департамент по вопросам законодательства.

Исследования в области права в Новой Зеландии проводятся главным образом на юридических факультетах университетов в Веллингтоне, Окленде, Крайстчерче и Данедине.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: