Подход Д.А. Леонтьева к пониманию потребностей




Потребность как отсутствие блага.

Потребности не являются чем-то изначально (в момент рождения) заложенным в человека, а выступают как форма отношений, складывающихся между человеком и миром, в котором он живет, в процессе их взаимодействия.

Потребность в традиционном ее понимании характеризуется двумя основными признаками. С фермально-динамической стороны - это состояние нужды в каком-то недостающем организму предмете. Основанием для вывода о наличии той или иной потребности выступает поведение, которое интерпретируется как проявление данной потребности. Т.о. это отождествление потребности с потребностным состоянием нужды в чем-либо, либо непосредственно переживаемой субъектом, (субъективная нужда), либо констатируемой внешним наблюдателем ("объективная нужда").

Традиционное (потребительское) понимание потребности содержит в себе ряд трудно разрешимых проблем. Во-первых, если ограниченный набор потребностей животных можно при желании свести к состоянию объективной нужды организма в чем-то, без чего он не может существовать, то, переходя на уровень человека, оказывается очень не просто свести к общему знаменателю такие разнородные побуждения как потребность в кислороде, в движении, в пище, стремление к самоутверождению, жажда денег, жажда творчества, потребность быть личностью. Во-вторых, умозаключение от поведения к истинной трактовке соответствующей потребности-нужды в данном поведении дает лишь иллюзию объяснения поведения.

Понимание потребностей повинно не только с её биологической стороны, но и с психологической. Также на природу потребностей влияют соображения идеологического характера (влияние СССР и т.д.).

Традиционное понимание потребностей базируется на онтологической схеме, получившей название "онтология изолированного индивида".

Суть этого подхода заключается в том, что противопоставление субъекта и объекта более или менее открыто сравнивает человека с его сознанием. Тем самым человек изымается из бытия, из объективной действительности, и ставится как бы вне этой действительности.

И субъект, и объект трактуются как самостоятельные натуральные сущности вне зависимости от практической связи между ними.

Существо изначально вживлено в мир, связано с ним материальной пуповиной своей жизнедеятельности. Если рассматривать мир вне связи с субъектом, он лишается своей психологической характеристики и предстаёт как безжизненный мир. Напротив, "мир, каков он для человека, - это объективная характеристика".

*Т.о. личность и среда выступают как два полюса.

Центральное место в этой сети отношений занимают потребности.

Потребности – формы отношений индивид-среда, которые необходимы для оптимального биологического или психологического функционирования индивида.

Индивид является лишь одним полюсом целостной единицы "индивид-мир", который не обладает автономным функционированием в отрыве от второго полюса этой системы.

Необходимо определять потребности через формы деятельности, в которых они реализуются, и рассматривать их как потребности в деятельности, а не в предмете.

Во-первых, каждой потребности отвечает, как правило, целый ряд предметов, объединяет которые характер направленной на них деятельности.

Во-вторых, один и тот же предмет может содержать возможности осуществления с ним несколько разных видов деятельности и быть соответствующим одновременно нескольким потребностям. Сам предмет при этом может занимать в структуре потребности разное место, являясь либо непосредственно тем, что необходимо индивиду, либо носителем человеческой деятельности, которую необходимо освоить, либо продуктом реализации сил индивида в свободной деятельности. В соответствии с этими тремя возможными структурами выделяются три иерархических уровня человеческих потребностей - потребности в обладании, в распредмечивании и в опредмечивании. Понятие деятельности, таким образом, является промежуточным звеном между понятием потребности и понятием отношений с миром или жизненных отношений.

Существуют два класса нашей жизнедеятельности. К одному из них будут относиться формы взаимодействия с миром, решающую роль в осуществлении которых играет специально организованная активность субъекта в форме его деятельности. К другому классу будут относиться формы взаимодействия субъекта с миром, осуществляющиеся автоматически, за счет саморегулирующейся активности отдельных органов и функциональных систем (например, кислородный обмен).

Потребность мы определим как соответствующее одному из образов жизнедеятельности объективное отношение между субъектом и миром, требующее для своей реализации активности субъекта в форме его деятельности. Понятие требования означает здесь, что при отсутствии требуемой активности состояние жизненных отношений соответствующего образа будет неблагоприятным для сохранения, существования и развития субъекта.

В таком понимании потребность предстает не как негативная характеристика индивида, определяемая через отсутствие, нужду в чем-либо, а как позитивная характеристика человеческих проявлений жизни.

Человек при рождении не обладает потребностями, он обладает лишь потенциальными возможностями их возникновения. Потребности возникают при сочетании возможности данной формы отношений с миром, с ее необходимостью. Потребности человеческого индивида не являются заложенными в него генетически.

Д. А. Леонтьев считает, что потребность нужно определять через формы деятельности, в которых она реализуется, рассматривать ее как потребность в деятельности, а не в предметах. Обосновывает он это тем, что каждой потребности отвечает не один, а ряд предметов, которые объединяет не что иное, как характер направленной на них деятельности; с другой стороны, один и тот же предмет может относиться одновременно к нескольким потребностям и содержать возможность осуществления нескольких видов деятельности. Все это верно и уже отмечалось нами при обсуждении мнения, что потребность – это предмет. Но Д. А. Леонтьеву можно и возразить: ведь одна и та же потребность может удовлетворяться разными видами деятельности (тщеславному человеку не важно, чем заниматься, лишь бы быть на виду). Поэтому подобные рассуждения – не самый сильный довод в его пользу. Главное не в том, через что определять потребность – предмет или деятельность, а что такое сама потребность. Д. А. Леонтьев отвечает на это так: потребность – это соответствующее одному из модусов (разновидности) жизнедеятельности объективное отношение между субъектом и миром (понимай – зависимость субъекта от окружающего мира), требующее для своей реализации активности субъекта в форме его деятельности. В таком понимании, считает автор, потребность предстает не как негативная характеристика индивида, определяемая через нужду, а как позитивная характеристика, отражающая форму взаимодействия с миром, определенную форму деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: