Считается ли неприязнь к мужу уважительной причиной для развода?




Автор: Мухаммад Насир ад-Дин

Аль-Албани

1901 (صحيح)

إنّ الله تعالى يغارُ وإنّ الْمُؤْمِنَ يَغارُ وغَيْرةُ الله أنْ يأْتِيَ الْمُؤْمِنُ ما حَرَّمَ الله عَلَيْهِ

(حم ق ت) عن أبي هريرة.

1901 — Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Всевышний Аллах ревнив, и, поистине, ревнив так же верующий, а ревность Аллаха проявляется в том случае, когда верующий совершает то, что Аллах запретил ему (делать)». Этот хадис передали Ахмад 2/343, 387, 519, 536, 539, аль-Бухари 5223, Муслим 2761, ат-Тирмизи 1168.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1901, «Мухтасар Муслим» 1930.

____________________________________

См. также хадис №1642.

1902 (صحيح)

إنّ الله تعالى يَقْبَلُ الصدقَة ويأْخُذُها بِيَمِينِهِ فَيُرَبِّيها لأَحَدِكمْ كما يُرَبِّي أحَدٌ مُهْرَهُ حَتَّى إنّ اللُّقْمَةَ لَتَصِيرُ مِثْلَ أُحُدٍ

(ت) عن أبي هريرة.

1902 — Сообщается, что Абу Хурайра сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Всевышний Аллах принимает садакъу и берёт её Своей правой рукой и выращивает (эту садакъу) для каждого из вас, подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребёнка, пока (даже) кусочек (этой садакъи) не достигнет размеров (горы) Ухуд». Этот хадис передал ат-Тирмизи 662.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1902, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 856.

___________________________________

См. также хадисы №1815, 5600, 6152.

1903 (حسن)

إنّ الله تعالى يَقْبَلُ تَوْبَة العَبْدِ ما لمْ يُغَرْغِرْ

(حم ت ه حب ك هب) عن ابن عمر.

1903 — Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах Всевышний принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы». Этот хадис передали Ахмад 2/132, 153, ат-Тирмизи 3537, Ибн Маджах 4253, Ибн Хиббан 628, аль-Хаким 4/257 и аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 7063.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший редкий хадис».

Аль-Хаким назвал хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1903, «Тахридж мишкат аль-масабих» 2282, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3143.

_______________________________________
Шейх аль-Мубаракфури о словах: «пока не начнет издавать предсмертные хрипы» сказал: «Т.е. пока душа не подошла к горлу». См. «Тухфатуль-ахвази» 9/518.

Имам ан-Навави, да одарит его Аллах Своей милостью, сказал в «Шарх Сахих Муслим»: «Учёные, да смилостивится над ними Аллах, единогласны в том, что покаяние принимается до тех пор, пока человек не начнёт издавать предсмертные хрипы, о чём сказано в хадисе. Существуют три столпа покаяния: оставление греха, сожаление о содеянном и твёрдое намерение не совершать подобное в будущем. Если человек раскаивается в грехе, а затем возвращается к нему, то его раскаяние не нарушается. Если он раскаивается в одном грехе, а затем совершает другой, то его раскаяние действительно. Это мнение людей истины, но му’тазилиты придерживаются других взглядов по этим двум вопросам».

Что касается хадиса от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда Аллах потопил фараона, он сказал: “Я уверовал в то, что нет божества, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля”. (Юнус 10:90). Джибриль сказал мне: “О Мухаммад, видел бы ты меня, как я брал морскую глину и затыкал рот фараона, опасаясь, что он скажет: “Ля иляха илля-Ллах”». Ахмад 1/309, ат-Тирмизи 3107, ат-Таялиси 2618. Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 2015.
Некоторые представители течений, отрицающих и не понимающих вопросы предопределения считали данный хадис недостоверным. Однако имам ‘Али ибн Мухаммад аль-Хазин в своём тафсире «Любаб ат-таъвиль» 3/423-424 сделал опровержение им, что сторонники ахлю-Сунна, верят в предопределение и в то, что Аллах ведёт прямым путем кого пожелает и вводит в заблуждение кого пожелает. И Аллах велел ангелу Джибрилю (мир ему) воспрепятствовать фараону произнести шахаду, так как не желал принимать веру фараона — праотца всех неверных.
Шейх аль-Мубаракфури сказал: «Учёные говорили, что иман фараона не был принят, поскольку вера и покаяния не принимаются, когда ангелы пришли за душой и когда постигает наказание!» См. «Тухфатуль-ахвази» 9/518.
Всевышний Аллах сказал: «Мы переправили сынов Исраиля через море, а фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же фараон стал тонуть, он сказал: “Я уверовал в то, что нет божества, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраиля. Я стал одним из мусульман”. Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие» (Юнус 10:90-91).
Т.е. мало того, что фараон был уже в предсмертном состоянии, так ещё и в наказании от Аллаха, после которого не принесёт пользу вера! Говоря о неверных, Аллах Всевышний сказал: «Когда они узрели Наше наказание, они сказали: “Мы уверовали в Единственного Аллаха и не веруем в тех, кого мы приобщали в сотоварищи к Нему!” Но не помогла им вера, когда они увидели Наше наказание» (Гъафир 40:84-85).
Имам аль-Багъави толкуя слова: «а когда приходит к нему смерть» сказал: «Т.е. когда он впал в смертельную агонию. Говорит: “Поистине, теперь я раскаялся!” когда уже забирают его душу. В этом состоянии не принимается вера от неверного и покаяние от грешника. Всевышний Аллах сказал: “Но не помогла им вера, когда они увидели Наше наказание». Поэтому не принесла пользу вера фараону, когда он был потоплен».См. «Тафсир аль-Багъави» 2/185.
Таким образом, вера и покаяние любого человека, будь он верующий или неверный принимаются, если только смерть не явилась к нему и ангелы не стали забирать его душу. Имамы ас-Судди и аль-Кальби считали, что человек должен покаяться до смертельной болезни. Однако это мнение ученые считали слабым. Этот опровергает хадис, который передается от Абу Са’ида аль-Худри, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Иблис сказал: “О Господь, я не перестану вводить в заблуждение сынов Адама до тех пор, пока их души будут находиться в их телах”. Господь Всевышний и Всемогущий сказал: “Я же, не перестану прощать их, пока они просят Меня о прощении!”» Ахмад 3/76, Абу Я’ля 1273. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1650.
Когда шейха Ибн База спросили: «Человек заболел СПИДом, и врачи сказали, что ему осталось жить не долго. Каково его покаяние в этом положение?» Шейх ответил: «Пусть кается, даже в предсмертные часы, поскольку врата покаяния открыты, пока его разум с ним. Пусть кается и отстраняется от грехов, даже если ему сказали, что осталось прожить ему мало». См. «Фатава Ибн Баз» 9/437.
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «У человека много грехов, но его постигла смертельная болезнь и он не смог вылечиться, так как врачи сказали, что не в силах помочь. Он сейчас в раскаянии, так является ли его покаяние действительным, несмотря на его смертельную болезнь?» Шейх ответил: «Да, покаяние человека, отчаявшегося выжить действительно, как например, при раковой болезни, или когда человека собрались убить, даже если над ним занесли меч, или как прелюбодея решили забить и собирают уже для этого камни, покаяние их действительно. Всевышний Аллах принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начал издавать предсмертные хрипы. Всевышний сказал: “Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается» (ан-Нисаъ 4:17). Слова: “сразу же раскаивается” означают: кается прежде, чем умрёт, как сказал Аллах: “Нет покаяния тем, кто совершает грехи, а когда к нему приходит смерть” (ан-Ниса 4: 18)». См. «Ликъаъ Баб аль-мафтух» 53/73.
Что касается вопроса: Достаточно ли неверному перед смертью сказать «ля иляха илля-Ллах», чтобы умереть мусульманином, или же ему необходимо произнести полную шахаду, включая слова «Мухаммад — расулю-Ллах»?
Ученые на этот счёт разногласили. Одни говорили, что первое свидетельство «ля иляха илля-Ллах» подразумевает собой и второе «Мухаммад — расулю-Ллах». Однако имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в «Тухфатуль-мухтадж» сказал: «Что касается неверного, то ему следует велеть перед смертью говорить оба свидетельства однозначно, говоря при этом: “Ашхаду” (свидетельствую), поскольку неверный не станет мусульманином, кроме как при этом!»
Также о необходимости произнесения неверным двух свидетельств говорили имамы аль-Къасталяни, аль-Истави и др. См. «Мир’атуль-мафатих» 5/308.

1904 (صحيح)

إنّ الله تعالى يقولُ: إذا أخَذْتُ كرِيمَتَيْ عَبْدِي في الدُّنْيا لمْ يَكُنْ لهُ جَزَاءٌ عِنْدِي إلاّ الجَنّةَ

(ت) عن أنس.

1904 — Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Если Я лишу Своего раба двух его самых дорогих[1] в этом мире, то возмещением ему от Меня послужит только Рай”». Этот хадис передали ат-Тирмизи 2400 со слов Анаса; Ибн Хиббан 2930 со слов Ибн Аббаса; Ахмад 5/258 со слов Абу Умамы аль-Бахили.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1904, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3448.

_________________________________________

См. также хадисы№№1727, 4302, 8140 и 8143.

[1] Имеются в виду глаза. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1/357.

1905 (صحيح)

إنّ الله تَعالى يَقولُ: أنا عِنْدَ ظنِّ عَبْدِي بِي إنْ خَيْراً فَخَيْرٌ وإنْ شَرّاً فَشَرٌّ

(طس حل) عن واثلة.

1905 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Я поступлю со Своим рабом так, как раб мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошее, то поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохое, то поступлю с ним плохо”». Этот хадис передали ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 401, 7951 и Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 9/306. Также этот хадис передали Ахмад 3/491, 4/106, Ибн Хиббан 633, 634, 635, 641, Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 99, а от него ад-Дарими 2731, ад-Дувляби в «аль-Куна» 2/137-138, аль-Хаким 4/240, который назвал его достоверным и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1905, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3386, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1663.

__________________________________________

См. также хадисы №4315, 4316 и 8137.

В версии этого хадиса которую приводит Абу Ну’айм аль-Асбахани, сообщается, что Юнус ибн Майсара[1] сказал: «(Однажды) мы навещая Язида ибн аль-Асвада зашли к нему и туда же вошёл Василя ибн аль-Аскъа’. Когда он посмотрел на него, тот протянул свою руку и он взяв её начал протирать ею своё лицо и грудь, так как он присягал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Василя) спросил у него: “О Язид, какое у тебя мнение о твоём Господе?” Он ответил: “Хорошее”. (Василя) сказал: “Тогда радуйся, ибо, поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Я поступлю со Своим рабом так, как раб мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошее, то поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохое, то поступлю с ним плохо”».

Имам аш-Шаукани по поводу слов Всевышнего Аллаха в священном хадисе: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой», сказал: «В этом хадисе Аллах побуждает Своих рабов хорошо думать о Нём. Он также сообщает, что будет обращаться с ними в соответствии об их представлении о Нём. Тому, кто думает хорошо о Нём, Он воздаст наилучшим образом, прольёт на Него из Своей милости и щедрости, озолотит его Своими дарами. С тем, у кого не было таких представлений, Аллах не будет обращаться таким образом. Это и есть смысл слов Аллаха: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой”. Поэтому раб должен иметь хорошее мнение об Аллахе во всех ситуациях. Чтобы достичь такого состояния, он должен обращаться за помощью к доказательствам, указывающим на широту милости Аллаха Всевышнего[2]».

[1] Абу ‘Убайд, Абу Халбас аль-Джубляни являлся последоветелем сподвижников/таби’ий/. Был слепым, учёным Дамаска. Он прожил долгую жизнь и передавал хадисы от Му’авии, ‘Абдуллы ибн ‘Амра, Василя ибн аль-Аскъа’а, Ибн ‘Умара, Абу Муслима аль-Хауляни, ас-Сунабихи и др. От него передавали хадисы ‘Амр ибн Вакъид, Марван ибн Джанах, аль-Ауза’и, Са’ид ибн ‘Абдуль-‘Азиз и др.

Абу ‘Убайд и Абу Хассан аз-Зияди сказали: «Он дожил до ста двадцати лет. Он читал Коран в мечети и вёл полезные речи об аскетизме и мудрости». Достойным доверия его считали аль-‘Иджли и ад-Даракъутни.

Аль-Хайсам ибн ‘Имран сказал: «Однажды я сидел рядом с Ибн Халбасом и во время заката солнца он стал взывать с мольбой: “О Аллах, даруй нам шахаду на твоём пути …”. А я стал говорить: “Откуда он получит шахаду когда он слепой!?” И когда аббасиды вошли в Дамаск, его убили. До меня дошло о том, что когда его убийцам сообщили о его праведности, они стали плакать, и случилось это в сто тридцать втором году». См. «Сияру а’лями ан-нубаляъ 5/230.

[2] «Пособие для поминающих» стр. 12.

1906 (صحيح)

إنّ الله تعالى يَقولُ: أنا مَعَ عَبْدِي ما ذَكَرَني وَتَحَرَّكَتْ بي شَفَتاهُ

(حم ه ك) عن أبي هريرة.

1906 — Передают со слов Абу Хурайры о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Я (нахожусь) с рабом Моим, когда он поминает Меня и когда губы его прихо­дят в движение (, произнося имя) Моё”». Этот хадис передали Ахмад 2/540, аль-Бухари 13/417, Ибн Маджах 3792, Ибн Хиббан 815, аль-Хаким 1/496, который назвал хадис достоверным и с ним согласился Захаби.

Хафиз Ибн Хаджар назвал хадис достоверным. См. «Тахзиб ат-тахзиб» 12/448.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1906, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1490, «Сахих аль-маварид» 1972, «Мишкат аль-масабих» 2285.

1907 (صحيح)

إنّ الله تعالى يَقولُ: إنّ الصَّوْمَ لِي وأنا أجْزِي بِهِ إنّ لِلصَّائِمِ فَرْحَتَيْنِ إذا أفْطَرَ فَرِحَ وإذا لَقِيَ الله تعالى فَجَزَاه فرِحَ والّذِي نَفْسُ محمَّدٍ بيدهِ لخَلُوفُ فَمِ الصَّائِمِ أطْيَبُ عِنْدَ الله مِنْ رِيحِ المِسْكِ

(حم م ن) عن أبي هريرة وأبي سعيد معا.

1907 — Сообщается, что Абу Хурайра и Абу Са’ид аль-Худри сказали:- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Поистине, пост соблюдается ради Меня, и Я воздам за него”. И, поистине, постящегося ждут две радости: когда он разговляется — он радуется, и он обрадуется, когда встретится со Всевышним Аллахом, который вознаградит его. Клянусь Тем, в чьей длани душа Мухаммада, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса!» Этот хадис передали Ахмад 2/232, Муслим 1151 и ан-Насаи 4/162.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1907, «Мухтасар Муслим» 571. См. также хадис №4328.

__________________________________________________

Как указывается в «Шарх Сунан ан-Насаи» (3/378), слова «и Я воздам за него» имеют следующий смысл: только Мне известно, сколь велика будет его награда; человек совершает любое дело, зная, какую награду он за это получит, но это не относится к соблюдению поста, требующему проявления терпения, поскольку в Коране сказано: «Поистине, терпеливые получат свою награду сполна без счёта» (Сура 39 «Толпы», аят10). Ибн Хаджар пишет, что учёные по-разному понимали смысл слов «пост соблюдается ради Меня, и Я воздам за него»,поскольку Аллах воздаст людям за все их дела. По мнению одного из учёных, эти слова указывают на то, что, в отличие от прочих религиозных дел, пост не может соблюдаться напоказ. См. «Фатх аль-Бари»,т. 4, стр. 107.

Всевышний Аллах выделил пост из всех благодеяний по той причине, что в отличие от намаза, милостыни, хаджа и джихада, в посте меньше всего присутствует показуха. См. «Фатхуль-Бари» 4/107.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: «Достаточно слов Всевышнего: “ Пост для меня ”, чтобы указать на достоинство поста и его преимущества над прочими поклонениями!» См. «Маджалису шахри Рамадан» 15.

1908 (صحيح)

إنّ الله تعالى يَقولُ: إنّ العِزَّ إزَارِي والْكِبْرِياءَ رِدَائِي فَمَنْ نازعَنِي فِيهِما عَذَّبْتُهُ

(طس) عن علي.

1908 — Сообщается, что ‘Али сказал:- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Слава — Мой изар,[1] а величавость — Моя накидка/ридаъ/[2], того же, кто (попытается) оспаривать со Мной их, Я подвергнумучениям!”». Этот хадис передал ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 3380. Также этот хадис передали Муслим 2620 и аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 552 со слов Абу Са’ида и Абу Хурайры; Ахмад 2/248, 414, 427, 442, Абу Дауд 4090, Ибн Маджах 4174, Ибн Хиббан 5671, аль-Хаким 1/61 и ад-Дыяъ аль-Макъдиси 61/246/1 со слов Абу Хурайры; Ибн Маджах 4175 и Ибн Хиббан 5672 со слов Ибн ‘Аббаса.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1908, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 541.

___________________________________________

См. также хадисы №№3059, 4309-4311.

[1] Изар — кусок ткани, который обматывается вокруг бёдер.

[2] Здесь имеется в виду, что слава и величавость являются атрибутами Аллаха, и люди не должны пытаться уподобляться Ему в этом отношении. В книге “Джами` аль-Усуль” Ибн аль-Асир толкует использованные в этом хадисе метафоры «Мой изар» и «Моя накидка» следующим образом: «Аллах уподобил славу и величавость изару и накидке ввиду того, что эти качества охватывают собой того, кому они присущи, подобно тому, как охватывают собой человека изар и накидка, и при этом никто не разделяет с ним его изар и его накидку. То же самое можно сказать и об Аллахе Всемогущем и Великом: слава и величавость служат для Него изаром и накидкой, и никто не должен пытаться разделить их с Ним, для (разъяснения) чего и приводится подобный пример». См. «Сады праведных» имама ан-Навави (изд. на русс. яз.), ком. к хадису №618, пер. А. Нирша.

1909 (صحيح)

إنّ الله تعالى يَقُولُ: إنّ عَبْداً أصْحَحْتُ لهُ جِسْمَهُ وَوَسَّعْت علَيْهِ في مَعيشَتِه تَمْضِي عليْهِ خَمْسَةُ أعْوَامٍ لا يَفِدُ إلَيَّ لمَحْرُوم

(ع حب) عن أبي سعيد.

1909 — Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Поистине, Я даровал (Своему) рабу здоровое тело, достаток в имуществе, и прошло пять лет, но он не приходит ко Мне из-за чего (является) лишённым”». Этот хадис передали Абу Я’ля 1031 и Ибн Хиббан 3703 со слов Абу Са’ида аль-Худри.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1909, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1662.

__________________________________

«Я даровал (Своему) рабу» — то есть совершеннолетнему.

«достаток в имуществе» — то есть в еде и в остальном.

«но он не приходит ко Мне» — то есть он не навещает Мой Дом, а это Кааба.

«из-за чего (является) лишённым» — то есть Аллах лишает его блага или дополнительной награды и полного прощения, чтобы он стал таким же (безгрешным) как в тот день, когда его родила мать, что указывает на то, что он не любит своего Господа. См. «Файдуль-Къадир» 2/310.

1910 (صحيح)

إنّ الله يَقولُ: إنّ عَبْدِي المُؤْمِنَ عِنْدي بِمَنْزِلَةِ كلِّ خَيْرٍ يَحْمَدني وأنا أنْزعُ نَفْسَهُ مِنْ بَيْن جَنْبَيْهِ

(حم هب) عن أبي هريرة.

1910 — Сообщается, что Абу Хурайра сказал:

— Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, Аллах говорит: “Поистине, Мой верующий раб находится при Мне в степени того, (кто совершает) всякое благо. Он воздаёт Мне хвалу (даже в т время, когда) Я забираю его душу из тела». Этот хадис передали Ахмад 2/341, 361, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 4494, аль-Баззар 8471.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1910, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1632.

См. хадис №4318.

1911 (صحيح)

إنّ الله تعالى يَقولُ لأَهْلِ الجَنّةِ: يا أهْلَ الجَنّةِ فَيَقولونَ: لَبَّيْكَ رَبّنا وَسَعْدَيْكَ والخَيْرُ في يَدَيْكَ فيَقولُ: هَلْ رَضِيتُمْ ؟ فيَقولونَ: وما لَنا لا نَرْضَى وقَدْ أعْطَيْتَنا ما لمْ تُعْطِ أحَداً مِنْ خَلْقِكَ فيَقولُ: ألاَ أعْطِيكمْ أفْضَلَ مِنْ ذلِكَ ؟ فيَقولونَ: يا رَبُّ وأيُّ شَيْءٍ أفْضَلُ مِنْ ذلِكَ ؟ فيقول: أُحِلُّ عَلَيْكمْ رِضْوانِي فلا أسَخَطُ علَيْكمْ بَعْدَهُ أبَداً

(حم ق ت) عن أبي سعيد.

1911 — Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Поистине, Всевышний Аллах обратится к обитателям рая: “О обитатели рая!”, — и они скажут: “Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе, а (всё) благо в Твоих руках!” Тогда Он спросит (их): “Довольны ли вы?”, — и они скажут: “Чем же нам быть недовольными, ведь Ты даровал нам то, чего не даровал никому из Твоих созданий!” Тогда Он скажет: “Не даровать ли вам то, что лучше этого?!” Они спросят: “О Господь наш, а что же лучше этого?”, — и Он скажет: “Я ниспошлю вам Своё благоволение и после этого уже никогда не буду гневаться на вас!”» Этот хадис передали Ахмад 3/88, аль-Бухари 6549, Муслим 2829 и ат-Тирмизи 2555.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1911, «Мухтасар Муслим» 1960.

1912 (صحيح)

إنّ الله تعالى يَقولُ لأَهْوَنِ أهْلِ النّارِ عذَاباً: لوْ أن لَكَ ما فِي الأَرْضِ مِنْ شَيْءٍ كُنْتَ تَفتَدِي بِهِ ؟ قالَ: نَعَمْ. قالَ: فقَدْ سأَلْتُكَ ما هُوَ أهْوَنُ مِنْ هذا وأنْتَ في صُلْبِ آدَمَ أنْ لا تُشْرِكَ بي شَيْئاً فأَبَيْتَ إلا الشِّرْكَ!

(ق) عن أنس.

1912 — Передают со слов Анаса ибн Малика о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний спросит того из оказавшихся в огне, кто подвергнется самому лёгкому наказанию: “Будь у тебя всё то, что есть на земле, отдал бы ты это(, чтобы избавиться от мук)?” Тот воскликнет: “Да!” (Тогда Аллах) скажет: “Когда ты был ещё в чреслах Адама, Я просил тебя о том, что намного меньше этого, − не поклоняться никому наряду со Мной, но ты отказался (и настоял на своём) многобожии!”» Этот хадис передали Ахмад 3/129, 291, аль-Бухари 3334, 6538, 6557, Муслим 2805, Ибн Абу ‘Асым в «Сунна» 99.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1912, «Зилял аль-джанна» 99.

1913 (صحيح)

إنّ الله يقولُ: يا ابن آدَمَ اكْفِني أوَّلَ النّهارِ أرْبَعَ رَكَعاتٍ أكْفِكَ بِهِنَّ آخِرَ يَوْمِكَ

(حم) عن عقبة بن عامر.

1913 — Передают со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира аль-Джухани о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах говорит: “О сын Адама, обеспечь ради Меня начало дня (совершением) четырёх рак’атов и Я обеспечу тебе из-за них конец дня!”» Этот хадис передали Ахмад 4/153 и Абу Я’ля 1757.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1913, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 671.

См. также хадисы №4339, 4342.

_____________________________________

«начало дня совершением четырёх рак’атов» — возможно, что имеется в виду обязательная утренняя молитва и два рак’ата дополнительной молитвы перед ней, или под упомянутыми четырмя рак’атами подразумевается молитва духа (صلاة الضحى) и к этому мнению склонился имам Абу Дауд, автор «ас-Сунан» и в соответствии с этим поступают люди. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 1/643.

«Я обеспечу тебе из-за них конец дня» — то есть, Я защищу тебя от зла и бедствий, которые могут постигнуть тебя в конце этого дня. См. «Файдуль-Къадир» 4/468.

1914 (صحيح)

إنّ الله تعالى يقولُ: يا ابنَ آدَمَ تَفَرَّغْ لِعِبادَتِي أمْلأ صَدْرَكَ غِنًى وأسُدَّ فَقْرَكَ وإنْ لا تَفْعَلْ مَلأتُ يَدَيْكَ شُغْلاً ولم أسُدَّ فَقْرَكَ

(حم ت ه ك) عن أبي هريرة.

1914 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: “О сын Адама, освободись для поклонения Мне, и Я наполню твое сердце богатством и избавлю тебя от бедности. А если же ты не сделаешь этого, то Я займу тебя работой, и не избавлю тебя от нищеты”». Этот хадис передали Ахмад 2/358, ат-Тирмизи 2466, Ибн Маджах 4107, Ибн Хиббан 393 и аль-Хаким 2/443 со слов Абу Хурайры.

Ат-Тирмизи сказал: «Хороший редкий хадис».

Аль-Хаким назвал хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1914, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3166, «Тахридж мишкат аль-масабих» 5100.

1915 (صحيح)

إنّ الله تعالى يقولُ يَوْمَ القيَامَةِ: أيْنَ المُتَحابُّونَ لِجَلالي اليَوْمَ أُظِلُّهُمْ في ظِلِّي يَوْمَ لا ظِلَّ إلاّ ظِلِي

(حم م) عن أبي هريرة.

1915 – Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, в День воскрешения Аллах Всевышний скажет: “Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!”» Этот хадис передали Ахмад 2/237, 338, 370, 523, 535, Муслим 2566, Ибн Хиббан 574, аль-Байхакъи в «Сунан аль-Кубра» 10/232 и в «Шу’аб аль-иман» 8989, 8990 и Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 6/344.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1915, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3011, «Мишкат аль-масабих» 5006.

1916 (صحيح)

إنَّ الله تعالى يقولُ يَوْمَ القيَامَةِ: يا ابنَ آدَمَ مَرِضْتُ فَلَمْ تَعُدْنِي قالَ: يا رَبِّ كَيْفَ أعُودُكَ وأنتَ رَبُّ العالَمِينَ ؟ قالَ: أمَا عَلِمْتَ أنّ عَبْدِي فُلاناً مَرِضَ فَلَمْ تَعُدْهُ ؟ أمَا عَلِمْتَ أنّكَ لوْ عُدْتَهُ لَوَجَدْتَني عندَهُ ؟ يا ابن آدَمَ اسْتَطْعَمْتُكَ فَلَمْ تُطْعِمْنِي فقالَ: يا رَبِّ وكَيْفَ أُطْعِمُكَ وأنتَ رَبُّ العَالَمِينَ ؟ قالَ: أمَا عَلِمْتَ أنهُ اسْتَطْعَمَكَ عَبْدِي فُلانٌ فَلمْ تُطْعِمْهُ ؟ أمَا عَلِمْتَ أنّكَ لوْ أطْعَمْتَهُ لَوَجَدْتَ ذلك عندِي ؟ يا ابنَ آدَمَ اسْتَسْقَيْتُكَ فَلمْ تَسْقِنِي قال: يا رَبِّ كَيْفَ أسْقِيكَ وأنتَ رَبُّ العالَمِينَ ؟ قال: اسْتَسْقاكَ عَبْدي فُلانٌ فَلَمْ تَسْقِهِ أمَا إنّكَ لوْ سَقَيْتَهُ لَوَجَدْتَ ذلك عندِي ؟

(م) عن أبي هريرة.

1916 — Сообщается, что Абу Хурайра сказал:- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, в День воскрешения Аллах Всевышний скажет: “О сын Адама, Я болел, а ты не навестил Меня!” (Тот человек, к которому Он обратится,) скажет: “О Господь мой, как же я (могу) навестить Тебя, когда Ты — Господь миров?!” (Аллах) скажет: “Разве не знал ты, что такой-то раб Мой заболел, а ты не навестил его? Разве не знал Ты, что если бы ты его навестил, то нашёл бы рядом с ним и Меня? О сын Адама, Я просил тебя накормить Меня, но ты Меня не накормил!” (Человек) скажет: “О Господь мой, как же я (могу) накормить Тебя, когда Ты — Господь миров?!” (Аллах) скажет: “Разве не знал ты, что такой-то раб Мой просил тебя накормить его, а ты не накормил его? Разве не знал ты, что если бы ты накормил его, то (потом) непременно нашёл бы это у Меня?[1] О сын Адама, Я просил у тебя воды, а ты не напоил Меня!” (Человек) скажет: “О Господь мой, как же я (могу) напоить Тебя, когда Ты — Господь миров?!” (Аллах) скажет: “У тебя просил воды такой-то раб Мой, а ты не напоил его! Разве (не знал) ты, что если бы ты напоил его, то (потом) непременно нашёл бы это у Меня?”» Этот хадис передали аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 517 и Муслим 2569.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1916, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 952, 3468, «Сахих аль-Адабуль-муфрад» 402, «Мишкат аль-масабих» 1528.

_____________________________________________________

Ранние мусульманские богословы признавали этот хадис и не искажали его очевидный смысл в угоду собственным желаниям. Они истолковывали



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: